как развить память
консультация (средняя группа)

Кастюкевич Елена Алексеевна

память

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak-razvivat-pamjat.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация родителям

«Как развивать память у ребёнка»

Что делать, если у ребёнка плохая память

         Память позволяет человеку обеспечить непрерывность психической жизни.  В зависимости от того, что запоминает человек, различают память  двигательную (запоминание собственных движений, выработка навыков), эмоциональную (память чувств), образную (образы восприятия, мышления, воображения) и словесно-логическую (сохранение мыслей, общего смысла запоминаемой информации).

         Виды памяти тесно связаны друг с другом и не существуют изолированно. Однако, в зависимости  от интенсивности использования в деятельности каких- либо ситуаций, возникает доминирование определённых видов памяти, обусловленное активностью мышления, воображения, восприятия.

         В возрасте  3-4 лет память ребёнка является центральной функцией, которая определяет остальные психические процессы. Мыслить для ребёнка в этом возрасте – значит вспоминать, то есть опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Малыш становится способен устанавливать простые причинно-следственные связи между событиями и явлениями, даже если они не получены в непосредственном чувственном опыте. У ребёнка появляется способность и стремление как-то объяснить и  упорядочить для себя окружающий мир.

        В возрасте 4-5 лет у ребёнка наряду с образным мышлением начинает интенсивно развиваться образная память. Кроме запоминания, важную роль играет сохранение и воспроизведение информации. Это зависит от количества. Содержательности и прочности связей  нового опыта человека с элементами уже имеющегося у него. Большая часть нашего опыта сохраняется и легко извлекается из памяти  непроизвольно, т.е. без специальной цели запомнить.

        У детей 4-5 лет память ещё непроизвольная, т.е. ребёнок ещё не умеет ею управлять. Однако психические процессы уже достаточно развиты: так, внимание становится устойчивым, ребёнок овладевает приёмами мышления, воображение позволяет представлять различные образы. Всё это способствует тому, что ребёнок может учиться управлять своей памятью, т.е. запоминать информацию произвольно, по своему «произволу», «по своей воле». При произвольном запоминании ребёнок ставит перед собой цель запомнить что-либо. Для этого ребёнку необходимо выполнить действия по запоминанию (а правильнее было бы сказать – по извлечению определённых образов по своему желанию).

         В детском возрасте запоминание происходит в процессе игры, рисования, слушание сказок их пересказа. Чем больше видов деятельности, в которые ребёнок включает объект, тем легче он его запоминает. В возрасте  4-5 лет для запоминания особенно эффективна сюжетно-ролевая игра. Так, играя в « магазин», ребёнок в состоянии запомнить названия пяти-шести предметов, которые ему надо купить. Вообще к этому возрасту ребёнок в состоянии удержать в памяти до пяти-шести названий предметов (из 10-15-и), изображённых на картинках. Обычно для этого необходимо, чтобы ребёнку было интересно это занятие. В четыре года, получив поручение от взрослого, малыш, повторив его, передаёт это достаточно точно другому человеку. А к пяти годам ребёнок уже способен запомнить семь-восемь предметов (из 10-15-и), изображенных на предъявляемых картинках,

        Необходимо учесть следующие важные моменты:

        - чаще спрашивать малыша о том, что он помнит  - этим мы даем возможность ребенку понять, что интересуемся его персоной;

        - спрашивать ребенка о прошлых событиях – это позволит ребёнку оценивать события и в определенной степени предполагать, предвидеть будущее;

        - фиксировать внимание малыша на событиях прошлого – это поможет ему запечатлеть в своём сознании воспоминания об определённом порядке вещей: например, подъём, умывание, завтрак, прогулка и т.д. – и даёт ребёнку чувство безопасности, ощущение стабильности жизни, он приучается контролировать события в своей жизни;

        - коллекционировать интересные события – этим вы не только разовьёте малыша, но и сплотите свою семью. И хотя с возрастом чёткость воспоминаний утрачивается, остаётся память об атмосфере радости и любви, царившей тогда;

        - показывать ребёнку семейный альбом с фотографиями, видеоархив. Если приходят письма от родственников, то есть смысл показать фотографию родственника, напомнить ребенку, что за строками письма стоит именно этот человек;

        - будьте осторожны с телевизором! Детям не рекомендуется смотреть телевизор больше 30 минут в день, и тем более – показывать рекламу: психика ребёнка ещё не устойчива, и он не в состоянии оторвать взгляд от ярких картинок, механически запоминает и повторяет навязчивые рекламные слоганы. Необходимо следить за тем, чтобы информация, получаемая по телевидению, была разнообразной и познавательной.

Предлагаем ряд заданий для развития памяти.

Задание 1. На столе выставлены 5-6 игрушек. Ребенку дается время их внимательно рассмотреть. Потом игрушки убираются. Ребенок по памяти воспроизводит те игрушки, которые были выставлены на столе. Если ребенок справляется с заданием, то количество можно увеличить. Подобную работу можно провести с картинками.

Задание 2. Берется из детского лото несколько картинок, на которых изображены знакомые предметы (4-6). Картинки должны быть одного размера (лучше, если на них будут изображены предметы по тематическим группам: одежда, посуда, транспорт, мебель и т.д.). Вначале взрослый быстро показывает ребёнку картинки из общей стопки. Затем он раскладывает все приготовленные картинки, а ребёнок должен показать (если сможет, то и назвать) те картинки, которые ему были предъявлены вначале.

Задание 3. Является усложнённым вариантом задания 2. Ребёнок должен не только найти картинки, которые ему показывали, но и расположить их в той последовательности, в которой ему показывал взрослый.

Задание 4. Взрослый выкладывает в определённом порядке на столе несколько картинок. Затем он называет ряд картинок, а ребёнок должен запомнить названия этих картинок, выбрать их из общего ряда.

Задание 5. (Усложнённый вариант задания4). Ребёнок должен не просто запомнить и выбрать из общего ряда названные взрослым картинки, но и расположить их в том же порядке, в каком они назывались.

Задание 6. Ребёнок должен внимательно прослушать те слова, которые скажет взрослый, запомнить их, а потом повторить. Сначала даётся три слова, потом – четыре. Постепенно количество слов увеличивается.

Задание 7. Увеличить число слов, дать их по нескольким темам одновременно. Например: самолёт, машина, кошка, собака (транспорт и животные);

          паровоз, рука, шапка, шкаф (транспорт, части тела, одежда, мебель).

Задание 8. Взрослый предлагает внимательно рассмотреть сюжетную картинку. Затем, перевернув её, ребёнок вспоминает и воспроизводит как можно больше отдельных предметов, изображённых на картинке.

Задание 9. Взрослый произносит ряд словосочетаний (белая ракета, голубая коляска, красная машина), а ребенок должен повторить их в заданной последовательности.

Задание 10. Взрослый показывает ребенку на незаконченные рисунки (можно закрыть часть картинки листом бумаги), а ребёнок должен догадаться, что забыл нарисовать художник (например, у куклы – ногу, у белки – хвост, у собаки – ухо, у зайца – лапу, у дома – окно, у чайника – ручку, у велосипеда – колесо, у самолёта – крыло).

 Задание 11. На столе раскладываются счетные палочки. Логопед выкладывает из них фигуры – сначала простые, затем сложные. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру. Задание даётся в порядке возрастающей сложности: а) образец остаётся перед глазами ребёнка; б) образец убирается. Можно эти фигуры складывать из кубиков.

Задание 12. В эту игру может играть вся семья. Взрослый называет любое слово, ребенок повторяет названное слово и добавляет к нему своё, следующий называет по порядку названные до него слова и добавляет к ним своё слово и т.д. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям "Как развить память, внимание и мышление ребенка"

Уважаемые родители! В начале нашей беседы мне хочется задать Вам один вопрос. Хотите ли вы, чтобы Ваши дети хорошо учились в школе?...

Как развить память ребёнка?

Ребенку совсем не обязательно уметь запоминать все на свете, но хорошая память - верный помощник в жизни.  Но вряд ли ребенок сумеет хорошо усвоить что-либо, если он не может удержать в памя...

Можно ли развить память ребенка?

От чего зависят особенности к запоминанию?...

Можно ли развить память?

Как развивать память дошкольника....

Как развить память и внимание у ребенка?

Советы для родителей на тему: "Игры на развитие памяти и внимания у ребёнка"...

«Как развить память ребенка» Как улучшить память?

«Как развить память ребенка»Как улучшить память?...