Игры с логическими блоками Дьенеша
статья (средняя группа)

Грандилевская Наталья Сергеевна

Умственное и психическое развитие невозможно без познавательной деятельности. Каждому возрасту соответствуют свои возможности,  и индивидуальные потребности познания мира. Все, с чем знакомится малыш на данном жизненном этапе, играет важную роль для него в будущем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logicheskie_bloki_denesha_statya.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с логическими блоками Дьенеша

          Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Умственное и психическое развитие ребенка невозможно без познавательной деятельности. Каждому возрасту соответствуют свои возможности,  и индивидуальные потребности познания мира. Все, с чем знакомится малыш на данном жизненном этапе, играет важную роль для него в будущем. Полученная новая информация трансформируется в знания. 

       Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками  Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Играть с блоками  стоит тем родителям, которые хотят развить у своих детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также  восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладыват ряды по заданному алгоритму). Логические блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет.

 Блоки Дьенеша, которые можно купить практически в любом магазине, специализирующемся на развивающих материалах для детей,  представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);

в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);

г) двух видов  толщины (толстые и тонкие фигуры).

По задумке Дьенеша в наборе блоков нет  ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется  четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

 

Знакомство  с логическими блоками Дьенеша

          Недостаточно просто купить ребенку набор блоков Дьенеша и отдать фигуры в полное пользование малыша. Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать в ручках  и поиграть с ними. Чуть позже можно предложить следующие задания:

- Найти все  фигуры такого же цвета, как выложенная (покажите, например желтую  фигуру). Пусть малыш находит такую же фигуру по предложенному вами образцу. Так  можно подобрать  все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).

Возьмите игрушки и попросите малыша дать мишке все синие фигуры (пусть это будут, например, конфеты), зайчику - желтые, а мышке – красные; затем  подобным образом группируем фигуры по размеру,  форме, толщине. Сравните два блока по толщине, величине.

Варианты игровых заданий с блоками

  • Выкладываем дорожки из фигур (любые фигуры выкладываются поочередно друг за другом).
  • «Весёлая гусеница» Выкладывание только круглых фигур.
  • «Паровозик Чух-чух» Выкладывание только квадратных фигур.
  • «Дорожка для Мишки» Выкладывание только красных фигур.
  • «Дорожка для Зайки» Выкладывание только желтых фигур.
  • Каждой фигуре нужно найти пару по одному признаку, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
  • Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.
  • 3 фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать круглую фигуру (большую или маленькую).
  • Ребенку предлагается выложить блоки  по начерченной схеме-картинке.
  • В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой - 4. Пересчитайте блоки, назовите итоговое число. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.
  • Ребенку надо подбирать блоки Дьенеша по карточкам, где изображены их свойства.

цвет обозначается пятном

величина - силуэт домика (большой, маленький).

форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).

толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним  свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее  пятно, то нужно отложить все  синие фигуры; синее пятно и  двухэтажный домик – откладываем  все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик  и силуэт круга – это синие  круги – толстые и тонкие и  т.д. Постепенно задания с карточками усложняются.

  • Мама убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.
  • Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
  • Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
  • Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
  • Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
  • Выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д..).
  • Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.
  • Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
  • Выкладываем перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.
  • По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.
  • Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).
  • Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
  • В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).

Наглядные альбомы и пособия с заданиями для детей:

Альбом Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)

Пособие «Удивляй-ка» (2-3 года)

Альбом к блокам Дьенеша «Лепим нелепицы» (от 4-х лет)

Альбом Блоки Дьенеша «Спасатели приходят на помощь» 5-8 лет.

Альбом Блоки Дьенеша "Поиск затонувшего клада"(5-8 лет),

Альбом Блоки Дьенеша "Праздник в стране блоков" (5-8 лет)

Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша (4 - 7 лет)

Методическая литература по теме:

 1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. (Под ред. А.А.Столяра. М., "Просвещение", 1988)

2. М. Фидлер. Математика уже в детском саду. М., "Просвещение", 1981.

3. Касабуигсий Н. И. и др. Математика "О". Минск, 1983.

4. Столяр А.А. Методические указания к учебному пособию "Математика "О". Минск. Народная асвета, 1983.

5. "Логика и математика для дошкольников" Методическое издание Е.А. Носова; Р.Л. Непомнящая. (Библиотека программы "Детство") "Санкт- Петербург". "Акцидент" 2000.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с логическими блоками Дьенеша, как одна из форм усвоения сенсорных эталонов

Опыт работы с детьми с использованием логических блоков Дьенеша.Основная цель использования дидактического материала. Знакомство с приёмами эфективной работы.Игровые упражнения используемые в работе....

Игры с логическими блоками Дьенеша

В статье дается описание развивающей игры "Блоки Дьенеша, краткое описание теории шести стадий изучения математики З.Дьенеша, рассказывается об основных умениях и навыках, которые формируются у детей ...

Дидактические игры с логическими Блоками Дьенеша

В моей консультации представлены игры с Блоками Дьенеша, которые в игровой форме помогут ребенку освоить геометрические фигуры, форму, размер предмета. Развить сенсомоторную способность, мыслительные ...

«ИГРЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША».

Игры на развитие интеллектуальных способностей детей...

Дидактические игры с логическими блоками Дьенеша.

Формы организации работы с логическими блоками. Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша....

Консультация «Игры с логическими блоками Дьенеша, как одна из форм усвоения сенсорных эталонов»

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Наиболее эффективными являются логические блоки Дьенеша. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш...

Проект (творческий, долгосрочный, семейно – групповой). «Игры с логическими блоками Дьенеша, как средство формирования познавательной деятельности и развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»

Материал дл педагогов и родителей. Как развивать у детей среднего дошкольного возраста интеллектуальные, личностныею. творческие качества посредством использования блоков Дьенеша....