Формирование речи детей. Этапы и рекомендации
консультация

Еремеева Елена Викторовна
Развитие речи – увлекательный процесс, за которым родители наблюдают с большим интересом. Речевое развитие играет важную роль в процессе общего развития ребенка. Зная специфику этого процесса и его основные этапы, вы можете понять, насколько у вашего ребенка развиты речевые навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_rechi_detey_3-4_let.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование речи: этапы и рекомендации

По мере роста и развития ребенок произносит сначала отдельные звуки, затем – простые слова (например, «мама» или «папа»), и лишь затем учится говорить более сложные слова. Развитие речи – увлекательный процесс, за которым родители наблюдают с большим интересом.

Речевое развитие играет важную роль в процессе общего развития ребенка. Зная специфику этого процесса и его основные этапы, вы можете понять, насколько у вашего ребенка развиты речевые навыки.

Развитие речи у ребенка

Основы речи закладываются у ребенка в течение первого года жизни, а первые три года жизни являются решающими в развитии речевых навыков. Эти навыки развиваются в атмосфере, в которой ребенок слышит звуки и речь других людей. Дети до трех лет лучше всего воспринимают язык, поэтому развитие речевых навыков в этом возрасте чрезвычайно важно.

Младенцы общаются с помощью плача, например, когда они голодны или хотят, чтобы

родители подошли к ним. По мере развития они учатся слышать и понимать звуки

языка и могут выражать свои мысли с помощью отдельных слов и коротких

односложных предложений. Скорость развития речевых навыков индивидуальна для

каждого ребенка.

Этапы развития языковых навыков у детей

Доречевой этап

На этом этапе ребенок учится общаться с окружающими. Большинство детей начинает

общаться с родителями в возрасте около года. К этому времени дети понимают большую часть того, что им говорят родители, и могут выражать свои потребности, указывая на конкретные объекты.

Следует также заметить, что не все дети развивают речевые навыки в одинаковой

последовательности.

3–4 года

В возрасте 3–4-х лет ребенок обычно ведет с родителями долгие и интересные, хотя

иногда и бессмысленные беседы. В этом возрасте у детей увеличивается словарный

запас, они начинают понимать основы грамматического строя языка. Они много

разговаривают и получают удовольствие от долгих бесед.

На этом этапе существуют определенные показатели, которые свидетельствуют о

нормальном речевом развитии ребенка:

1. Ребенок быстро учит новые слова.

2. Ребенок использует существительные во множественном числе, но может

неправильно употреблять формы глаголов (например, он может говорить «продавает»

вместо «продает»).

3. Трехлетний ребенок разговаривает практически понятно и связно: составляет предложения из четырех и более слов; знает и понимает детские стихотворения;

правильно употребляет местоимения.

4. Речь четырехлетнего ребенка полностью понятна, иногда в ней встречаются мелкие

неточности. В этом возрасте ребенок: использует длинные и сложные предложения;

может рассказывать длинные истории с правильной последовательностью событий;

задает много вопросов. Речь ребенка четкая и понятная, без грубых ошибок.

В дошкольном возрасте ребенок обычно ведет более длинные и сложные разговоры с

родителями.

5–8 лет

В пятилетнем возрасте ребенок обычно говорит грамматически правильно и демонстрирует большой словарный запас. В шесть лет дети могут писать простые

истории и понимают, как звуки образуют слова.

Показатели речевого развития ребенка на этом этапе таковы:

1. В пятилетнем возрасте ребенок обычно формирует предложения грамматически

правильно, однако иногда допускает грамматические ошибки.

2. Пятилетний ребенок:

имеет более обширный словарный запас;

может высказывать свою точку зрения в дискуссиях.

3. К шестилетнему возрасту ребенок понимает порядка 13 000 слов.

4. Шестилетний ребенок правильно использует местоимения и понимает разницу

между ними.

5. К семилетнему возрасту ребенок понимает от 20 000 до 26 000 слов и может

распознавать ошибки в речи других людей.

6. В восьмилетнем возрасте дети делают очень мало грамматических ошибок. Они

могут вести полноценные беседы со взрослыми и следовать сложным инструкциям

без повторений. Они могут читать тексты, соответствующие их возрасту, а также

писать простые сочинения.

Это основные этапы речевого развития детей. Однако одни дети достигают определенных показателей раньше, а другие – позже, чем обычно. Пока вы видите в

речевом развитии ребенка прогресс, хоть и небольшой, нет повода для беспокойства.

Однако иногда ребенок может не понимать, что ему говорят, а также испытывать

трудности в выражении своих мыслей. Это может свидетельствовать о языковых

расстройствах у ребенка. Хотя такие расстройства могут быть серьезной проблемой,

они поддаются лечению

Как развить речь у ребенка: полезные советы

1. Разговаривайте с ребенком. Как можно больше говорите с ним на общие темы.

Например, вы можете начать разговор с отвлеченных фраз: «Мы идем гулять в парк.

Видишь, как летают птицы? Чувствуешь, как пахнут цветы?».

2. Читайте ребенку книги. Начинать читать ребенку книги никогда не бывает рано.

Начните с книг для самых маленьких, затем, когда ребенок немного подрастет, переходите к сказкам и коротким детским рассказам.

3. Как можно меньше включайте ребенку телевизор и компьютер. Не приучайте

ребенка к электронным устройствам с раннего детства. Чтобы развить навыки речи,

ребенку необходимо взаимодействовать с людьми и слышать живую речь. Телевизор

не может ему этого обеспечить.

4. Ходите с ребенком на прогулки. Совместная прогулка в парк или музей может

открыть для него совершенно новый мир. Чем больше ребенок взаимодействует с

окружающим миром, тем более любопытным он становится и тем больше вопросов

задает. Вы можете разговаривать с ребенком, побуждая его делиться новым опытом.

5. Показывайте хороший пример. Разговаривая с ребенком, станьте напротив него.

Говорите медленно и четко. Если ребенок говорит какое-то слово неправильно, не

ругайте его, а исправьте, сказав слово правильно. Зная, как правильно произносится

слово, ребенок будет учиться.

6. Помните, что у вас с ребенком разные уровни развития речи. Не используйте слова

или фразы, которые ребенок не сможет понять. Если вы все же произнесли какое-то

непонятное для ребенка слово, объясните его значение.

7. Подстраивайтесь под ребенка. Если он сам начинает разговор, позвольте ему говорить и объяснять. Поддерживайте ребенка в таких ситуациях: даже простое похлопывание по плечу придаст ему уверенности в себе.

8. Говорите и повторяйте. Если ребенок правильно произносит слово, повторите его

несколько раз в разных предложениях, чтобы он лучше понял его значение.

9. Учите новые слова с помощью книг с картинками. Купите несколько книг с

картинками и помогите им выучить новые простые слова (например, мяч, дерево и

т.д.). После этого покажите картинку, которая соответствует этому слову. Обсудите с

ребенком картинку.

10. Учите ребенка новым словам. Время от времени учите ребенка новым словам.

Предложите ребенку придумать предложение с новым словом. Не беда, если ребенок

не сразу понимает новое слово. Рано или поздно он научится правильно его использовать.

11. Задавайте ребенку вопросы. Делайте все возможное, чтобы ребенок развивал речевые навыки. Если вы гуляете в парке, найдите что-то, что интересно ребенку.

Задавайте ему вопросы и предложите рассказать вам о том, что он видит.

12. Пойте ребенку песни и читайте стихи. Рифмы, которые есть в стихах и песнях,

помогают ребенку лучше усваивать новые слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей."

ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей." Выполнила:   Дегтярев...

Методические рекомендации для родителей «Роль семьи в формировании речи детей старшего дошкольного возраста»

Очевидно, что для успешного обучения ребёнка  в школе необходима хорошо развитая речь. Однако родители не всегда знают, как же эту речь развивать. Как избежать возможных проблем и помочь своему р...

Рекомендации. "Роль семьи в формировании речи детей дошкольного возраста".

Для успешного обучения ребёнка  в школе необходима хорошо развитая речь....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Роль семьи в формировании речи детей 5 -7 лет. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной ж...

«Роль семьи в формировании речи детей 5 -7 лет. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

laquo;Роль семьи в формировании речи детей 5 -7 лет. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»....

Развитие связной речи детей раннего возраста. Рекомендации для родителей.

Основные рекомендации и правила, следуя которым, родители, смогут помочь малышу в его речевом развитии. ...