Игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях
консультация

Консультация для родителей

"Игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях".

 

Цель: Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии ребенка.

 

Задачи:

  1. Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика»,
  2. Рассказать о влиянии развития мелкой моторики на речевое и умственное развитие ребенка.
  3. Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, вовлечь родителей к сотрудничеству.
  4. Дать рекомендации по развитию мелкой моторики у дошкольников в повседневной жизни.
  5. Провести обзор некоторых игр, стимулирующих развитие мелкой моторики.

 

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук, это умение ребенка «пользоваться» этими движениями.  Это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, а требуют специального развития.. Развитие мелкой моторики рук очень важно для ребенка, так как ему точные координированные движения необходимы, чтобы раскрашивать, одеваться, играть в конструкторы, а также выполнять различные бытовые действия. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы на бытовом уровне. Через развитие мелкой моторики развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Головной мозг, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию.

В последние несколько лет педагогами отмечаться падение уровня речевого развития детей. А все потому, что дети редко что-то делают своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно и не требуют дополнительных усилий.

Что же могут делать родители, чтобы развивать мелкою моторику руки у своего ребенка дома?

Ответ достаточно прост: полезны почти все действия, требующие работы рук и пальцев. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, хвалить ребенка и поддерживать.

Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности как лепка из пластилина, глины и соленого теста.

Для детей 3- 4 лет подойдут составление аппликаций, работа с ножницами (желательно небольшого размера), нанизывание бусин, а для детей постарше - пришивание пуговиц, вышивание, выжигание, выпиливание, конструирование из мелких деталей.

В продаже имеется очень много развивающих пособий, тренирующих руку ребенка.  Кроме того, подобные пособия не трудно сделать самим (закручивание пробок от пластиковых бутылок, сортировщик своими руками, игры с прищепками, нанизывание макарон на шнурок и т.д.). Кроме того, использование развивающих пособий с нетрадиционным использованием различных предметов прекрасно развивает фантазию ребенка.

Перед игрой следует обсудить ее содержание, рассказать о правилах использования предметов и комбинации пальцев с предметами. Это не только подготовит ребенка к правильному выполнению движений в игре, но и создаст благоприятный эмоциональный настрой.

Игры нужно проводить регулярно, систематически. Длительность игр с двухлетними малышами – 5-10 минут, занятия с детьми 3-4 лет не должны превышать 15 минут, с ребятами 5-6 лет – 25 минут.

 

Вот некоторые игры, которые можно проводить с ребенком дома.

 

  1. Если вы на кухне:
  • Смешать фасоль и горох и попросить разобрать крупы по разным контейнерам.
  • Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца.
  • Переливать жидкости из одной емкости в другую, как вариант – переносить ложкой их одной тарелки в другую.
  • Замешивать тесто.
  • Перемешивать салат.
  •  
  1. Игры с крупой, камнями. Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком. Подойдет любая крупа: гречка, фасоль, семечки, горох. Так же понадобятся различные емкости, сито, ложки.  Варианты игр:
  • Прячем ручки. В большую миску высыпьте любую крупу, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Это вызывает очень приятные ощущения. Можно переспать крупу из ладошки в ладошку, зарывать руки, просеивать крупу сквозь пальцы. Спрятать можно не только ручки, но и мелкие игрушки. Можно также сделать несколько мисок с разными крупами и в каждой спрятать что-то свое.
  • Также можно крупу пересыпать при помощи стакана, ложки из одной емкости в другую.
  • В отдельную игру можно вынести рисование на манке. Манка по текстуре очень похожа на песок. Высыпаем манку на 3-4 мм на поднос и начинаем творить.  Иногда, для смены тактильных ощущений (когда хочется эффекта "прохладного морского песочка"), можно положить манку ненадолго в холодильник.
  1. Сортировать разные по цвету предметы (пуговицы, бусинки).
  2. Помогать сматывать нитки в клубок
  3. Помочь отвинтить крышку у бутыли или у тюбика зубной пасты.
  4. Полезно рвать и мять бумагу, скатывать ее в комочки разного размера.
  5. Опускать предметы в узкие отверстия, например, в горлышко бутылки или можно сделать отверстие в картонной коробке.
  6. Постарайтесь ограничить использование в рисовании фломастеров: они не требуют таких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки, как карандаши. Именно поэтому при выборе инструмента для раскрашивания и рисования остановитесь на цветных карандашах. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами.
  7. Рисование штриховкой: заштриховать картинку в заданном направлении (прямой линией, в линеечку, в клеточку, пунктирной линией, волнистой линией, пружинкой, в крапинку, в горошек, в ромбик, в крючочек). Выбирайте способ штриховки в зависимости от возраста ребёнка.
  8. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия – плетение косичек, расчесывание кукол.
  9. На прогулке строить из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки. Альтернативой песка в зимнее время может служить манка.
  10. Выкладывать из счётных палочек или спичек картинки: дом, лодку, флажок, рыбку и т.д.
  11. Интересны детям и выкладывание камешков по заданным линиям (от простых геометрических форм до более сложных силуэтов животных и предметов).
  12. Своими руками можно сделать игры – шнуровки, заламинировав фигуры или наклеив на картон, придав тем самым прочность.

 

 

Творите, фантазируйте, и пусть игра будет в удовольствие!

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях".

Цель: Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии ребенка. Задачи:Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика»,Расс...

Практикум для родителей "Игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях"

Уважаемые родители!Тренируя мелкую моторику рук ребенка, мы тем самым стимулируем его интеллектуальные и мыслительные процессы. Ведь именно ловкость маленьких пальчиков и кистей влияет на формирование...

#ПЕДАГОГИРОССИИ Консультация для родителей "Игры для развития мелкой моторики в домашних условиях"

Презентация для родителей. Какие игры можно использовать в домашних условиях для развития мелкой моторики, памяти , мышления....

Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях»

Современные исследования психологов показали тесную связь движения пальцев рук и речи.     Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких ...

Памятка " Игры на развитие мелкой моторики рук домашних условиях"

Памятка «Игры на развитие мелкой моторики рук в домашних условиях» Предлагаем вашему вниманию несколько примеров творческих разработок для развития мелкой моторики ребенка.И...

Сценарий мастер-класса. Игры, способствующие развитию мелкой моторики в домашних условиях

План-конспект мастер-класс (сценарий)Тема: Развитие речи у детей с использованием здоровье сберегающих технологий.Педагог-мастер: Худякова Анастасия Сергеевна.Дата проведения: 29.05.2023Время проведен...

Игры для развития мелкой моторики в домашних условиях

Игры для развития мелкой моторики рук в домашних условиях. Игры из подручных материалов с детьми...