Играем и учимся ориентироваться в пространстве
консультация (старшая, подготовительная группа)

Ююкина Ирина Вячеславовна

Уровень развития пространственных представлений имеет большое значение для характеристики общего развития ребенка и его готовности к школьному обучению. Исследования показывают, что недоразвитие пространственных представлений вызывает затруднения, при овладении навыками чтения, письма, счета. Научить ребенка ориетироваться в пространстве помогут игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostranstvennaya_orientatsiya_.docx148.63 КБ

Предварительный просмотр:

Играем

и учимся ориентироваться в пространстве

Уровень развития пространственных представлений имеет большое значение для характеристики общего развития ребенка и его готовности к школьному обучению. Исследования показывают, что недоразвитие пространственных представлений вызывает затруднения, при овладении навыками чтения, письма, счета.

К 7 годам у ребенка должны быть сформированы три формы пространственных представлений:Картинки по запросу учим ребенка ориентироваться в пространстве

1. Пространственные признаки предметов (форма, величина). 

2. Пространственные отношения между предметами.

3. Направления в пространстве.

Как научить ребенка ориентироваться в пространстве? Вам помогут игры.

Этап первый 
Первый этап связан с упражнениями на усвоение и автоматизацию понятий вперед - назад, справа - слева.

Игра "Правый глаз"
Вы просите ребенка показать правую руку, ногу, правое плечо, правое  колено, правый локоть и т. д.
Можно чередовать просьбы показать что-нибудь "правое" и что-нибудь "левое". Если ребенок легко справляется с этими заданиями, можно перейти к просьбам что-нибудь сделать правой или левой рукой (сжать кулачок, поднять руку вверх), подмигнуть правым (левым) глазом, пожать правым (левым) плечом, согнуть правую (левую) коленку и т. д.
Далее можно просить правой рукой коснуться левого плеча, левого уха, левой ноги, а левой рукой, наоборот, дотронуться до правого уха, правой ноги и т. д.
С увеличением темпа словесных инструкций повышается сложность игры

Справа и слева
Подберите картинки, на которых изображены несколько детей или зверюшек. Попросите ребенка ответить на вопрос: "Кто сидит справа от мишки? Назови всех, кто сидит левее зайчика" и т. д. То же упражнение можно сделать с помощью игрушек, любых предметов, расположив их на столе.

Я робот!
Попросите малыша представить, что он умный робот, который умеет точно выполнять команды своего конструктора. Взрослый подает команды:

"Робот, сделай два шага вперед, поворот налево.
Руки за спину, один шаг назад.
Поворот налево, три шага вперед.
Руки вперед".

Можно заранее приготовить приз для вашего робота за правильное выполнение указаний. Если роль робота не слишком привлекает ребенка, игру можно модифицировал, превратив ее в поиск "клада". В этом варианте малыш отправляется на поиски спрятанного в комнате "клада" - игрушки или угощения.

Примечание: меняйтесь с ребенком ролями. Пусть он, становясь ведущим в игре, учится отдавать пространственные команды и оценивать правильность их исполнения.

Этап второй 

Когда малыш освоит подобные игры, можно перейти к простейшим графическим диктантам.
Для начала покажите ему, как проводить горизонтальные и вертикальные линии на листе бумаги. Лучше делать это без линейки. Получается кривовато, но зато полезно для развития глазомера и руки. Для работы давайте лист квадратной формы. Постепенно малыш научится самостоятельно расчерчивать листок бумаги на шестнадцать ячеек.
Вместе с ребенком уточните, где находятся верхние углы, а где - нижние, где располагается левый верхний угол, а где - правый нижний, и так далее.
Теперь можно диктовать: "В крайней клеточке левого верхнего угла нарисуй квадрат. Отступи две клеточки вниз и нарисуй треугольник. От треугольника отступи вправо четыре клетки и нарисуй круг".

Вы должны рисовать одновременно с ребенком на своем листе, чтобы потом была возможность сравнить результаты диктанта.
Когда станет ясно, что ребенок освоился с таким видом работы, передайте ему "учительские" функции. Известно, что в результате преподавания лучше всего обучается сам учитель. Как в старом анекдоте: "Я объяснял это столько раз, что наконец все сам понял". Не воспользоваться подобной возможностью просто грешно! Теперь ребенок будет вам диктовать.

Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь"

Перед выполнением упражнения приготовьте лист бумаги, в середине которого нарисуйте круг.
Основная цель этого задания - научиться ориентироваться в пространстве, используя понятия "лево", "право", "верх", "низ", "между", "над", "под", "за" и т. д.

Ребенку дается следующая инструкция:

Перед тобой нарисован круг.
1. Слева от него нарисуй треугольник, а справа от круга квадрат.
2. Справа от квадрата на некотором расстоянии нарисуй круг, но так, чтобы он был больше уже нарисованного.
3. Между большим кругом и квадратом нарисуй прямоугольник.
4. Слева от треугольника нарисуй маленький квадрат. Он должен быть меньше треугольника.
5. Выше большого квадрата нарисуй овал. Под треугольником нарисуй круг. Между маленьким квадратом и треугольником нарисуй линию. Справа от большого круга нарисуй флажок.
6. Правее флажка, на некотором  расстоянии от него нарисуй треугольник, который меньше уже имеющегося.
7. Слева от маленького треугольника, но справа от флажка нарисуй снежинку.
Вот какой, примерно, рисунок должен получиться у ребенка.

обучение письмуГрафический диктант для дошкольников. Рисование по клеточкам бабочки

Графические диктанты (рисование по клеточкам)

Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик. Лучше начать с самого простого: одну клеточку вверх ( 1↑), одну клеточку вправо ( 1→), одну клеточку вниз (1↓) , одну клеточку влево (1← ). Получился квадратик? Молодец! А затем сложнее: отступи 10 клеток слева, 5 клеток  сверху, ставь точку и начинай:Графический диктант для дошкольников. Рисование по клеточкам бабочки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧИМСЯ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ

Дети часто испытывают затруднения в определении правой и левой стороны, если родители в свое время не уделили этому вопросу должного внимания. Но нет ничего не поправимого, а тем более теперь, когда в...

Учимся ориентироваться в пространстве.

Представлены игры для детей 3-7 лет....

Учим ориентироваться в пространстве.

консультация для родителей...

Консультация для родителей "Учим ориентироваться в пространстве"

Консультация для родителей "Учим ориентироваться в пространстве"...

Учимся ориентироваться в пространстве. Игры для детей.

В дошкольном возрасте в процессе познания мира, ребёнок начинает понемногу ориентироваться в пространстве. Взрослому необходимо помочь ему усвоить основные представления о нём (вверх-низ, на, по...

Пособие для детей дошкольного возраста И.К.Боровская, И.В.Ковалец "Учимся ориентироваться в пространстве"

Пособие для детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития...

ИГРА С ДЕТЬМИ : УЧИМСЯ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ

Поиграем с малышами!  ИГРЫ С САМЫМИ МАЛЕНЬКИМИ : ЗНАКОМИМСЯ С ПРОСТРАНСТВОМСамые маленькие детки слышат слова «влево» и «вправо» в маминых пестушках и потешках,...