Игры для глухих и слабослышаших детей
консультация (младшая группа)

Анацкая Людмила Олеговна

Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.  Максим Горький

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya.docx156.1 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для

глухих и слабослышаших детей

     Добрый день, всем, кто посетители мой мини-сайт я предлагаю вашему вниманию «Игры для детей с нарушением слуха».

     Такие детки имеют определенные психологические и физические особенности, поэтому при выборе игр стоит учитывать это обстоятельство.    Играя, малыш не должен ощущать свою ущербность, а испытывать лишь удовольствие и радость новых достижений.

     Поскольку полная или частичная потеря слуха приводит к другим нарушениям, но компенсируется за счет зрения, важно использовать этот факт. Малыши с таким нарушением отличаются недостаточным развитием вестибулярного и речевого аппарата, они медленно осваивают новые движения, речь их утруднена, что сказывается на развитии в целом.

     Наша задача – педагогов и родителей – проводить с детками такие игры, чтобы учитывались особенности плохо слышащих или глухих деток. В детском саду у меня есть картотека игр, не помешает она и дома: у вас всегда будет под рукой инструментарий для занятий с малышом.

     Хочу для начала дать общие рекомендации по организации специальных игр для особенных ребят по слуху.

Так как компенсация нарушения слуха идет, как правило, за счет зрения, важно постараться использовать эту особенность при организации игровых занятий с глухими и слабослышащими детьми. Ребенок должен видеть то, что ему предстоит делать, поэтому показ движений (направление, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещения и т. п.) должен быть особенно точным и обязательно сопровождаться словесной инструкцией (объяснением, указанием, командой и т. п.).

При этом особое внимание следует обращать на два момента:

  • Дети должны хорошо видеть движения губ, мимику, жесты говорящего.
  • При показе дети должны повторять задание вслух.

Ведущий (педагог или родитель) должен быть абсолютно уверен, что каждый участник игры понял ее правила.

Подвижные игры. 

Игры могут быть разнообразными: догонялки, выбивалки, скакалки, игры с мячом и т.д.

 «Три стихии. Земля. Вода. Воздух»

Цель: развитие внимания.

Количество игроков может быть любым.

Ход игры.

 Играющие размещаются по кругу,ведущий называет слово:

«Земля» —играющие принимают положение: руки в стороны;

«Воздух» — играющие выполняют круговые движения руками назад;

«Вода» — выполняются движения, имитирующие волны.

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игрыВыигрывает тот, кто остается в кругу последним.

«Запрещенный цвет»

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.

Количество игроков — 6—8.

Оборудование: 30—40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).

Ход игры.

По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу ведущего играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.

Варианты

  • Собрать только круги (цвет не имеет значения).
  • Собрать треугольники красного цвета.
  • Собрать как можно больше любых фигур, кроме зеленых.

Возможны и другие варианты.

Ход игры

 Победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух пересчитывая собранные фигуры, а затем вслух (вместе с ведущим) называя их (квадрат, треугольник и т. д.). Также вслух называют и цвет фигур (красный, синий, желтый и т. д.).

 Игровая площадка должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить безопасность играющих и не допускать столкновений детей друг с другом при собирании фигур.

«Зеркало»

Цель: развитие внимания и воображения, тренировка в запоминании последовательности движений.

Количество игроков может быть любым.

Ход игры.

Играющие свободно располагаются на площадке и выполняют следующие задания:

  • Повторение одиночных движений вслед за ведущим.
  • Играющие должны воспроизвести несколько движений в заданной последовательности.
  • Ведущий называет животное, птицу, насекомое или рыбу, а игроки подражают движениям этого животного.

 «Веревочка»

Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей.

Количество игроков — 10—12.

Оборудование: скакалка или веревочка не менее 1,5 метра в длину.

Ход игры.

 Каждому игроку ведущий раздает по веревке и дает команде задание — «нарисовать» определенную фигуру,например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т. п. 

Коммуникативные игры.

Само важное для деток дошкольного периода – общение с одногодками. У плохо слышащих и глухих ребят оно очень проблематично, но потребность то есть! Есть множество игр на развитие коммуникабельности, особое место занимают сюжетно-ролевые забавы.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Что изменилось?

Цели: учить запоминать предметы и их изображения, расположение предметов, картинок в пространстве, развивать внимание.

Оборудование: различные игрушки, предметы, картинки по темам, изучаемым в данной возрастной группе, ширма (или экран, салфетка, таблички.

Речевой материал: посмотри, запомни, названия предметов, игрушек, что это? Чего нет? Чего не стало? Что изменилось? Что не так?

Ход игры.

Вариант №1

Педагог предлагает детям рассмотреть последовательное из трех-четырех предметов, назвать их, затем ряд на некоторое время (-10-15 сек.) закрывается ширмой, педагог за ней убирает один предмет из ряда. После этого ширма открывается и детям предлагается назвать т предмет, которого не стало («Чего нет? Чего не стало?»). Ребенок устно отвечает. На первых порах можно для ответа использовать такой же ряд предметов, чтобы ребенок мог показать, чего не хватает, чего не стало казать ту игрушку, которую теперь не видит.

Вариант №2

 Детям предлагается ряд картинок, которые таким же разом, как и предметы, выкладываются в ряд, Затем количество изменяется в связи с удалением одной картинки за ширмой. Картинки могут быть представлены на фланелеграфе.

Послушай и запомни

Цели: развивать умение запоминать ряд слов, воспроизводить заданную словесную последовательность, развивать внимание.

Оборудование: таблички с названиями предметов либо по одной теме, либо по разным.

Речевой материал: слушай внимательно, запомни, назови слова (покажи картинку).

Ход игры

Педагог предлагает детям поиграть. Называет слово и кладет картинку. Например, «пирамида». Затем называет второе слово - «мяч» и кладет эту картинку вслед за первой, образу ряд. Когда выложены три картинки, переворачивает их и устно воспроизводит: «Тут пирамида, потом мяч, потом лодка. Кто запомнил? Повтори».

Ребенок повторяет. Затем педагог выкладывает новую картинку и читает новое слово, кладет картинку вслед за уже имеющимися. И повторяет весь ряд сначала.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Посади огород

Цели: учить детей использовать заданные заместители предметов и располагать в соответствии с расположением заместителей.

Оборудование: набор игрушечных овощей: репки, огурчики, морковки.

Листы картона(12х12, разделенные на девять частей. Карточки с заданиями (на каждой карточке кружки разных цветов - зеленый, желтый, оранжевый, расположенные в клетках хаотично (от четырех до девяти кружков на карточке).

Речевой материал: морковь, репа, огурец, тут так желтый, зеленый, оранжевый.

Ход игры

Педагог раздает детям карточки, разделенные на клетки, и игрушечные овощи. Затем показывает карточку-образец предлагает соотнести цветные кружки и игрушки, а потом разложить овощи в соответствии с образцом на своей карточке.

Постепенно количество заданий увеличивается. Можно увеличить количество частей (грядок) в «огороде».

Что сначала, что потом

Цель: учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета.

Оборудование: набор картинок для игры «Что сначала, что потом» в готовом виде, таблички.

Речевой материал: что сначала? Что потом? Подумай разложи, какая картинка первая? Верно, неверно.

Ход игры

Педагог предлагает детям серии картинок (от двух до шести, которые нужно внимательно рассмотреть и определить, что было сначала, что потом. «Какая картинка первая? Что было сначала?»

Дети рассматривают картинки и раскладывают в необходимой последовательности. Педагог проверяет, уточняет, почему так.

В начале для проверки правильности можно к обратной стороне картинок наклеить карточки с расходящейся стрелкой, острый кончик которой начинается над первой картинкой, а расходящиеся ее концы - над последней. Или, если дети знают цифры, то на полосках с обратной стороны - цифры. Когда ребенок выложит последовательность, он может сам проверить, открыв картинки с обратной стороны.

Игры с Lego на карантине.

Для этих игр и развивающих занятий у вас должен быть в наличии конструктор Lego или другие похожие конструкторы.

«Сортировка»

Для первого варианта игры вам понадобится пластиковый или бумажный лоток от яиц и конструктор Лего. Нарисуйте несколько схем из 10 квадратов, каждый из которых будет своего цвета. Задача ребенка собрать кубики в лоток от яиц по схеме. Если ребенок играет мелкими деталями, он может класть в каждую ячейку не 1 деталь такого цвета, а много. https://novye-multiki.ru/wp-content/uploads/2020/03/lego.jpg

«Зеркальная картинка».

Разделите поле на 2 части. выложите хаотично кубики на одной половинке. А теперь дайте задание ребенку выложить кубики на второй половинке в зеркальном отражении.https://novye-multiki.ru/wp-content/uploads/2020/03/zerkalno.jpg

 «Выложи по схеме«.

Распечатайте несколько цветных схем, и дайте малышу. Теперь он должен собрать точно такие же фигурки как на картинке. Цвета должны быть расположены в нужном порядке.https://novye-multiki.ru/wp-content/uploads/2020/03/shema.png

Дидактические игры.

     Здесь мы преследуем три цели: развивать познавательные способности, улучшать слуховое восприятие ребенка и развивать его речь. Всего этого можно достичь, применяя игры для сенсорного развития, при этом все три задачи будут выполняться успешно. 

Развитие наглядно – действенного мышления

 

Помоги кукле

 

Цель.   Анализировать условия практической задачи; использовать орудия в тех случаях, когда они не имеют фиксированного назначения и способ действия не предусматривается. Учить называть  игрушки, подбирать к игрушкам соответствующую табличку.

Оборудование. Игрушки: юла, мяч, машина, кукла, стул, палка, значки с изображением игрушек: юла, мяч, машина.

Речевой материал. Привет, игрушки, кукла, юла, мяч, машина, стул, палка, что там? Где игрушки? Упали, как достать мяч? Машина – далеко, как её достать ? Думали хорошо,  молодцы!

Ход игры.

В гости к детям приходит кукла. Она приветствует детей и подаёт рюкзачок. Педагог спрашивает: ''Что там?'' Кукла  отвечает: ''Игрушки''

Педагог открывает рюкзачок и достаёт из него таблички. Дети вместе с педагогом читают таблички ''Юла, мяч, машина''. Педагог спрашивает куклу: ''Где игрушки?' Кукла показывает жестом ''Упали! ''  Педагог предлагает детям найти игрушки.  Малыши находят на столе юлу.  Кукла, помогая детям, показывает на полку, где лежит мяч. Педагог спрашивает детей: '' Как  достать мяч? ''. Подпрыгивая, дети пытаются достать мяч.

Чтобы малыши догадались использовать стул, педагог, показывая жестом, даёт детям понять, что нужно встать повыше. Дети достают мяч с помощью стула. Машину находят под шкафом.  Педагог помогает проанализировать условия игры. ''Машина – далеко. Как достать? '' (показывает жестом  длинный предмет). Дети достают машину с помощью длинной палки.

Кукла хвалит детей: ''Думали хорошо. Молодцы! c  и дарит детям значки с изображением игрушек.

 

Наглядно-образное мышление. 

 

«Собери картинку» 

 

Цель. Формировать у детей с нарушением слуха представление о предмете в целом. Учить  называть предмет путём подкладывания таблички с его названием.

Оборудование. Разрезные картинки с изображением игрушек из 2-6 частей, игрушки (кукла, мяч, юла, рыба, матрёшка, пирамида), таблички с описанием речевого материала.

Речевой материал. Будем играть, кукла, мяч, юла, рыба, матрёшка, пирамида, будем собирать картинку. 

Ход игры. 

Перед ребёнком на столе лежит картинка с изображением игрушки, например куклы, которая называется словом и предъявлением таблички с её названием, разрезная картинка с изображением этой же игрушки. Педагог предлагает ребёнку по образцу сложить картинку так, чтобы получилось целое. Когда картинка будет сложена, педагог выкладывает перед ребёнком две таблички, одна из которых обозначает название сложенной картинки-куклы, и просит её найти  и подложить к картинке. В случае затруднения педагог оказывает ребёнку помощь в нахождении парной таблички.

 

«Сделай целое»

Цель. Продолжать формировать у детей представление о предмете в целом. Учить соотносить образ представления с образом реального предмета. Действовать путём примеривания. Обогащать словарный запас детей названиями одежды.

Оборудование. Разрезные картинки с изображением одежды с разной конфигурацией разреза, предметы одежды, соответствующие изображению на картинках (майка, платье, рубашка, шорты, шапка, юбка), таблички с описанием речевого материала.

Речевой материал. Будем играть, майка, платье, рубашка, шорты, юбка, что это?

Ход игры. 

1 вариант.

Перед ребёнком на столе лежит разрезная картинка с изображением хорошо знакомого предмета одежды, например платья. Ему предлагают сложить картинку так, чтобы получилось целое. Когда картинка сложена, педагог выкладывает перед ребёнком 2-3 предмета одежды: один, изображённый на разрезной картинке, а другие посторонние. Ребёнок должен выбрать тот предмет, который сложил. Предмет называется словом и с предъявлением таблички.

2 вариант.

Перед ребёнком раскладывают 3-4 части одной картинки, например, рубашки, и одну часть другой картинки, например майки, и предлагают сделать целую картинку. По окончании ему дают для выбора и соотнесения два предмета (рубашку и майку), которые он сравнивает с изображением, находит нужный и называет при помощи таблички, которую находит сам или самостоятельно.

ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

 ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СО ЗВУЧАЩИМИ ИГРУШКАМИ

Барабан

Цель: вызвать интерес к звучащим игрушкам, учить извлекать их звучание.

Оборудование: барабан, игрушечные барабанчики.

Речевой материал: будем играть, играйте, да, нет, верно, неверно, молодец, БАРАБАН (предъявляется детям письменно - на табличке).

Ход игры.

Дети полукругом стоят или сидят перед педагогом. Взрослый, заинтриговав детей, достает из коробки (мешочка.) барабан, играет на нем, произнося татата, предъявляет табличку БАРАБАН. Дети смотрят, дотрагиваются до барабана в момент звучания, чтобы ощутить вибрацию его корпуса. Педагог учит детей стучать деревянной палочкой по барабану, извлекая его звук. При этом один ребенок стучит по барабану, а остальные имитируют это движение: или стучат пальцем по игрушечным картонным барабанам, или по ладони. Педагог стимулирует детей к сопровождению движений произнесением слогов татата (как могут, но не настаивает.

Бубен

Цель: вызвать интерес к звучащим игрушкам, учить извлекать их звучание.

Оборудование: бубен.

Речевой материал: будем играть, играйте, да, нет, верно, неверно, молодец, БУБЕН.  

Ход игры

Игра проводится аналогично описанной выше. По бубну ложно ударять рукой, трясти его, произнося слогосочетания папапа (как могут).

Что нужно помнить:

Посредством игры мы должны дать эталоны приветствия, прощания, начало разговора, просьб и т.п. – и все это должно проговариваться и запоминаться малышом. Ведь он не слышит, как это делают другие люди и дети, поэтому обучение должно быть целенаправленным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья для родительского собрания "Семья - залог успеха для полноценного развития личности глухих и слабослышащих детей"

Семья - залог успеха  для полноценного развития личности глухих и слабослышащих детей         Ни один ребёнок не может полноценно развиваться - духовн...

Консультация для родителей "Изобразительная деятельность слабослышаших детей"

Консультация для родителей "Изобразительная деятельность слабослышащих детей"...

Обучение глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста правилам дорожного движения

Обучение глухих и слабослышащих         детей дошкольного возраста      правилам дорожного движения...

Подвижные игры для глухих и слабослышащих детей.

В отличие от здоровых детей, глухие и слабослышащие из-за недостаточости развития речи труднее и дольше осваивают новые движения, испытывая трудности в точности и согласованности действий.Продуманная,...

Сценарий новогоднего утренника в детском саду для глухих и слабослышащих детей

Сценарий предназначен для воспитателей, музыкальных работников, которые работают в детских садах с глухими и слабослышащими дошкольниками в возрасте от 3-х до 6 лет....

Классификация глухих и слабослышащих детей, осложненная нарушениями в работе других анализаторов

1. Глухие и слабослышащие дети с нарушением зренияВ процессе обучения глухого ребенка большая нагрузка падает на зрение. Когда изучили причины стойкой неуспеваемости глухих детей (Г.П. Бертынь), оказа...

Дидактическая игра "Звонко - глухо"

В ходе дидактической игры "Звонко - глухо" дети упражняются в различении звонких и глухих согласных звуков....