Консультация "Учим детей пересказывать"
консультация

Мальникова Наталия Евгеньевна

Материал для родителей по обучению детей пересказам коротких текстов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchim_rebyonka_pereskazyvat.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста

УЧИМ РЕБЕНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ


        В наш век интенсивной компьютеризации мы очень мало времени уделяем общению со своими детьми. Многие считают, что занятия в детском саду, уроки в школе – этого достаточно для развития ребенка. Но практика показывает что, нашим детям необходима помощь родителей. Мы в детском саду на занятиях по развитию речи занимаемся обучением детей пересказу один - два раза в месяц. Этого недостаточно для наших детей, т.к. умение пересказывать в дальнейшем пригодиться детям в успешном обучении в школе. Ребенок сможет свободно пересказать домашнее задание, логически последовательно подготовить урок по устным предметам, а если школьник будет свободно излагать свои мысли, то в дальнейшем у него будет совершенствоваться не только устная речь, но и письменная. 

         

        Зачем нужно учить детей пересказу?

 В процессе того, когда ребенок пересказывает текст, сказку развивается речь, т.е.: 
Обогащается и расширяется словарь; 
Формируются навыки словоупотребления; 
Усиливается языковое чутье; 
Внимание и интерес к образному слову

Развиваются все психические процессы: 
Внимание (умение внимать); 
Память (запоминание текста); 
Мышление (логика изложения).
 
Возрастает роль произвольно-волевых процессов: 
Усидчивость, умение дослушать до конца сказку, текст. 

       Для того, чтобы пересказать сказку, малыш должен запомнить последовательность событий, кто что и когда делал, что за чем было.

     

Важно понимать, что, например, одна и та же сказка воспринимается ребенком с экрана телевизора и при чтении по-разному. В мультфильме события  показаны, а в книге о событиях рассказывается. Пересказать увиденное гораздо сложнее, чем услышанное. Просмотр мультфильмов не способствует активному речевому развитию, а, значит, не должен заменять домашнее чтение.

      Как научить ребенка пересказывать текст.

Пересказ – это связное выразительное воспроизведение прослушанного текста.                    Это не  передача  текста  наизусть,  не  механическое  заучивание,  в  нем  должны

присутствовать элементы творчества.

Для детей, пересказ – это наиболее легкий тип речевой деятельности, так как ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой.

         Чем полезен пересказ?

Обучение  пересказу  способствует  обогащению  словарного  запаса,  развитию восприятия,  памяти  и  внимания.  При  этом  совершенствуется  структура  речи  и произношения,  усваиваются  нормы  построения  предложений  и  целого  текста.

Дошкольники,  как  правило,  любят  рассказывать  знакомые  сказки,  пересказывать прочитанное,  передавать содержание  мультфильма.  Но  пересказывая,  они  часто путают  факты  и  их  последовательность,  не  всегда  удерживают  логику  событий.    Поэтому пересказывать надо ребенка научить.

        Как выбрать текст для обучения?

Для занятий следует выбрать легкие и интересные для ребенка тексты. Подойдут

произведения К. Ушинского, В.Бианки, Н. Сладкова, Л. Толстого, Е. Чарушина…

Кроме  художественной  ценности  следует  учесть  объем  произведения,  четко выраженные  начало,  середину  и  конец  сюжета,  знакомую  лексику,  короткие лаконичные  фразы,  доступную  прямую  речь.  

На  начальном  этапе  работы используются  небольшие  тексты  (5-7предложений),  в  дальнейшем  их  объем увеличивается по мере возрастания речевой возможности ребенка.

     

   

 Как работать с текстом?

Вы выразительно читаете текст. Обсуждаете его с ребенком, все ли ему понятно,

объясняете непонятные слова. Спрашиваете: понял ли ребенок, кто главный герой?

Почему  рассказ  назвали  именно  так?

Далее  ребенок  должен  рассказать,  что  ему больше всего понравилось в рассказе.

Беседа по содержанию.

Например, у Вас следующий текст:

Ходили ребята по лесу. Нашли под кустом ежа. Он со страху шариком свернулся.

Попробуй-ка, возьми его руками – везде иголки торчат. Закатали ребята ежа в шапку, и домой принесли. Дали ему молока. Развернулся еж и начал есть молоко. Поел и опять шариком свернулся. А ребята чем-то другим занялись, зазевались – ежик и удрал обратно, к себе, в лес.

Вы  начинаете  задавать  ребенку  вопросы,  он  должен  отвечать  полным предложением.

Где ходили ребята? (ребята ходили по лесу).  Кого они нашли? (Они нашли ежа).

Где сидел еж? (Ежик сидел под кустом).  Что сделал ежик со страху? (Ежик свернулся шариком).

Почему дети не укололись, когда брали ежа? (Они закатали его в шапку).  Что они ему дома дали? (дома дети дали ежу молока).  Что было дальше? (ежик начал есть молоко, потом опять свернулся. Пока дети играли, побежал в лес).

Повторно читаете рассказ с помощью ребенка.

Ходили ребята по ... (лесу).

Нашли под кустом ...(ежа).

Он со страху свернулся ...(шариком).

Закатали дети ежа в ...(шапку).

И принесли ежа ...(домой).

Дали ему ...(молока).

Развернулся ежи и начал есть ...(молоко).

А потом убежал в ...(лес).

В заключении ребенок пересказывает текст самостоятельно.

На  начальных  этапах  обучения  пересказу  можно  добавить  рассматривание сюжетных и предметных картинок. Они помогут ребенку создать внутренний речевой план  высказывания,  позволят  последовательно  и  легко  передать  содержание услышанного.

Сюжетные  картинки  выкладываются  после  прочтения  текста  в произвольном порядке. Ребенок должен разобраться в последовательности событий и выложить картинки по порядку. Затем он пересказывает текст, смотря на картинки.

Работа  с  сюжетными  картинками  научит  ребенка  выделять  основные  моменты

рассказа.

Предметные  картинки  выкладываются  по  ходу  чтения  текста.  После  прочтения, показывая  на  каждую  картинку,  Вы  просите  припомнить,  о  чем  говорилось  в предложении.

Далее идет работа с текстом, и ребенок пробует его самостоятельно пересказать.

Также,  вместо  картинок,  для  пересказа,  используются  схемы (символы,  пиктограммы).  

После прочтения  текста  Вы  с  ребенком  выкладываете  из  схем  дорожку  в  нужной последовательности, работаете с текстом. Ребенок, опираясь на схемы, пересказывает текст. Подобные схемы удобны тем, что их несложно нарисовать самому к любому рассказу, который Вы подберете для занятия.

Постепенно  от  картинок  и  схем  следует  отходить.  Обращайте  внимание,  чтобы ребенок  обязательно  при  пересказе  употреблял  глаголы  и  прилагательные.

Пересказ — творческий процесс. Он не должен быть дословным. Учите ребенка привносить в пересказ дополнительные элементы, например описание внешности героя, которого нет в тексте, но есть на иллюстрации. Попробуйте вместе продолжить сказку, придумать другой конец, вставить событие, которого не было. Такие упражнения способствуют не только развитию фантазии, но и разнообразят речевой опыт ребенка, помогают научиться свободно говорить, вычленять из текста отдельные события, явления, кратко или подробно пересказывать услышанное, а в дальнейшем и прочитанное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Как научить детей пересказывать"

Консультация для родителей "Как научить детей пересказывать"...

Советы для родителей "Учите детей пересказывать"

Советы для родителей  по обучению детей пересказыванию...

Развиваем связную речь, учим детей пересказывать

С пяти лет начинается самый интересный период в развитии речи вашего малыша - этап бурного развития связной речи, а ведь и есть главная цель вашей совместной деятельности, научить ребенка свобод...

"Учим детей пересказывать"

Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских рассказов н...

Учим детей пересказывать

Предложенные рассказы Л.Н. Толстого совсем небольшие по объему. Они написаны таким образом, что позволяют максимально сконцентрировать внимание детей на происходящем событии, вызвать познавательную ак...

Консультация для родителей "Учим детей пересказывать"

      Это развивает связную монологическую речь.  Вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых. Тренируется память ребенка....

"УЧИМ ДЕТЕЙ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ: ПОДБОРКА КОРОТКИХ РАССКАЗОВ".

Умение пересказать текста не только демонстрирует уровень развития речи, но и показывает, насколько ребенок умеет понимать и анализировать услышанный или прочитанный текст. Но у детей пересказ текста ...