«Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в современном воспитании»
консультация (подготовительная группа)

Сафронова Ирина Евгеньевна

В статье раскрывается актуальность духовно-нравственного развития на современном этапе, характеризуются возрастные особенности детей дошкольного возраста, их сензитивность к усвоению нравственных норм и правил, обосновывается необходимость реализации программ духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ на основе традиций православной культуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_2.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в современном воспитании»

Богатство духовной жизни начинается там,

где благородная мысль и моральное чувство,

сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке.

( В.А. Сухомлинский).

         Глобальные проблемы, которые сегодня стремительно нарастают перед человечеством, начиная с экономических и экологических и кончая духовно-нравственными, лишь подчеркивают возрастающую ответственность стратегий развития образования. Время показало, что одни лишь достижения науки и экономики не смогут сделать нашу жизнь гармоничной и достойной человека. Достижения прогресса, помимо служению благу, одновременно способны послужить и разрушению, насилию, соблазнам, подменяющим подлинные ценности.

          Современный мир предоставляет массу возможностей для получения знаний и проявления творческих способностей. И вместе с тем доступность и открытость информационного пространства иногда становится опасной для податливого сознания ребёнка. Период дошкольного детства — время, когда закладывается понимание моральных устоев в обществе. Простыми словами, ребёнок учится видеть добро, учится отвечать на него и противостоять негативному влиянию со стороны.

          Дети во все времена проявляют одинаковое стремление к активному восприятию миру взрослых, их действиям в предметном окружении и взаимодействию с другими людьми. В XXI веке окружающая ребёнка среда перенасыщена цифровыми источниками информации и техническими приборами для общения. Дети чаще видят, как родители проводят время у экрана компьютера, телефона или планшета. Гаджеты легко захватывают и детское внимание, время эффективной передачи культуры общения, традиций, моральных основ может быть упущено, и сформировать нравственные качества в будущем окажется сложной задачей.

Во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже опробовано, испытано?» В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание - первостепенной задачей современной образовательной системы.

Воспитание детей должно стать целостной системой, способной сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде. Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Нужно научить детей противодействовать современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям. сформировать своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему.  
         Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Одной из важных задач детского сада по социальному, духовно-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях.

         Создание условий для осуществления духовно-нравственного воспитания детей включает организацию предметно-развивающего пространства дошкольного учреждения. В группах оформлены тематические уголки для детей, в оформлении использованы: символика города, края, страны, тематические альбомы с подборкой материала природоведческой литературы, достопримечательностей города, района, страны, подборка фольклорного материала, детская художественная литература по данной теме, элементы православной культуры. В холле детского сада оформлен «Уголок родного края» краеведческой направленности, который открыт для посещения всеми воспитанниками и является общим для детского сада.

           В целях расширения знаний по духовно-нравственному воспитанию для

родителей предлагается широкий консультативный материал по вопросам духовно-нравственного воспитания детей, тематические выставки фотографий, рисунков, поделок. Педагоги задействуют родителей в составлении генеалогического древа своей семьи, придумывание герба и девиза, составлению родословной своей фамилии. Все это способствует активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению семейных традиций.

         Для повышения эффективности работы по духовно-нравственному воспитанию ДОУ  вступает в отношения социального партнерства с другими учреждениями и организациями:

- церковью (при проведении православных праздников педагоги приглашают священнослужителей, имеются благодарственные письма от Борисоглебской Епархии за вклад в воспитании основ духовной нравственности и патриотизма у детей дошкольного возраста, за участие в окружной благотворительной акции «Пасхальная открытка», за участие в региональной благотворительной акции «Белый цветок»);

- историко – художественным музеем (посещение тематических выставок, презентаций);

- художественным салоном.

       Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение совместных сезонных музыкально-тематических праздников: «Осеняя ярмарка», «День матери», «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица», «Международный женский день – 8 марта», «Праздник птиц», «Победа деда – моя победа!», «Троица», «Пасха», «День семьи». К каждому празднику проводится большая предшествующая работа не только с детьми, но и с родителями. Это и просмотр иллюстраций, презентаций, фильмов, чтение художественной литературы, различные выставки, изготовление подарков, поделок.

Доброй традицией стало участие воспитателей совместно с семьями воспитанников в благотворительных и социально-значимых акциях различного уровня:

- акция «Международный день семьи»,

- всероссийская акция «Единый час духовности «Голубь мира», общероссийская экспедиция «Дети России за мир!»

- ежегодное участие в региональной акции «Белый цветок», организованной Борисоглебской Епархией,

- участие в ежегодном благотворительном марафоне «Мы же люди», «Подари книгу библиотеке», «С миру по нитке – детям по улыбке» для детей-инвалидов реабилитационного центра «Журавлик».

В этом году внедряется в работу ДОУ парциальная программа по духовно-нравственному воспитанию и возрождению русской православной культуры «Социокультурные Истоки», разработанную представителями Никольского храма.

       Опыт работы дошкольного учреждения показал, что необходимо систематическое конструктивное сотрудничество с семьей, направленное на сохранение непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в семье и детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное начало – основа национального воспитания и образования

В системе дошкольного образования увеличилось количество татарских групп в детских садах, повысилось качество обучения на татарском и русском языках. Выявился положительный опыт работы педагог...

Опыт работы по теме: "Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр"

Приобщение дошкольников к национальной культуре, общечеловеческим ценностямпомогают заложить фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуализма....

Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследи...

«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством народных игр»

Педагогическая идея опыта заключается в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольников через познание культуры своей Родины посредствам народных игр....

Программа дополнительного образования дошкольников по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных традиций Православных праздников «Праздники добра» (для детей 5-7 лет)

laquo; …. Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что ключевую роль в становлении российской государственности сыграло Православие. Православие...

«Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в современном воспитании»

laquo;Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в современном воспитании»...