Статья "Проблемы современного воспитания в России".
статья

Тронь Анна Александровна

Проблема современного воспитания в России-  эта тема особенно актуальна в наши дни, так как институт семьи и воспитания находится в критическом состоянии.  К. Гельвиций говорил: «Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы». Из этого выражения становится понятно, насколько важное значение имеет воспитание, причем не просто для отдельного человека, а для всего народа – всей страны в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_problemy_sovremennogo_vospitaniya_v_rosssii.docx16.17 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ.

Статью подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад №5 «Снежинка» города Сафоново - Тронь Анна Александровна.

Проблема современного воспитания в России-  эта тема особенно актуальна в наши дни, так как институт семьи и воспитания находится в критическом состоянии.  К. Гельвиций говорил: «Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы». Из этого выражения становится понятно, насколько важное значение имеет воспитание, причем не просто для отдельного человека, а для всего народа – всей страны в целом. С самых ранних времен существования человеческого общества старшие поколения занимались воспитанием своих детей: прививали им определенные нормы поведения, формировали различные нравственно-духовные качества. От того, какое воспитание получит ребенок, зависит его дальнейшая судьба, ведь процесс первичной социализации личности происходит именно в семье. «Дети уязвимы и зависимы» – это утверждение из Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, актуально во все времена. Ни один ребенок не может быть лишен права на заботу и внимание общества, особенно, если он находится в трудных условиях существования .

Воспитание детей – это очень сложный процесс отдачи физических, психологических, духовных, моральных сил. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей, заботятся о своих детях и их будущем. К сожалению, в современном обществе – веке информационных технологий институт воспитания находится в критическом состоянии, этому способствуют различные факторы. Так, например, А.С. Макаренко, выделял следующие причины неблагополучия в семейном воспитании: 1) неприятие ребенка, его явное или скрытое эмоциональное отторжение родителями; 2) гиперопека, когда ребенку не дают проявить элементарную самостоятельность, изолируют от окружающей жизни; 3) непоследовательность и противоречивость воспитания (разрыв между требованиями к ребенку и контролем за ним, несогласованность педагогических действий родителей и бабушки и т. п.); 4) несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей; 5) негибкость родителей в отношениях с детьми; 6) аффективность – избыток родительского раздражения, недовольства, беспокойства, тревоги по отношению к детям, что создает в семье атмосферу суматохи, хаотичности, всеобщего возбуждения; 7) тревожность и страх за детей, которые приобретают навязчивый характер и лишают родителей жизнерадостности и оптимизма, заставляя их прибегать к постоянным запретам и предостережениям, что заражает детей таким же беспокойством; 8) авторитарность воспитания – стремление подчинить ребенка своей воле; 9) категоричность суждений, приказной тон, навязывание своего мнения и готовых решений, стремление к установлению строгой дисциплины и ограничению самостоятельности детей, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания; постоянный контроль за действиями ребенка; 10) гиперсоциальность, когда родители пытаются строить воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, не учитывая индивидуальности ребенка, предъявляя к нему завышенные требования, без надлежащего эмоционального контакта, отзывчивости и чуткости.  Эти проблемы актуальны и для современной России. В поведении детей становится все больше насилия, злобы, ненависти, жестокости. Наша страна очень изменилась за последние два десятилетия – в условиях рыночной экономики, свободы, развития информационных технологий, мы совсем забыли о воспитании своих детей, переложив функции воспитателя, советчика, в конце концов, просто друга своего ребенка на детские сады, школу, улицу. Однако вне семьи ребенок не может получить достойного воспитания, современное общество в первую очередь сформирует у него такие качества как: эгоизм, расчет, приобретательство, индивидуализм, потребительство.

Уровень современного развития общества ставит родителей в очень жесткие рамки: или воспитывать детей, или зарабатывать на жизнь. Это одна проблема. Другая, не менее важная, кроется в изменении моральных устоев общества. Статистика показывает, что в стране очень высокий процент распада семей. Молодежь не стремится сейчас создавать свою семью. Как результат - в России треть детей рождается вне брака, в то время как 20-30 лет назад вне брака рождался 1 из 20 детей. Конечно, сейчас мы не используем унизительного термина "незаконнорожденные дети". Формально дети из неполных семей имеют такие же права, как и все остальные. Но в большинстве случаев они получают меньше заботы, меньше материальных благ и меньше любви. А ведь ребенок, выросший без любви, обделенный в чем-то, не сможет в полной мере приносить благо другим. А это уже беда. Современные родители разучились проводить время со своими детьми, доказательством этого служат пустые детские площадки, на которых 15 лет назад постоянно было шумно от детского смеха, сейчас же ребенок сидит дома в своей комнате за компьютером и никому не мешает – с ним не нужно гулять, он не шумит, не бегает, не разбивает коленки во дворе, просто чудо, а не ребенок. А какие передачи он смотрит, и в какие компьютерные игры он играет, родителям все равно! Им некогда узнать о чем думает их ребенок, что ему интересно, ведь по их мнению они делают всё для своего чада – зарабатывают деньги, упуская самое главное – духовную сторону воспитания, что является "стержнем" каждой личности. В средствах массовой информации присутствует все больший поток насилия, порнографии, жестокости. Главная задача семьи, в таком случае заключается в том, чтобы оградить детей хотя бы отчасти, от этого негатива, которого вокруг нас так много.

 В настоящее время остро встала проблема детской беспризорности. Брошенные родителями дети из неполных или неблагополучных семей – яркий пример того, что институт воспитания переживает не самые лучшие времена и, что государство не справляется с решением этой проблемы. До сих пор нет по-настоящему четкой программы помощи семье и эффективных законов, наказывающих родителей за то, что они бросают своих детей, отсутствует пропаганда моральных устоев семьи . Реальностью современной России является увеличение числа детей-сирот, заботу о которых берет на себя государство. Их можно разделить на две группы: дети, лишившиеся родителей, и социальные сироты, т. е. сироты при живых родителях , можно еще выделить группу детей, находящихся под угрозой потери семьи (это беспризорные и безнадзорные дети; дети, ушедшие из семей, дети, подвергающиеся в семьях унижениям и оскорблениям, физическому и сексуальному насилию; дети из семей алкоголиков и наркозависимых родителей).

Таким образом, эти и многие другие проблемы, связанные с формированием личности в условиях неправильного семейного воспитания, требуют особо бережного отношения к детям, входящим в группу риска. Эффективное решение проблем подобных семей возможно только на основе объединения усилий все социальных институтов общества. Таковы, по моему мнению, наиболее актуальные проблемы современного воспитания, от успешного решения которых зависит судьба подрастающего поколения и нации в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание "Люблю Россию"

Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что де...

О православном дошкольном воспитании в России

О православном дошкольном воспитании в России.      Как говорит министр образования Филиппов: «И церковь, и государство осознают сегодня, что задачи просвещения и духовно-нрав...

Дидактические подвижные игры, как форма интеграции физического и интеллектуального развития дошкольников в современном дошкольном образовании России.

Дидактические подвижные игры являются оригинальной формой совмещения задач интеллектуального и физического развития....

«Инклюзивное образование: реальная проблема современного образования в России».

«Инклюзивное образование:реальная проблема современного образования в России»....

Дидактические подвижные игры, как форма интеграции физического и интеллектуального развития дошкольников в современном дошкольном образовании России.

Дидактические подвижные игры способствуют развитию приёмов умственной деятельности. Это своеобразное средство воспитания и обучения, отвечающее особенностям и возможностям маленького ребёнка. Их основ...

Всероссийская педагогическая конференция «Современное образование в России»

   «Родительские мастер-классы» - одна из наиболее эффективных форм работы с семьѐй, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагог...