Консультация для родителей «Условия организации взаимодействия с детьми в познавательных игровых сеансах»
консультация (младшая группа)

Царегородцева Ирина Петровна

Важной стороной организации познавательных игровых сеансов являются условия организации взаимодействия с детьми, при соблюдении которых удается достигнуть поставленные цели, обеспечить эмоционально благоприятные и психологически комфортные составляющие развития ребенка.

Основными условиями организации взаимодействия с детьми являются: личностно ориентированный подход к организации образовательной деятельности; субъект-субъектные отношения между взрослыми и ребенком; поддержка индивидуальности ребенка; содействие становлению и развитию личности ребенка; поддержка инициативы и самостоятельности детей; создание возможности игрового взаимодействия со сверстниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №1 «Росинка»,

г. Козьмодемьянск Республика Марий Эл

Консультация для родителей

 «Условия организации

взаимодействия с детьми

в познавательных игровых сеансах»

Выполнила: Воспитатель 1 кв. категории

МДОУ № 1 «Росинка»

Царегородцева И.П.

                         

г. Козьмодемьянск

май, 2020 г.


Условия организации взаимодействия с детьми

в познавательных игровых сеансах

Важной стороной организации познавательных игровых сеансов являются условия организации взаимодействия с детьми, при соблюдении которых удается достигнуть поставленные цели, обеспечить эмоционально благоприятные и психологически комфортные составляющие развития ребенка.

Основными условиями организации взаимодействия с детьми являются: личностно ориентированный подход к организации образовательной деятельности; субъект-субъектные отношения между взрослыми и ребенком; поддержка индивидуальности ребенка; содействие становлению и развитию личности ребенка; поддержка инициативы и самостоятельности детей; создание возможности игрового взаимодействия со сверстниками. Рассмотрим реализацию данных условий при проведении познавательных игровых сеансов,

Познавательные игровые сеансы строятся на основе личностно ориентированного подхода, который предполагает гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, уважение к личности ребенка, признание самоценности детства, сохранения его уникальности как важного этапа в общем развитии человека.

Основой взаимодействия с детьми являются партнерские субъект-субъектные отношения между взрослым и ребенком, которые отличаются демократизмом, сотрудничеством, сотворчеством и определенными способами общения (понимание, принятие, признание ребенка, сочувствие, сопереживание). Педагоги и родитель не довлеют над ребенком, а ставят во главу угла потребности малыша, его индивидуальные особенности. Взрослый вместе с ребенком учится, трудится, переживает, радуется, творит, мягко направляя его деятельность, помогая проявить инициативу. Только такой подход способен обеспечить уважение к личности ребенка, заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, создать эмоционально и психологически благоприятные условия для развития ребенка.

Образовательная деятельность в игровых сеансах строится с учетом ориентации на индивидуальные особенности детей. Гибкая структура сеанса позволяет менять ход занятия, дает возможность подбирать игры и задания в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Внимание фокусируется не на том, что ребенок не может делать, а на том, что он способен делать сейчас, чтобы достичь чего-то большего. Путем поддержки и одобрения ребенка со стороны взрослых, предложения ему тех заданий, с которыми он может справиться и проявить себя, создаются условия для ощущения ребенком своей успешности. При составлении содержания игрового сеанса учитываются склонности, интересы и возможности детей.

В познавательных игровых сеансах большое значение уделяется содействию становления и развития личности ребенка. В планирование содержания деятельности включаются задачи, связанные не только с приобретением ребенком знаний об окружающем мире, определенных умений и навыков, но и направленные на развитие личностных качеств. Несмотря на то, что тематическая цель познавательного игрового сеанса - познакомить ребенка с окружающей действительностью, при организации различных видов детской деятельности особое внимание уделяется поддержке личных успехов ребенка, развитию самостоятельности, игровому общению, способности договариваться, сопереживать, проявлять инициативу.

Одним из важных условий организации взаимодействия с детьми в познавательных игровых сеансах является поддержка инициативы и самостоятельности детей, возможность выбора детьми видов активности, участников совместной деятельности и общения. Самостоятельная игровая деятельность ребенка имеет большое значение в процессе его развития — это высшая степень проявления познавательной деятельности дошкольника, При ее организации педагогам и родителям следует уважительно относиться к игре ребенка, признать выбор ребенка, на который он имеет право, даже несмотря на

то, что малыш может выбрать «примитивную» с точки зрения взрослого игру. В любом случае взрослый должен постараться поддержать игру, стать ее участником и только после установления партнерских отношений показать ребенку возможности ее модификации (если игра бедна и монотонна).

Наряду с признанием добровольности главным условием вовлечения ребенка в игру и ее дальнейшего развертывания, от взрослого требуется соблюдать недирективность в игровом взаимодействии с ребенком, воздерживаться от любых форм навязывания и принуждения к игровой деятельности. Недопустимы проявления критики к действиям малыша, необоснованное прерывание детской игры, ведь право на игру предполагает время и место для реализации свободной, эмоционально насыщенной, спонтанной деятельности детей, возможность выбора детьми материалов и видов активности. Разыгрывание запланированных педагогом сценариев или прямое руководство взрослым игровыми действиями не является самостоятельной детской игрой и не имеет для ребенка должного развивающего эффекта. Взрослый может вдохновлять детей на самостоятельную игру, создавать условия для нее, участвовать в ней на равных правах, а не контролировать действия детей. В связи с этим важно объяснить родителям, что не следует все время активно помогать своему ребенку или постоянно исправлять ошибки: лучшая поддержка для малыша — совместная игра, когда ребенок видит, что родитель заинтересованно участвует в процессе, а не поправляет и одергивает его. При этом крайне важно понимать, что при выполнении детьми и родителями совместных заданий

по показу педагога существуют 2 этапа:

1) выполнение задания, где активную роль выполняет взрослый, а ребенок является наблюдателем или пассивным участником;

2) выполнение задания, где взрослый находится рядом с малышом, помогая только в том случае, если ребенок не справляется с заданием.

Игровая деятельность способствует формированию различных социальных навыков выстраивания взаимоотношений в детско-взрослом коллективе. Потребность в общении между детьми имеет специфическое содержание, которое формируется путем создания игрового взаимодействия со сверстниками. Поэтому в процесс игрового сеанса включаются игры на взаимодействие детей между собой, стимулирующие детскую активность и требующие детского сотрудничества (игры в парах, групповые игры). Игровое взаимодействие со сверстниками не выделяется как отдельный структурный компонент сеансов: оно осуществляется путем подбора игр на взаимодействие и активное игровое общение с партнером. Роль взрослого в становлении потребности в общении со сверстниками состоит в формировании коммуникативных отношений между детьми. При этом педагогу необходимо учитывать особенности организуемой игровой среды, ее достаточность для проявления экспериментирования, игровой, познавательной и исследовательской деятельности детей, а также адекватность игр и игрушек уровню и особенностям развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна постоянно дополняться материалом, игрушками по теме сеанса, обеспечивать возможности не только двигательной активности, общения и совместной деятельности детей и взрослых, но и уединения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Динамические познавательно-игровые сеансы на прогулке

Для успешного  освоения детьми образовательных областей «Физическая культура» и  «Здоровье» воспитатели в зимнее время организуют совместную деятельность с ребенком, используя подвижные игры...

Динамические познавательно-игровые сеансы на прогулке

Для успешного  освоения детьми образовательных областей «Физическая культура» и  «Здоровье» воспитатели в зимнее время организуют совместную деятельность с ребенком, используя подвижные игры...

Познавательные игровые сеансы с родителями.

Новая форма работы с родителями и детьми......

Познавательный игровой сеанс: «Домик для перелётных птиц» для детей старшей группы

Познавательно-игровой сеанс  - комплекс, состоящий из  игровых упражнений, направленных на развитие познавательной, коммуникативной и социально-эмоциональной сферы с активным участием в них ...

Познавательно-игровой сеанс

В презентации представлена структура познавательно-игрового сеанса, его технология проведения....

Познавательный игровой сеанс- как одна из форм работы с родителями.

laquo; Познавательный игровой сеанс – как одна из форм взаимодействия с родителями »           Актуальность.  ...

Консультация для родителей "Познавательный игровой сеанс как форма взаимодействия с семьей".

Основными задачами проведения познавательных игровых сеансов по взаимодействию с семьей являются:• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей;&bull...