Значение мордовской художественной литературы и фольклора в духовно -нравственном развитии детей
консультация (старшая группа)

Сайгина Нина Павловна

В консультации для родителей показано огромное значение детской мордовской литературы и фольклора в духовно-нравственном развитии детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Мордовская детская художественная литература (сказки, рассказы, стихотворения), открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, дает прекрасные образцы литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: сказки раскрывают меткость, образность и выразительность языка, юмор и живость родной речи; в рассказах дети познают точность слова мордовского народа, в стихах -улавливают музыкальность, напевность, ритмичность мордовской речи.

Мордовская художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя, тем самым, словарный запас ребенка.
Мордовский фольклор необычайно богат и разнообразен. Он представлен легендами, сказками, стихами, произведениями малых жанров (потешки, прибаутки, заклички, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, колыбельные песенки ).


Известно, что дети дошкольного возраста чутко откликаются на потешки, прибаутки, пестушки. Эти виды фольклора издавна создавались на потеху детям. Знакомство с ними расширяет кругозор детей, обогащает и чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. Детям очень нравятся небольшие стихотворные тексты, которые как бы поддразнивают ребёнка, но в то же время побуждают его к действию и выражают похвалу за сделанное.

Поэтические образы мордовских колыбельных песенок доступны даже самым маленьким детям в детском саду. В них поётся о птицах (сорока, ворон) , о животных (коровушка), о предметах домашнего обихода. Они знакомят ребёнка с внешностью, повадками птиц и животных, присутствуют в них и нравоучения, мечты о будущем ребёнка.

В пословицах восхваляется любовь к родной земле, трудолюбие, храбрость, честность, уважение к старшим и другие положительные свойства человеческого характера. Они имеют большую значимость для нравственного воспитания детей (Доброе дело - добром оплачивается. В родном краю жизнь как в раю. Материнское слово – святое слово). Поговорка формирует речь, делает ее выразительнее. Вместе они украшают речь человека, делают ее образной и живой, поэтому включение ребенка в мир пословиц и поговорок является эффективным средством обогащения его речи.

Загадки - это своеобразные тексты на сообразительность, являются для детей одним из видов познания окружающего их мира. Они способствуют развитию памяти, образного мышления, быстроты умственных реакций, так как они загадываются всем детям, и каждый ребенок в отдельности старается первым дать правильный ответ. Мордовские загадки знакомят детей с природными явлениями, зверями и птицами, с окружающим миром.

Для знакомства детей с мордовскими народными пословицами, поговорками, загадками отбирают только те, которые доступны детям, смысл которых они смогут понять и усвоить.  

Сказки, пожалуй, самое большое наслаждение детства. С какой огромной радостью и желанием воспринимаются они детьми. Мордовские сказки знакомят детей с историческим прошлым мордовского народа, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного мира. Забавляя, сказка несет ребенку идеи, необходимые для нравственного формирования его личности. Из сказок дети узнают о красивых традициях мордовского народа: глубокая почтительность и уважение детьми родителей, старших по возрасту, отзывчивость, сострадание ближнему. Знакомство со сказкой начинается со словарной работы, поясняются незнакомые слова, непереводимые, исконно национальные изречения. При чтении сказки нужно обращать внимание детей на ее содержание, на отражение в ней быта, деятельности и обычаев, на особенности характера мордовского народа. Заострять внимание на нравственных поступках героев сказки.

   Большую помощь в работе по ознакомлению детей с природой родного края может оказать книга нашего мордовского природоведа, большого любителя и знатока родного края - Прохорова Адольфа Афанасьевича «Синичкин сарафан», где доступно и увлекательно рассказывается о повадках, «наряде» птиц, постоянно живущих в нашем крае, улетающих зимовать на юг и прилетающих к нам с севера провести холодную зиму; «Полотенце Вирявы» о травах и цветах мордовского края.

    Таким образом, фольклор и художественная литература имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Фольклор нарушает однообразие текущей жизни, вносит в жизнь детей новое ценное содержание, возбуждает чувство радости, стимулирует к деятельности, к познанию и речевому творчеству. Именно в дошкольном возрасте  целенаправленное и систематическое использование произведений народного фольклора и художественной литературы позволяет заложить фундамент в познавательно-речевом развитии детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию 2015–2017 гг. Тема «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им...

«Влияние художественной литературы о природе на духовно- нравственное развитие ребенка»

Система заданий, которая может быть использована педагогам - воспитателем в работе с дошкольниками....

«Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им...

Тема «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»

Проблема формирования нравственности всегда являлась актуальной. Сегодня, в связи с обесцениванием многих общечеловеческих ценностей особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного ...

Влияние на духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы.

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных прои...

План работы по самообразованию в старшей группе детей (5-6 лет) по теме «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»

Актуальность выбранной темы:     Формирование духовно-нравственных качеств – одна из актуальных современных проблем общества, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отно...