Консультация для родителей «Поговорим о доброте»
консультация

Новикова Любовь Сергеевна

Мы много говорим о доброте, о том, как нужно вести себя с окружающими. Но сможем ли мы доступно объяснить ребёнку «Что же значит «творить» добро»? Я думаю, сможем, но прежде немного познакомимся с этим важным понятием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobro.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Поговорим о доброте»

Мы много говорим о доброте, о том, как нужно вести себя с окружающими. Но сможем ли мы доступно объяснить ребёнку «Что же значит «творить» добро»? Я думаю, сможем, но прежде немного познакомимся с этим важным понятием.

Что такое доброта? Доброта – это очень сложное и многогранное качество личности. Есть семь основных «ступеней» доброты.

  1. Дружелюбие – открытое и доверительное отношение к людям.
  2. Честность – искренность и правдивость в поступках и мыслях.
  3. Отзывчивость – готовность помогать другим людям.
  4. Совесть – нравственная ответственность за свои поступки.
  5. Сострадание – сочувствие, сопереживание, умение чувствовать чужую боль.
  6. Благородство – высокая нравственность, самоотверженность.
  7. Любовь – глубокое сердечное чувство, высшая степень положительного отношения.

Не секрет, что многие молодые родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой.

Предложите своему ребенку 3 ситуации и спросите, как поступит он? Вы многое узнаете о своем ребенке.

1 ситуация. Исследование проявления милосердия.

Дети играют во дворе. Вдруг один из них упал и сильно ушибся. От боли он заплакал.

2 ситуация. Исследование проявления доброты.

На занятии Маша рисовала дерево. Вдруг у нее сломался зеленый карандаш. Она расстроена. Говорит своему товарищу: «Я сильно нажимала и сломала карандаш»

3 ситуация. Исследование культуры поведения.

Мальчик (девочка) возвращается домой из детского сада. Навстречу ему идет другой мальчик, нечаянно задевает его и говорит: «Извини!»

Ребенок может выбрать различные варианты поведения в данных ситуациях. Один из них, покажет высокий уровень нравственных представлений,  успокоит товарища, окажет первую помощь, а другой скажет: «Сам виноват, не нужно было бегать»; в ситуации «Доброта» кто-то посочувствует Маше и предложит свой карандаш, а кто-то посочувствует, но не поделиться своим…  и так далее.

Анализ результатов скорее всего покажет, что у ребенка в основном преобладает средний уровень сформированности добрых чувств, представлений, адекватного поведения, т. е. он, понимает бедственное положение товарища, сочувствует  ему, но не выражает желания помочь делом. Поэтому необходима систематическая и целенаправленная работа по нравственному воспитанию дошкольников.

Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром.

Сочувствию и сопереживанию человек учится всю жизнь. Маленький человек, еще не научившийся всему этому, часто не отдает себе отчет в том, что он делает больно другому. Особенно плохо, когда близкие взрослые не объясняют это, а поощряют в детях жестокость.

Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи.

Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера. Воспитание строится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно, независимо от того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет.

Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты.

Далеко не все родители понимают, что воспитание доброты начинается с поощрения за хороший поступок. Вот малыш первый раз протянул маме свою игрушку. «Ах, какая чудесная пирамидка! – должна сказать ему она. – Как мне хочется поиграть с ней. И как хорошо ты сделал, что дал мне эту игрушку! Спасибо тебе, мой добрый малыш!» Мама же вместо этих слов торопливо, не замечая первого великодушия и доброты своего ребенка, говорит совсем иное: «Играй сам. Это же твоя пирамидка!»

Сущность доброты – способность сопереживать. Нередко взрослые позволяют ребенку обижать животных. Если карапуз замахнулся палкой на птичку или кошку, не стоит смеяться, оправдывать его, полагая, что он еще маленький, ничего не понимает. Нужно спокойно, но уверенно сказать о недовольстве его поведением. Возможно, малыш захочет повторить свой эксперимент, но родители должны быть непреклонны.

Таких уроков потребуется немало. Начинать их надо очень рано. Прививать добрые чувства нужно, опираясь на то хорошее, что уже сформировалось в характере или начинает складываться.

Начинать воспитывать в детях такие, казалось бы, «старомодные», но необходимые для выживания в социуме качества, как доброта, взаимопомощь, уступчивость, нужно уже с самых ранних лет. Не стоит думать, что дети в возрасте до 3х лет мало что понимают и ничего не запоминают. Как раз в этот период все их существо готово учиться и познавать мир, усваивать его законы и правила. Все, что он видит и слышит в первые годы жизни, откладывается на подкорке головного мозга. Так что впоследствии он может и не вспомнить, что именно в 1 год и 1 месяц мама ему сказала: «Нужно заботиться о братьях наших меньших», но будет это знать как бы интуитивно, как само собой разумеющееся.

Начните прививать своим детям сочувствие к людям, умение сопереживать, радоваться чужому счастью, любовь и уважение к природе, растениям, животным. Для этого придется начать с себя, ведь родители – это самый главный образец для подражания.

Говорите о сложном просто

Для духовного воспитания детей очень важно читать малышу поучительные сказки со счастливым концом, в которых добро всегда побеждает зло. Лучше, если в детской книжке со сказками будут красочные рисунки, по которым можно объяснить самым маленьким деткам своими словами, что происходит.

Детям постарше (от 2-3 лет) можно разрешать смотреть добрые поучительные мультфильмы или детские телепередачи, где главные герои учатся творить добро. Дети намного ярче воспринимают зрительные образы.

Как поощрять или наказывать ребенка

Также очень важно поощрять ребенка за правильные поступки, давая ему понять, что люди на добрые дела всегда отвечают благодарностью и могут наградить того, кто им помог в беде.

Если же ваш ребенок совершил какую-то пакость (ударил дворовую кошку, вырвал с корнем ни в чем неповинный цветок), поговорите с ним, как со взрослым, объясните, что за такие поступки всегда наказывают. Но если вы видите, что малыш раскаивается, помогите ему загладить свою вину (погладьте и накормите обиженную кошку, посадите вырванный цветок на место).

Наказывая, подумай!? Зачем?!

Семь правил о наказании:

  1. Наказание не должно вредить здоровью ни физическому, ни психическому. Наказание должно быть полезным.
  2. Если есть сомнения, наказывать или не наказывать, не наказывайте.
  3. Наказание ни за счет любви, чтобы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы или награды.
  4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим
  5. Наказан – прощен (о старых грехах ни слова)
  6. Наказывайте, но не унижайте.
  7. Наказание должно быть понятно. Ребенок должен точно знать почему его наказали.

Самое главное – не забывайте, что ребенок, как зеркало, отражает поведение своих родителей. Развивайтесь сами духовно, и ваш малыш будет расти вслед за вами!

Как воспитать ребенка на личном примере?

  • Ребенок должен видеть ежедневно доброе отношение родителей к людям.
  • Не кричите на детей и членов семьи, прощайте и жалейте домашних.
  • Оправдывайте людей и их поступки. Учитесь замечать не зло, а обстоятельства. Например: не «Какой ужасный ребенок – насыпал в глаза тебе песок», а «Он не хотел, не обижайся».

Так же родителям следует учить ребенка принципу «давать всегда приятнее, чем брать». Это очень сложно, т. к. дети сосредоточены на себе, своих желаниях. И слова «возьми, это тебе» звучат намного приятнее, чем слово «отдай». Так на пример, прежде чем купить новую игрушку, договоритесь о том, что две старых он отдаст малышу-соседу, но при этом пусть сам выберет игрушки которые подарит. Необходимо вложить в ребенка любовь к добрым делам. Учить его давать везде и всегда.

Необходимо общаться с ребенком:

  • Рассказывайте ему придуманные вами сказки о добрых людях.
  • Вместе посмотрите добрые мультфильмы.
  • Чаще читайте поучительные народные сказки с последующим их обсуждением.
  • Учите ухаживать за животными, читайте книги о них, смотрите фильмы с их участием.
  • Учите малыша делиться, расскажите жадничать – плохо.
  • Поговорите с ребенком о разнообразии людей вокруг нас. Расскажите, как непросто живется детям-инвалидам и детям-сиротам.
  • Не учите давать сдачу. Это учит агрессии и тому, что конфликт невозможно решить словами.
  • Научите ребенка помогать в домашних делах. Так привычка заботится о родных закрепится навсегда.
  • Хвалите малыша за добрые дела. От добрых дел нужно получать удовольствие.

Советы родителям в воспитании детей

  1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.
  2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка и объясните ему это. А также узнайте, что он думает по этому поводу.
  3. Представьте ребенку самостоятельность, не контролируйте его каждый шаг.
  4. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки – не одно и то же.
  5. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него. Несмотря на его оплошности.
  6. Родитель (воспитатель)должен быть твердым, но добрым.

Одна из заповедей в воспитании детей – ребенок должен быть добрым, щедрым, уметь делится с друзьями, с большой радостью отдавать, чем брать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Поговорим о доброте"

Консультация для родитей: "Поговорим о доброте"...

Консультация для родителей «Поговорим о доброте».

Многие дети понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. И наша задача, задача взрослых, состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать добрые ...

Консультация для родителей "Поговорим о доброте"

Многие дети понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. И наша задача, задача взрослых, состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать добрые ...

Консультация для родителей "Поговорим о доброте"

Многие дети понимают,что такое доброта,но не всегда поступки детей бывают добрыми.Что такое доброта?И как приучать детей доброте.Доброта это отзывчивость,стремление сделать доброе другим людям.Доброту...

Консультация для родителей «Поговорим о доброте»

Консультация для родителей "Поговорим о доброте"...

Консультация для родителей "Поговорим о доброте"

quot;Поговорим о доброте" Многие дети понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. И наша задача, задача взрослых, состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего ...

консультация для родителей "Поговорим о доброте"

рекомендация для родителей, как с раннего возраста воспитывать у детей потребность совершать добрые поступки....