"О важности патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью в условиях трансформации миропорядка и ценностей современной войны против России»
консультация
В современном мире патриотическое воспитание детей всегда занимало особое место в воспитательном процессе, а в связи с действующей СВО приобрело еще большую актуальность.
Усиление межгосударственных противоречий, обострение внешнеполитических проблем, попытки разрушения традиционных ценностей, искажения мировой истории, пересмотра взглядов на роль и место России в ней, разжигания межнациональных конфликтов, распространение деструктивных идеологий, насаждение чуждых нравственных и поведенческих моделей – все это требует оперативного реагирования со стороны системы патриотического воспитания.
По словам нашего Президента В. В. Путина, «Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией. Быть патриотом, значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, а прежде всего, служить обществу и стране».
С 2021 по 2024 гг. в нашей стране реализовывался федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ» в рамках национального проекта «Образование». А 2025 год В. В. Путин объявил Годом защитника Отечества и 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Тематика года отражает приоритеты современной России, такие как патриотизм, национальное единство, преемственность поколений и уважение к защитникам Родины во все времена.
Патриотическое воспитание является одним из приоритетных аспектов развития личности ребенка. Оно способствует формированию у детей чувства любви к своей Родине, уважения и чувства сопричастности к своей истории, традициям, культуре своего народа, также развитию таких качеств, как ответственность, активность, инициативность.
Особенно актуальной проблема патриотического воспитания является с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и/или инвалидностью. Ведь это дети, которые чувствуют по-другому, воспринимают и ощущают этот мир по-особенному. Им присущи особенности, такие как низкая саморегуляция, инфантилизм, сниженные интеллектуальные способности, эмоционально-личностные нарушения, но зачастую и сами педагоги, родители в коррекционно-развивающем процессе делают акцент на других сторонах развития личности, придавая важность формированию знаний, умений, навыков, которые могут помочь стать ребенку, если не успешным в образовательном процессе, то хотя бы позволят осваивать программу образовательного учреждения на допустимом уровне.
Но, по мнению педагога К. Д. Ушинского, «влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями». К. Д. Ушинский считал, что прежде чем развивать ум, необходимо воспитывать в ребенке нравственность и чувства. Такие качества, как доброта, сострадание, отзывчивость, совестливость, честность, не развиваются сами по себе, они нуждаются во внимании, в пестовании.
В настоящее время разработаны методические рекомендации «Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации», где обозначены понятия и смыслы патриотического воспитания, цели, задачи, основные направления патриотической работы, описаны ценности и грани патриотизма, инструменты для разработки проектов и программ разного уровня по данной тематике.
В патриотическом воспитании детей с ОВЗ инвалидностью выделяют такие направления:
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира (ОО «Познавательное развитие»).
- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых (ОО «Социально-коммуникативное развитие»).
Хочется добавить, что сложные дети – не повод не работать с темой патриотического воспитания. Патриотизм закладывается в ребенке с малых лет. Это процесс не одномоментный. Патриотические чувства не возникают вдруг и сами собой. Это определенное мировоззрение. Его нужно воспитывать в каждом ребенке, не деля детей по каким-то физиологическим особенностям.
Конечно, патриотическое воспитание – это гораздо больше, чем знание о своем Отечество, крае и своей семье. Важным считаю в своей работе развитие эмоционального интеллекта, потому что без этого воспитание нравственности невозможно. Человек, умеющий сопереживать, сострадать, сочувствовать, понимать эмоциональное состояние другого человека, не бросит в беде человека или животного, не вырастет равнодушным, не пройдет безучастно мимо попавшего в беду. Он вырастет доброжелательным, честным, открытым, толерантным. Отзывчивый человек будет эмоционально откликаться не только на других людей, но и на красоту родного края, объекты культуры, искусства, созданные нашими соотечественниками.
Не менее важной является работа над формированием вместе с родителями у ребенка навыков самообслуживания, ухода за собой, а также помощи родителям по дому, приучение к труду, потому что человек, имеющий трудиться, может помочь нуждающемуся, будет уважительно относиться к труду другого человека, будет работать и трудиться на общее благо своей семьи, своего трудового коллектива, своего народа.
Итак, работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, по воспитанию чувства патриотизма является важной и необходимой задачей. Патриотизм – явление многогранное и многослойное, с которым нужно работать систематически и начинать как можно раньше. Пробуя разные формы, методы работы, можно подобрать наиболее оптимальные инструменты для достижения поставленных целей, с учетом особенностей развития той или иной группы детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное методическое объединение педагогов-психологов,
учителей-логопедов и социальных педагогов
«О важности патриотического воспитания детей с
ограниченными возможностями здоровья и/или
инвалидностью в условиях трансформации
миропорядка и ценностей современной
войны против России».
Подготовила:
Середина Н.А. – руководитель ММО,
учитель-логопед МБДОУ
детского сада «Солнышко»
р. п. Дмитриевка, 28.10. 2025 год
Слайд 1 Муниципальное методическое объединение педагогов-психологов, учителей-логопедов и социальных педагогов муниципальных образовательных учреждений Никифоровского муниципального округа Тамбовской области.
Руководитель ММО:
Середина Нелли Александровна –
учитель-логопед МБДОУ
детского сада «Солнышко»
р.п. Дмитриевка, 2025 год
Слайд 2 Тема заседания № 2: «О важности патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью в условиях трансформации миропорядка и ценностей современной войны против России».
Слайд 3 В современном мире патриотическое воспитание детей всегда занимало особое место в воспитательном процессе, а в связи с действующей СВО приобрело еще большую актуальность.
Усиление межгосударственных противоречий, обострение внешнеполитических проблем, попытки разрушения традиционных ценностей, искажения мировой истории, пересмотра взглядов на роль и место России в ней, разжигания межнациональных конфликтов, распространение деструктивных идеологий, насаждение чуждых нравственных и поведенческих моделей – все это требует оперативного реагирования со стороны системы патриотического воспитания.
Слайд 4 По словам нашего Президента В. В. Путина, «Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией. Быть патриотом, значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, а прежде всего, служить обществу и стране».
Слайд 5 С 2021 по 2024 гг. в нашей стране реализовывался федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ» в рамках национального проекта «Образование». А 2025 год В. В. Путин объявил Годом защитника Отечества и 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Тематика года отражает приоритеты современной России, такие как патриотизм, национальное единство, преемственность поколений и уважение к защитникам Родины во все времена.
Слайд 6 Патриотическое воспитание является одним из приоритетных аспектов развития личности ребенка. Оно способствует формированию у детей чувства любви к своей Родине, уважения и чувства сопричастности к своей истории, традициям, культуре своего народа, также развитию таких качеств, как ответственность, активность, инициативность.
Слайд 7 Особенно актуальной проблема патриотического воспитания является с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и/или инвалидностью. Ведь это дети, которые чувствуют по-другому, воспринимают и ощущают этот мир по-особенному. Им присущи особенности, такие как низкая саморегуляция, инфантилизм, сниженные интеллектуальные способности, эмоционально-личностные нарушения, но зачастую и сами педагоги, родители в коррекционно-развивающем процессе делают акцент на других сторонах развития личности, придавая важность формированию знаний, умений, навыков, которые могут помочь стать ребенку, если не успешным в образовательном процессе, то хотя бы позволят осваивать программу образовательного учреждения на допустимом уровне.
Слайд 8 Но, по мнению педагога К. Д. Ушинского, «влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями». К. Д. Ушинский считал, что прежде чем развивать ум, необходимо воспитывать в ребенке нравственность и чувства. Такие качества, как доброта, сострадание, отзывчивость, совестливость, честность, не развиваются сами по себе, они нуждаются во внимании, в пестовании.
Слайд 9 В настоящее время разработаны методические рекомендации «Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации», где обозначены понятия и смыслы патриотического воспитания, цели, задачи, основные направления патриотической работы, описаны ценности и грани патриотизма, инструменты для разработки проектов и программ разного уровня по данной тематике.
Слайд 10 В патриотическом воспитании детей с ОВЗ инвалидностью выделяют такие направления:
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира (ОО «Познавательное развитие»).
Слайд 11
- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых (ОО «Социально-коммуникативное развитие»).
Слайд 12 Хочется добавить, что сложные дети – не повод не работать с темой патриотического воспитания. Патриотизм закладывается в ребенке с малых лет. Это процесс не одномоментный. Патриотические чувства не возникают вдруг и сами собой. Это определенное мировоззрение. Его нужно воспитывать в каждом ребенке, не деля детей по каким-то физиологическим особенностям.
Слайд 13 Конечно, патриотическое воспитание – это гораздо больше, чем знание о своем Отечество, крае и своей семье. Важным считаю в своей работе развитие эмоционального интеллекта, потому что без этого воспитание нравственности невозможно. Человек, умеющий сопереживать, сострадать, сочувствовать, понимать эмоциональное состояние другого человека, не бросит в беде человека или животного, не вырастет равнодушным, не пройдет безучастно мимо попавшего в беду. Он вырастет доброжелательным, честным, открытым, толерантным. Отзывчивый человек будет эмоционально откликаться не только на других людей, но и на красоту родного края, объекты культуры, искусства, созданные нашими соотечественниками.
Слайд 14 Не менее важной является работа над формированием вместе с родителями у ребенка навыков самообслуживания, ухода за собой, а также помощи родителям по дому, приучение к труду, потому что человек, имеющий трудиться, может помочь нуждающемуся, будет уважительно относиться к труду другого человека, будет работать и трудиться на общее благо своей семьи, своего трудового коллектива, своего народа.
Слайд 15 Итак, работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, по воспитанию чувства патриотизма является важной и необходимой задачей. Патриотизм – явление многогранное и многослойное, с которым нужно работать систематически и начинать как можно раньше. Пробуя разные формы, методы работы, можно подобрать наиболее оптимальные инструменты для достижения поставленных целей, с учетом особенностей развития той или иной группы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический досуг «НАША РОДИНА-РОССИЯ», посвящённый патриотическому воспитанию детей, воспитанию любви и уважения к любимой Родине – России. Подготовительная к школе группа. Подмосковье г.Красногорск 2015г.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8197648","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]]Подготовила : воспитатель Андрюхина Наталья Николаевна...

Конспект НОД по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием метода "Синквейн". Тема « Моя Родина - Россия»
Направление НОД :нравственно-патриотическое воспитание детей. В процессе непосредственной образовательной деятельности с детьми мы закрепляем и обощаем знания детей о государственном...

Семинар-практикум для педагогов "Навстречу друг другу" в рамках проекта "Формирование психологической готовности педагогов к взаимодействию с семьей ребенка сограниченными возможностями здоровья"
Цель: Развитие профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; психологическое просвещение педагогов в вопросах ...

«Нравственно-патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья»
laquo;Нравственно-патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья»...

Буклет «Нравственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ в современных условиях «Я часть России»»
Инновационная площадка по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ в современных условиях «Я часть России»»...
Важность патриотического воспитания детей в детском саду
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств ребенка. Патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, пред...

