«Игровые сеансы как модель взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Ушакова Елена Вячеславовна

В современных условиях актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovoy_seans.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Игровые сеансы как модель взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду»

В современных условиях актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что  детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка.

 Ведь адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом, социальном. Поступление  в детский сад для  некоторых детей и родителей - это сильный стресс  

Поэтому, чтобы помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям, необходима, такая организация жизни ребенка в  ДОУ, которая приводила бы к адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения,  со взрослыми и  сверстниками и сохраняла бы здоровье ребенка.

В нашем детском саду проводятся следующие мероприятия по сопровождению адаптации вновь поступивших детей  и их родителей:

  1. Заведующая приглашает родителей на родительское собрание и на игровые сеансы «Вместе с мамой» с педагогом психологом ( раздает приглашения).
  2. Провожу родительское собрание

Обсуждаемые темы:

Адаптация ребенка к детскому саду.

Психологические особенности развития детей 2-3 лет.

Презентация программы игровых сеансов «Вместе с мамой».

  1.  В течение месяца провожу игровые сеансы «Вместе с мамой»  2р в неделю
  2. Игровые сеансы с детьми в утренние часы с 8.00-8.30
  3. Игровые сеансы на прогулке в летний период.
  4. Психологическое сопровождение детей в режимных моментах и помощь воспитателям.

 Я разработала  предадаптационную программу,  которую назвала «Вместе с мамой» ,  она состоит из 10 –ти игровых  сеансов.  Которые я провожу в музыкальном зале и групповой. », по возможности  в их проведении мне помогают музыкальный руководитель,  в этом году еще  и педагог по ИЗО.

 Главным расслабляющим средством  в период адаптации является игра. Лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие игровые ситуации, чтобы  маленький ребенок больше смеялся,  радовался.

Цель игровых сеансов – социализация детей, оптимизация детско-родительских отношений и приобщение родителей к совместной игровой деятельности со своими детьми и их сверстниками.

Основные задачи игровых сеансов:

*Создание условий для успешной адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к ДОУ.

*Обеспечение открытости, сотрудничества и взаимодействие  специалистов ДОУ и родителей.

*оказание консультативной помощи родителям по вопросам воспитания, развития ребенка

*обучение родителей играм, упражнениям, развивающим познавательные процессы  и эмоционально-личностную сферу

*обучение родителей адекватным способам реагирования в конфликтных ситуациях с ребенком;

Главная  задача игровых сеансов в адаптационный период наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить ему минуты радости,  сделать все возможное  для положительного  отношения  к детскому саду.

Принципы проведения игровых сеансов:

  1. Планирование игрового сеанса
  2. Оформление игровой среды, соответствующей возрасту, полу ребенка, тематике игрового сеанса
  3. Обеспечение свободного выбора игрушек, изобразительного материала участниками игрового сеанса
  4. Готовность педагога к   позитивному вовлечению в игру со всеми участниками  игрового сеанса при их инициативе
  5. Доброжелательное и уважительное отношение ко всем участникам

          В каждом игровом сеансе присутствует:

1.Совместная деятельность взрослого и ребенка

2.Самостоятельная  деятельность детей

3.Взаимодействие детей и взрослых  друг с другом

Структура игрового сеанса:

  1. Приветствие
  2. Танцевально-двигательные упражнения. Подвижные игры
  3. Организованное совместное творчество
  4. Свободная игровая и творческая деятельность
  5. Рефлексия. Беседы с родителями.
  6. Собираем игрушки
  7. Ритуал  «Прощания».

1.Приветствие   (важный момент с группой, позволяющей сплачивать детей и родителей, создавать атмосферу группового доверия и принятия)

 Начинаю игровой сеанс с приветствия. Игрушка на моих руках   приветствует ребенка и маму. Говорит: «Я рада, что (имя ребенка и имя мамы) вы пришли сегодня в детский сад. Мы сейчас будем играть. Игрушка здоровается и перечисляет имена всех детей. Радостно говорю: «Как хорошо, что (имя ребенка) пришел(ла) в д/с! В садике очень хорошо!»  Я через игрушку поглаживаю каждого по голове или спине (с их разрешения). Установить контакт  с ребенком  легче через игрушку. Также возможен телесный контакт ( с разрешения ребенка). поглаживание по  рукам, голове,. спине.

Прикосновения снимают напряжение.

2.Танцевально-двигательные упражнения, подвижные игры,  Приносят детям огромную радость, снимают эмоциональное напряжение, удовлетворяют потребность в движениях.  Малышам очень нравятся игры «Раздувайся пузырь», «Карусель». На игровых сеансах я использую известные подвижные игры:  «Кошка и мышки»«Медвежонок хватит спать» «Лохматый пес» «У медведя в бору». Дети убегают от игрушки к маме в объятия. Мама дает защиту, теплый нежный контакт, поцелуй.  Мне нравится игра «Птички в гнездышках сидят». Мама из своих рук делает гнездышко, ребенок птенец он может оставить гнездышко вылетает ,  прилетает когда появляется кошка возвращается . Это как в жизни, ребенка что- то заинтересовало  он отошел от мамы, поиграл, пообщался и возвращается к ней.

 Помогает в снятии эмоционального напряжения и музыка. Негромкая веселая мелодичная музыка вызывает у детей улыбку. Я использую в игровых сеансах аэробику для малышей Екатерины  Железновой, дети выполняют соответствующие движения   под музыку.  Им это  нравится  и  я вижу как у них улучшается настроение. Мамы любуются и радуются своим непосредственным малышам.

3.Организованное совместное творчество. (рисование, аппликация, лепка) – развивает творческие способности. воображение

Творчество целительно для всех и взрослых и детей. У нас в каждой группе  есть уголки творчества, где лежат изобразительные материалы доступно для детей и это здорово.  В моей практике рисование, лепка  помогали установить контакт с ребенком начать общаться.  Творчество помогает успокоить плачущего ребенка.

 На игровых сеансах  есть время для совместного творчества. Мама и ребенок лепят, рисуют, делают аппликации.  Я предлагаю, что мы будем делать, показываю, как  это делать. Но работы получаются  у всех свои, особенные. Использую  акварельную бумагу,  изобразительные материалы хорошего качества.

4. Свободная игровая и творческая деятельность.

В это время на игровом сеансе ребенок самостоятельно выбирает,  во что играть, с какими сенсорными игрушками, в какую сюжетно-ролевую игру или заняться творчеством. Если у ребенка с мамой хорошее игровое или творческое взаимодействие я не вмешиваюсь в это пространство.  Если  вижу что мама с ребенком не играет, то включаюсь  в игру  если у ребенка есть желание со мной играть.  В сюжетно–ролевой игре развивается речь, коммуникативные способности.

Малыши очень любят играть с развивающими сенсорными игрушками, потому что есть возможность самому действовать предметами ( разобрать, собрать, постучать )Сенсорные игрушки развивают восприятие мышление и ручную умелость.

Для  свободного творчества я предлагаю разные изобразительные материалы, а также соленое тесто. И детям и взрослым очень нравится из него лепить. Я вижу что эта деятельность   снимает напряжение,  как у детей так и у взрослых.

5.Рефлексия. Беседы с родителями

На каждом игровом сеансе, организую время для родителей.  Где предлагаю им поделиться своими впечатлениями.  Поговорить о том, как себя чувствуют их дети,  они сами, особенно когда приходят в первый раз.   С каким настроением ребенок идет в детский сад? Вспоминает ли игры  дома.  Интересуется ли папа, чем вы занимаетесь в детском саду?

Беседы с родителями: «Что умеет ваш ребенок?»  «Как вы укладываете спать вашего ребенка?» «За что  наказываете, хвалите ребенка?  Родители могут задавать вопросы.

  1. «Мы собираем игрушки». 

Приучаемся собирать игрушки в детском саду с первых моментов.

Перед проведением ритуала прощания  провожу хороводные игры, которые уже известны детям и взрослым

  1. Ритуал прощания.

 Я использую  для прощания стихотворение с движением: «Дружно хлопнем мы в ладоши», «До свидания, до свидания приходите к нам опять. До свидания, до свидания будем весело играть» .  В конце игрушка прощается с детьми и взрослыми.

На игровых сеансах одни и те же игры могут повторяться. Это не случайно, повторяемость игр необходима для создания комфортной предсказуемой обстановки, очень важной для детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста. Малыши радуются, когда заранее знают, что будет дальше, для повышения уровня самостоятельной игры. Только тогда, когда ребенок хорошо знает игру, он может начать обращать внимание на то, как играют другие дети. Повторяющиеся ритуалы, игры снижают тревогу.

Такая форма работы как игровой сеанс приводит к тому, что, между родителями и педагогом возникает доверие, что помогает обеспечить более легкое вхождение ребенка в новые социальные условия.

Проанализировав результаты адаптации детей,  посещающих игровые сеансы вместе с мамой. Большинство этих детей легко адаптировались.

Дети эти организованные. Во время игровых сеансов  в раздевалке у них был свой шкафчик, пользовались полотенцем, туалетом. Этот опыт они перенесли в свою группу.

Я как переходный объект  между мамой  и воспитателями.

Быстрее получается успокоить плачущего ребенка

Установив хороший эмоциональный контакт с ребенком во время игровых сеансов он сохраняется на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду.

 Устанавливается контакт с родителями, они  могут  обращаться за помощью, консультироваться по интересующимся их вопросам.

Эти родители активно принимают участие  в жизни детского сада.

Сейчас  в подготовительных группах, где я провожу фронтальные занятия  по подготовке к школе находятся дети, которых я сопровождала  в период адаптации проводила игровые сеансы на прогулке летом, в утренние часы в группе. Дети слушаются, принимают мои задания, стараются, проявляют интерес. Существует взаимопонимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому садуАдаптационный период - серьезное испытание для малышей 2-3 года жизни. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмо...

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду

Что такое адоптация. Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду,изменения поведения ребенка вов ремя адоптации,что должны знать родители....

Взаимодействие педагога и родителей в период адаптации ребенка в детском саду.

Статья рассказывает о важных аспектах взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации ребенка к ДОУ....

Консультация для родителей " Какие ошибки совершают родители в период адаптации ребенка к детскому саду?"

К сожалению, есть несколько весьма распространенных родительских стратегий, которые на первый взгляд должны были бы облегчить привыкание к саду, а в действительности только провоцируют новые проблемы....

Правила для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду "Если вы собрались в детский сад"

Правила для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду...

Консультация для родителей "Советы родителям в период адаптации ребенка к детскому саду"

Консультация для родителей "Советы родителям в период адаптации  ребенка к детскому саду"...