Главные вкладки

    Конспект родительского собрания "Готовимся к школе" старшая группа
    методическая разработка (старшая группа)

    Иванова Ольга Викторовна

    Материал был разработан с целью повысить грамотность родителей области развиавающей педагогики

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_roditelskogo_sobraniya_v_starshey_gruppe.docx25.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект родительского собрания в старшей группе «Готовимся к школе»

    Цель: установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника по вопрос подготовки к школе.
    Задачи:
    1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника,  создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.

    2. Повысить грамотность родителей в области развивающей педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребёнка. 
    3. Воспитывать у родителей привычки интересоваться у педагогов процессом развития ребёнка в разных видах деятельности.

    Форма проведения: консультация
    Оборудование:
    Литература по теме собрания;
    Мультимедийное оборудование для выступлений педагогов и родителей;
    памятка для родителей,
    Участники:  учитель-логопед, воспитатели группы, родители.
    Предварительная работа:
    Экскурсия детей  в школу;
    Анкетирование «Готовность ребенка к школе».
    Выставка методической литературы по теме собрания, рабочих тетрадей, продуктов продуктивных видов деятельности;
    Подготовка родителей к выступлению по обмену опытом семейного воспитания.

    Ход собрания:

    Воспитатель Вот и наступил - последний год перед поступлением вашего ребенка в школу. В любой семье этот год заполнен не только приятными волнениями и ожиданиями,  но массой непривычных проблем и тревог. Безусловно, вы полны желания, чтобы ваш малыш не только хорошо учился, но и оставался здоровым, успешным человеком.  Это зависит от того как мы ответственно отнесемся к этому вопросу в течение  этого года.  «До школы еще целый год!»- часто мы слышим от вас, а мы отвечаем «До школы только один год», сколько еще нужно сделать, успеть, если хотим, чтобы ребенок легко учился, и при этом был здоров. Каждая семья, отправляя впервые ребенка в школу, желает, чтобы ребенок учился хорошо и вел себя отлично.

     Но,  как известно, не все дети учатся хорошо и не все добросовестно относятся к своим обязанностям.  Во многом причина зависит от недостаточной подготовки ребенка к школе.

    Перед вами   и перед нами сейчас стоит важная, ответственная задача - подготовить ребенка к школе.

                           ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНАЯ И ОТВЕТСТВЕННАЯ ЗАДАЧА?       

    Да, потому, что в школе с первого же дня ребенок встречается со многими трудностями.

    Для него начнется новая жизнь, появятся первые заботы, обязанности:

    а) самостоятельно одеваться, умываться;

    б) внимательно слушать и слышать;

    в)  правильно говорить и понимать то, что ему говорят;

    г) спокойно сидеть в течение 45 минут;

    д) быть внимательным;

    е) уметь самостоятельно выполнять домашние задание.

         Очень важно с первых дней пробудить у ребенка интерес к школе, поселить в нем желание выполнять каждое задание, как можно  лучше, упорно и настойчиво трудиться.

         Заметьте, если у школьника учение идет успешно, то он занимается с охотой и наоборот, неудача вызывает нежелание учиться, идти в школу, страх перед трудностями. Эта неудача расслабляет и без того еще слабую волю ребенка. Мы взрослые по себе знаем, каким большим стимулом в работе является, успех, как он окрыляет нас, как хочется больше работать.

         Хорошо подготовить детей к обучению к школе - это значит, как думают некоторые родители, научить детей читать, писать. Но это не так!  Чтению и письму их будут обучать в школе учителя – специалисты знающие методику. Важно подготовить ребенка к школе физически и психологически, социально. Как это сделать, расскажем вам на сегодняшнем собрании.

          С первых дней школа предъявит  ребенку «правила для учащихся», которые он должен выполнять.

     Поэтому Вам, родители, надо обратить сейчас серьезное внимание на воспитание у них:

    а) послушания;

    б) сдержанности;

    в) вежливого отношения к людям;

    г) умение культурно вести себя в обществе детей, взрослых.

         Как сформировать данные качества?

     Чтобы воспитать послушание у ребенка, надо систематически изо дня в день, не повышая тона, не теряя терпения добиваться от ребенка выполнения всех требований взрослых с одного слова, если не получается у ребенка надо показать ему, научить, но не ругать и не кричать. Если поручаем какое-нибудь дело надо, чтоб ребенок доводил его до конца, контролировать. Нет слова «не хочу», «не буду».

    Пример:

    I.  Толя, придя из школы домой, почти никогда не знает, что объясняла учительница, что она задала на дом. И часто маме приходится справляться у других детишек.

    II. Мама зовет Леню домой. «Леня! Иди домой!». А он невозмутимо играет. «Леня! Ты слышишь или нет?». А Леня по-прежнему невозмутим, как будто сказанное относится ни к нему. И только тогда, когда слышит угрожающие: «Ну хорошо! Только приди тебе будет! Он поворачивает голову» ну - ну сейчас! Слышу!».

    Вот такие Лени, Толи, в классе ни как не реагируют на слова учительницы, занимаясь чем-то другим, не относящимся к уроку. Они не достают вовремя учебников, не открывают их на нужной странице, не слышат объяснений, не знают, как надо выполнять то или иное упражнение. Решать примеры, не слышат и заданий на дом. Иногда такой ученик бывает искренне удивлен: « Я не слышал, что вы сказали» - говорит он. Он не слышал не потому, что не хотел, а потому, что его не приучили слушать, слышать и немедленно выполнять указание взрослых с одного слова. Если ребенок часто отвлекается, чем то надо привлечь его внимание, а потом давать поручения: « Послушай, что я скажу».

    Пример сдержанности:

    Лена пришла из школы огорченная. В школе её учительница наказала. По её словам, она ничего плохого не делала, только когда решали примеры, не удержалась и громко сказала сколько получится. Почем у же она не умела сдерживать свои порывы.

     Дети дошкольного возраста подвижны, непоседливы. Поэтому важно до школы вырабатывать у них привычку сдержанности, умение тормозить чувства, желание, если они противоречат интересам окружающих.

    Пример:

    Мать внушает ребенку: «Пока бабушка спит, ты поиграй спокойно не стучи, говори шёпотом». Очень часто дети вступают в разговор взрослых, учите их сдержанности. Да потому что с самого раннего детства родители мало обращали внимание на поведение, не останавливали ее, когда она перебивала речь говорящих, вмешивалась. Мы этим самым воспитывали дисциплинированность, общую культуру поведения самоконтроль.

     Эти качества потребуются не только в школе для успешного обучения, но и в жизни, в семье.

     Если вы хотите, чтобы ребенок ваш был вежлив, скромен, почтителен с взрослыми и детьми, недостаточно ему говорить «Будь вежливым», «Веди себя скромно, прилично».

     Ему могут быть непонятны эти слова «вежливость, скромность, почтительность».

    Он может даже и не знать их значения.

    Ему надо прививать правила вежливости:

    1.  Здороваться, прощаться со взрослыми, с родными, соседями, в саду, в общественных местах;
    2.  Извиняться, благодарить за услугу;
    3. Обращаться ко всем взрослым на «вы»;
    4. Уважать труд взрослых: входя в помещение вытирать ноги, не портить одежды, убирать за собой одежду, игрушки, книги;
    5. Не вмешиваться в разговор взрослых;
    6. Не шуметь, если дома или у соседей кто-либо отдыхает, болеет;
    7. Не бегать, не прыгать, не кричать в общественных местах;
    8. Вежливо вести себя на улице: говорить тихо, не обращать на себя внимание окружающих;
    9. Благодарить за еду, оказывать посильную услугу взрослым, предложить стул, уступить место, пропустить вперед взрослого.

     Вы должны знать:

    Самый сильный верный способ воспитания вежливости у детей – это хороший пример самих родителей. Прежде всего, самим взрослым надо быть вежливыми друг с другом.

    Не одергивайте его без надобности, не наказывайте в присутствии посторонних. Детское сердце очень чутко и ранимо, важно чтобы в раннем возрасте в сердце у ребенка не оставалось рубцов от незаслуженных обид, от разочарования в людях, которым он верит

    Не допускайте уговоров и упрашивания. Ребенок должен знать слово нельзя, и подчиняться ему.

    Не забывайте:

    Похвала и осуждение – сильные воспитательные средства. Но хвалить нужно осторожно, иначе может развиться самомнение.

    Следите за своими поступками и словами.

    Не срывайте зла на детях, сдерживайте себя.

    Своим собственным поведением показывайте детям примеры скромности, честности, доброжелательности к людям.

     Тогда можно будет с уверенностью сказать, что воспитаете в ребенке все те качества, которые необходимы ему будут в школе и в жизни.

    Это я сказала о роли родителей в подготовке детей к школе.

    Вся учебно-воспитательная работа детского сада направлена на всестороннюю подготовку ребенка к обучению в школе.

    Детский сад воспитывает интерес к школе, желание учиться.

    В детском саду воспитывают:  самостоятельность, трудолюбие, дисциплинированность, опрятность, чувство дружбы, товарищества.

    Дети получают знания по родному языку, математике, лепке, рисованию.

    Детей учат внимательно слушать, понимать взрослых, быть усидчивыми, внимательными на занятиях.

    В заключение могу привести слова Ушинского.

    «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие,  изменения ребенок видит и чувствует.

     Важно, чтобы родители не забывали, что ребенок учится говорить в первую очередь у них, следили за своей речью, за ее правильностью и как можно чаще общались с малышом.

     Возможные проблемы развития речи будущего первоклассника:

     — Плохая дикция

    — Недостаточный словарный запас

    — Ребенок говорит односложными предложениями

    — Употребление слов-паразитов, нелитературных слов и выражений, сленга

    — Проблемы с диалоговой речью: неумение сформулировать вопрос, дать четкий ответ

    — Затруднения при пересказе текста, попытке сделать небольшой рассказ на предложенную тему

    — Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов

    — Неумение читать и говорить с выражением: использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.

    Уровень развития речи и развитие мышц пальцев руки тесно связаны друг с другом. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

    Именно поэтому тренировка пальцев рук ребёнка не только подготавливает руку к письму, но и способствует развитию его речи, повышению уровня интеллекта.

    -Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. При обучении письму большую роль играет развитие тонкой моторики. Чем лучше ребенок умеет мастерить, рисовать, вырезать, тем легче он овладевает навыками письма. Поэтому необходимо начинать с развития моторных навыков: научить малыша лепить из пластилина фигурки, нанизать бусинки на ниточку, делать аппликации, собирать мозаику. Очень хорошо, если ребенок займется шитьем. Полезны и занятия рисованием, особенно раскрашиванием.  На занятиях по подготовке к школе  дети учатся  правильно сидеть за столом, располагать перед собой тетрадь, держать ручку. Под руководством учителя пробуем в воздухе над тетрадью рисовать элементы букв. Это упражнение способствует развитию координации движений.  Начальные навыки письма — освоение направлений движения ручки: рисование линий вверх, вниз, вправо, влево. Дети рисуют узоры по клеткам и закрашивают их цветными карандашами. Простой и эффективный способ подготовки руки к письму – обведение картинок по пунктирным линиям. Эти задания очень нравятся детям, т.к. тренируют мелкие мышцы руки, делают ее движения сильными и координированными.

       Вот несколько упражнений для развития мелкой моторики руки:

    1.Упражнения с карандашом

    • Положите карандаш на стол. Ребёнок большим и указательным пальцем плавно вращает карандаш каждой рукой отдельно.
    • Одной рукой ребёнок держит карандаш, а указательным и средним пальцами другой руки «идёт по карандашу».
    • Катание карандаша. Карандаш зажимается ладошками обеих рук и катается между ними. Вспомните, как катают всем известную «колбаску» из теста.

     2. Упражнения с бусами

    • Очень хорошо развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно всё: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.д. При выполнении такого задания важно, чтобы ребёнок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определённую последовательность нанизывания бусинок.
    • Перекладывание бусинок пинцетом.

    Вам потребуется: пинцет, чашка с бусинами, пустая чашка.

    Ребёнок берёт пинцет и, аккуратно захватывая бусы из чашки, переносит их в другую посуду.

    Упражнение можно усложнить, если перекладывать бусинки в ёмкость с ячейками. Когда форма окажется заполненной, с помощью пинцета бусины перекладываются обратно в чашку. Бусин должно быть ровно столько, сколько ячеек в форме.

    Кроме тренировки координации пальцев руки, это упражнение развивает концентрацию внимания и тренирует внутренний контроль.

    3. Упражнения с пластилином

    Пластилин – прекрасный материал для занятий. Лепка очень хорошо способствует развитию мелкой моторики.

    Для начала полезно просто помять пластилин в руках, раскатать по – разному: колбаской или шариком.

    Обратите внимание! Ребёнок со слабым тонусом в руках и плечевом поясе очень быстро начнёт пользоваться весом тела для разминания пластилина – будет наваливаться всем телом. Раскатывая шарик между ладонями, маленький ученик будет стараться зафиксировать локти на столе, иначе он быстро устанет. В таком случае не выполняйте упражнения с пластилином за столом, а посадите ребёнка на табурет перед собой и покажите ему действия: скатать шарик между ладонями, сделать это перед собой, над головой, сдавить этот шарик между ладонями, скатать между ладонями колбаску, сдавить её между ладонями и т.д.

        Основы  математических знаний, необходимых  будущим первоклассникам, дети также получают на занятиях в д/с.  Они изучают  цифры, учатся считать до 10, как в прямом, так и в обратном порядке, решать простейшие задачи.

    Обучение  ребенка счету, как и чтению и письму, проводится в игровой форме.

     Цифра — понятие абстрактное, поэтому начинаем с обучения простому счету. Вначале  ребенок осваивает понятия «много», «мало», «один», «несколько», а также «больше», «меньше» и «поровну». Для лучшего запоминания используем наглядные картинки.

    Также будущие школьники знакомятся с геометрическими фигурами, учатся ориентироваться на листе бумаги, а также сравнивать два предмета по величине.

     Учить ребенка считать необходимо на конкретных предметах. Например, одевая ему тапочки на ноги, считайте «один», «два». Можно попутно называть и порядковые числительные: «первый тапочек», «второй тапочек».

     Сосчитайте с ним, сколько яблок лежит в корзине, сколько ложек на столе и т.п. Читая сказки с числительными, возьмите несколько кружочков или палочек и пусть ребенок по мере прочтения, считает персонажей. Попросите его самого придумать сказку и сосчитать героев. Таким образом, у ребенка формируются основы математических умений.

    Новые условия, в которые попадает первоклассник, требуют от него ответной реакции – новых форм поведения, определённых усилий и умений. От того, насколько ребёнок будет готов к обучению в школе, зависит течение адаптационного периода и последующее развитие школьника.

    Понятно, что ребёнок, который пришёл в школу, научившись читать, со сформированными навыками вежливого поведения, достаточно развитым физически, гораздо легче перенесёт нагрузки адаптационного периода первых учебных дней. Поэтому важно организовать подготовку и воспитание детей в семье таким образом, чтобы свести к минимуму осложнения физического и психического характера в состоянии здоровья ребёнка, которые могут возникнуть в период адаптации к школе.

    Изменение образа жизни ребёнка при поступлении в первый класс ведёт к новым нагрузкам на его физическое и эмоциональное состояние.  Адаптация ребёнка к новым условиям жизни неизбежна. Но родители в силах сделать этот процесс максимально безболезненным.

    Поэтому  родителям можно дать совет: не ставьте во главу угла только чисто практическую подготовку ребенка. Помните о важности социальных навыков: умения общаться, заводить друзей, отстаивать свои интересы.

     Итак, до школы осталось мало времени. Используйте эго таким образом, чтобы у вашего ребенка было меньше проблем в школе в этот трудный для него период.

    10 советов родителям как защитить детей

    • Научите их никогда не разговаривать с незнакомцами, если Вас нет рядом
    • Научите их никогда и никому не открывать двери, если дома нет взрослого.
    • Научите их никогда не давать по телефону информацию о себе и своей семье или говорить что они дома одни.
    • Научите их никогда и ни к кому не садиться в машину, если у вас с ребёнком об этом не было предварительной договорённости.
    • Научите их, с раннего возраста, что они имеют право сказать «НЕТ» любому взрослому.
    • Научите их, что всегда должны сообщать вам куда идут, когда собираются вернуться и звонить по телефону, если неожиданно их планы поменяются.
    • Научите их, если они почувствовали опасность, убегать так быстро, как только могут.
    • Научите их избегать пустынных мест.
    • Установите границы окрестностей, в которых они могут гулять.
    • Помните, что жесткое соблюдение «комендантского часа» (времени возвращения ребёнка домой) – один из самых эффективных способов уберечься от опасностей, которым подвергаются дети поздно вечером


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему «Себя, как в зеркале, я вижу…» (подготовительная группа).

    Цель: показать родителям, что их ребенок 6 – 7 лет проходит непростой период в жизни, учить их смотреть на мир его глазами, постараться понять его, оказать поддержку....

    Конспект родительского собрания в средней группе на тему: «Особенности образовательного процесса в средней группе»

    Цели: Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.Задачи: Рассмотреть возрастные и инди...

    Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: « Развитие речи детей в старшей группе»

    Задачи:1.     Расширить знания родителей о речевых особенностях детей 6-го года жизни;2.     Формировать знания родителей о значении развития правильной речи де...

    родительское собрание в младшей группе «Сказка учит говорить» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста. «Развитие речи младших дошкольников»

    Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребПрекрасна речь, когда она, как ручеёк,Бежит среди камней чиста, нетороплива,И ты готов внимать её потокИ восклицать: - О! Как же ты к...

    Конспект родительского собрания 2 младшей группе «Мы рады знакомству» Подготовила воспитатель 2 младшей группы: Рафикова Э. Т.

    Конспект родительского собрания 2 младшей группе«Мы рады знакомству»Подготовила воспитатель 2 младшей группы: Рафикова Э. Т.  Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; ...

    Конспект родительского собрания в средней группе на тему: «Особенности образовательного процесса в средней группе»

    Конспект родительского собрания в средней группена тему: «Особенности образовательного процесса в средней группе»...

    Конспект родительского собрания для средней группы детского сада Родительское собрание «Только вперед»

    Собрание проводится в начале учебного года, где родителей поздравляют с началом учебного года, знакомят с новыми семьями, а так же с узкими специалистами. Родителей знакомят с особенностями детей 4-5 ...