Консультация для родителей "Познавательный игровой сеанс как форма взаимодействия с семьей".
консультация (младшая группа)

Царегородцева Ирина Петровна

Основными задачами проведения познавательных игровых сеансов по взаимодействию с семьей являются:

• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей;

• гармонизация детско-родительских отношений, развитие продуктивных формы общения с ребенком, повышение эффективности профилактики и предупреждения семейного неблагополучия детей;

• повышение потенциала взаимного доверия между образовательной организацией и семьей;

• актуализация в общественном сознании потребности в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса всей последующей жизни человека.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №1 «Росинка»,

г. Козьмодемьянск Республика Марий Эл

Консультация для родителей

 «Познавательный игровой сеанс как форма взаимодействия с семьей»

Выполнила: Воспитатель 1 кв. категории

МДОУ № 1 «Росинка»

Царегородцева И.П.

                         

г. Козьмодемьянск

апрель, 2020 г.


Познавательный игровой сеанс как форма взаимодействия с семьей

Основными задачами проведения познавательных игровых сеансов по взаимодействию с семьей являются:

• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей;

• гармонизация детско-родительских отношений, развитие продуктивных формы общения с ребенком, повышение эффективности профилактики и предупреждения семейного неблагополучия детей;

• повышение потенциала взаимного доверия между образовательной организацией и семьей;

• актуализация в общественном сознании потребности в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса всей последующей жизни человека.

Каковы основные преимущества познавательного игрового сеанса в сфере взаимодействия с семьей ребенка?

Применение познавательного игрового сеанса позволяет педагогу обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи путем партнерского взаимодействия с родителями в непосредственной образовательной деятельности, что не требует выделения отдельного времени для встреч с родителями. Превращение родителей в активных участников образовательного процесса обеспечивает конструктивное взаимодействие детского сада с семьей, способствуют созданию психологического комфорта и благоприятных условий для развития личности ребенка. Родитель, оказывающийся внутри педагогического процесса, не только присутствует на открытых занятиях и принимает участие в консультациях, а в практической игровой деятельности вместе с ребенком получает опыт конструктивного общения, повышая педагогическую компетенцию. Это помогает родителям увидеть мир глазами ребенка, почувствовать то, что чувствует он, понять, в чем кроются возможные причины проблем его развития и способов их решения, получить ответы на волнующие вопросы.

Игровые сеансы как форма работы с семьей строятся на основе партнерства, сотрудничества и взаимодействия детского сада и семьи, что предполагает не непосредственное воздействие педагога на семью и нацеленность на решение задачи «научить родителей воспитанию детей», а поворот к особенностям и интересам развития конкретного ребенка на основе диалога с каждой семьей. Переход к новым формам отношений родителей и педагогов невозможен в рамках «закрытого» детского сада: он должен стать открытой системой. Это означает гуманизацию отношений между детьми, педагогами и родителями, изменение педагогического процесса в сторону большей свободы, гибкости и дифференциации.

Для осуществления партнерского взаимодействия с семьей необходим подготовительный этап работы с педагогическими кадрами и родителями. Именно поэтому перед проведением игровых сеансов необходимо провести несколько встреч с родителями, на которых важно осветить вопросы, связанные со структурой и задачами сеанса, правилами поведения и формой одежды и др. Необходимо также ознакомить родителей с тем, какие принципы взаимодействия с семьей реализуются во время игровых сеансов.*

Принцип взаимоуважения. Педагоги и родители в своих отношениях исходят из принципов уважения и взаимного признания компетентности, из веры в способность понимать ребенка, обучаться и находить оптимальные способы решения возникающих проблем. Работа должна строиться на основе уважения личности независимо от их этнокультурной принадлежности, экономического статуса и уровня физических возможностей.

Принцип равноправного партнерства в образовательной деятельности. Данный принцип предусматривает совместную деятельность, сотрудничество и сотворчество педагога и родителя в решении задач воспитания и развития детей.

Принцип взаимоинформирования. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если педагог знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольной организации. Воспитывающие взрослые сообщают друг другу факты о закономерностях развития ребенка, его самочувствии, особенностях поведения и др. В свою очередь педагоги информируют родителей об особенностях организации образовательной деятельности детей.

Принцип конфиденциальности. Информация о ребенке и семье, доступная сотрудникам, не подлежит разглашению без согласия семьи, кроме случаев, определенных законодательством РФ.

Принцип опоры на «родительскую педагогику». Этот принцип предполагает достижение родителями понимания того, что источник развития ребенка в существенной мере зависит от семьи, повседневная жизнь которой представляет массу возможностей для развития ребенка. Это означает, что родители способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые педагогом методы в ходе повседневной заботы о ребенке.

Опыт организации познавательных игровых сеансов позволяет сформулировать следующие рекомендации по взаимодействию с родителями.

• Педагоги должны осознать, что родители воспитанников — это взрослые люди с развитым самосознанием, отражающим личное мировосприятие и уровень удовлетворенности своим положением и жизнью в целом, имеющие свои идеалы и стремления. Они вправе делать свой выбор, размышлять о содержании образования, участвовать в планировании деятельности, анализировать материал, насколько он нужен и полезен. Родители должны чувствовать себя полноправными участниками группы, а не «учениками». Поэтому педагоги должны быть настроены на сотрудничество,

_____________

* При выделении принципов взаимодействия мы опирались на семейно-центрированный поход и использовали методические рекомендации, апробированные в Центре психолого-медико-социального сопровождения «Лекотека» системы вариативных форм дошкольного образования департамента образования г. Москвы.

научиться выслушивать замечания и вопросы, признавая родительскую компетентность. А значит, вовремя сеанса (в начале, в конце или во время самостоятельной деятельности детей) должно быть выделено время, когда родители будут иметь возможность задать педагогам вопросы, рассказать им о чем-либо.

• При проведении игровых сеансов, педагоги должны стремиться создавать комфортные условия всем участникам группы и аккуратно сопровождать ребенка и родителя. Если по каким-либо причинам ребенок не включается в работу группы (бросает игрушки, дерется, ведет себя неадекватно ситуации), педагогу не следует критиковать родителей, а напротив, помочь им найти выход. Здесь важно уметь войти в положение родителей, не обвинять их за плохое поведение ребенка, а попробовать вместе искать наиболее гармоничные способы взаимодействия родителя с ребенком. Необходимо избегать чрезмерных негативных характеристик ребенка и его поведения (зачастую воспринимаемую родителями как критику), начинать беседы с положительных моментов и характеристик ребенка, таким образом влияя на отношение родителей к дальнейшему разговору. Отправной точкой сотрудничества с родителями и совместного поиска наиболее эффективных способов формирования личности ребенка должна быть педагогическая помощь в освещении особенностей развития малыша и осознании родителями сильных и слабых сторон его развития.

• Педагог должен формировать у родителей понимание того, что: ежеминутное общение с ребенком имеет иногда больший потенциал развития, чем специально организованные занятия; что негативный личный опыт родителей, отсутствие у них специальных знаний, нарушение семейного функционирования часто мешают взрослым быть любящими и позитивными по отношению к малышу; что невнимание, раздражительность и директивность часто становятся привычными чертами родительского стиля воспитания. Поэтому педагогам необходимо осуществлять поддержку позитивного стиля взаимодействия с ребенком. Руководя действиями родителей в процессе сеансов, педагог должен прибегать к таким методам, как подсказка, образец, игнорирование неприемлемых реакций ребенка, оказывающим непосредственную помощь родителям в совершенствовании педагогических навыков. 

• Проведение познавательных игровых сеансов должно оказывать просветительно-информационную помощь родителям, т.к. большинство из них, несмотря на отсутствие педагогического опыта и знаний, проявляет высокую заинтересованность к расширению спектра игровой активности с ребенком. В связи с этим на игровых сеансах следует рекомендовать и демонстрировать родителям необходимые образцы развивающих игр и упражнений, с помощью которых они могут значительно развить познавательную сферу детей. На это должны быть направлены педагогические рекомендации родителям после сеанса поиграть дома с детьми в игры, почитать сказки, использованные на сеансе, им может быть предложен раздаточный материал для закрепления (стихи, песенки, потешки). Также педагог может познакомить родителей с образовательными ресурсами в виде книг, образцов игрушек, видео-, аудиоматериалов, используемых на сеансе.

• В связи с тем, что форма организации познавательного игрового сеанса позволяет участвовать и другим членам семьи ребенка, на игровой сеанс могут приглашаться бабушки, дедушки, папы, родственники, воспитатели (няни). Это поможет создать в образовательной организации условия, способствующие консолидации семейной и образовательной общественности, объединить членов одной семьи в деле воспитания их

ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: "Родительская газета, как форма взаимодействия ДОУ и семьи"

Цель газеты: • обеспечить психолого-педагогическое информирование родителей;• способствовать  формированию  нового  менталитета  родителей  как воспитателей и изменить саму с...

Консультация "Активные формы взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ"

В конспекте описывается фрмы работы с родителями....

Консультация для педагогов "Игровые технологии,как форма взаимодействия педагога и детей "

Игровые технологии – это игровые формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля). Другими словами, понятие «игровые технологии» включает достаточн...

«Игровые сеансы как модель взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду»

В современных условиях актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление...

Игровой практикум, как одна из активных форм взаимодействия с семьями дошкольников

Статья представляет обмен опыта по работе с родителями дошкольников....

«Игровой сеанс как форма организации образовательной деятельности детей с особыми возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО»

Методическая разработка для родителей о форме организации образовательной деятельности детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС ДО...

Детско-родительский игровой сеанс как форма взаимодейтсвия с семьей в ДОУ

Инновационные формы работы с родителями:цели, задачи, практическая значимость...