Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях»
консультация (подготовительная группа)

Шванева Светлана Николаевна

Современные исследования психологов показали тесную связь движения пальцев рук и речи. 

    Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях»

Подготовила Шванева С.Н.

Современные исследования психологов показали тесную связь движения пальцев рук и речи. Первая форма общения первобытных людей была языком жестов. Они давали  возможность людям объясняться друг с другом.

Все учёные, изучающие деятельность детского мозга, психику детей отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

Рука - второй орган речи. Следовательно, развивая пальчики ребёнка, вы тем самым помогаете быстрее и успешнее овладевать речью.

    Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

1.Массаж кистей рук.

Массаж кистей улучшает кровообращение рук. Раздражая кожный покров, импульсы поступают в головной мозг, в речевые области, улучшая тем самым речевой процесс ребёнка.

Массаж проводится большим и указательным пальцами. Массаж начинается и заканчивается поглаживанием всей кисти. С каждым пальчиком работаем отдельно. Движения идут от кончика пальца к его основанию.

Приёмы: поглаживание - пощипывание; поглаживание - растирание; поглаживание - спиралевидное растирание; поглаживание - похлопывание. Длительность упражнений: 20 минут обе руки.

2.Упражнения для пальчиковой гимнастики.                                

3.Самомассаж кистей и пальцев рук.

4.Сухой бассейн.                

                                        

5.Игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики.

6.Упражнения с монетами. 

   

7.Упражнения  с прищепками. 

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»».

8.Упражнения  с пуговицами.

 Игра «Забавная змейка». Вам понадобятся пуговицы с крупными дырочками и шнурок. Предложите малышу нанизать пуговицы на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов — в них также есть дырочки. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, — таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.

Игра «Пуговки-застежки». На лоскут ткани нашейте пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Покажите малышу, как продевать пуговицы в петли. Когда все пуговицы будут застегнуты, начинайте сначала.

9. Выполнение фигурок из пальцев.  Лодка, стул, стол и др.

10.Выполнение фигурок из палочек. (счётные палочки) Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

11.Графический диктант (листочки в клеточку, ручки). Например, от точки две клеточки вверх, три клеточки вправо, пять клеточек вниз и т.д.

12. Шаблоны, трафареты.

13. Вкладыши.

14. Использование макарон.

15.Развивающие игры «Болтики и гаечки, баночки и крышечки».
       Закручивание и откручивание болтиков (винтиков с притупленными концами) также прекрасно развивает мелкую моторику. Можно не только навинчивать гаечки на болтики, но и разноцветные крышечки на баночки от детского питания.

16.Упражнение с массажной щеткой для волос.

Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

«У сосны, у пихты, елки

 Очень колкие иголки.

 Но еще сильней, чем ельник,

 Вас уколет можжевельник».

17. Упражнение с формой от пельменей.

Возьмите форму для пельменей, обычно она состоит из множества клеточек. Ребенок «ходит» указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно: то одной, то другой рукой, а можно и двумя одновременно, говоря:

«В зоопарке мы бродили,

 К каждой клетке подходили

 И смотрели всех подряд:

 Медвежат, волчат, бобрят».

18. Пробки от бутылок.

      Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

 Мы любим забавы холодной зимы».

 То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

19. Работа  с крупой (манной, ячневой, гречневой, кукурузной крупой) Работать можно следующими предметами: зубной щёткой, расчёской, набором формочек для песка, выполняя такие упражнения, как рисование предметов, букв, цифр, геометрических  фигур.

Играем с крупами – развиваем моторику!

   Игры с крупой — отличный способ помассировать пальцы и улучшить глазомер, концентрировать свое внимание. У этого материала есть еще одно неоценимое достоинство — оказывать помощь детям с нарушениями речевого развития.    

    Игры с крупой не только развивают мелкую моторику рук, но и являются отличным способом занять малыша, пока мама занята приготовлением еды.

Вот некоторые игры:

1.Насыпаем. Возьмите несколько тарелочек или других емкостей. Пусть ребенок насыпает крупу в тарелки. Он может делать это как пальчиками, так и с помощью ложки. Обратите внимание ребёнка  на то, что в одной тарелке много крупы, в другой – мало, в третьей – ничего нет. Сравнивайте количество: больше, меньше, одинаково.

2. Дождик. Пересыпайте крупу из одной тарелки в другую. Когда пересыпаете, покажите ребенку, что можно поднимать тарелку выше и ниже. Послушайте, как она шумит. Поиграйте в игру «Дождик»: пусть ребенок наберет в горсть крупу, поднимет ручку и высыпает крупу, имитируя то, как капает дождик. Для данной игры лучше взять фасоль или горох, чтобы ее легче было убирать.

3. Дорожки. Из фасоли можно делать дорожки – короткую и длинную, выкладывать различные рисунки – геометрические фигуры, буквы, домки и т.д.

4.Считаем. Разложите фасоль по тарелочкам. Посадите различных животных возле каждой. Теперь посчитайте, всем ли хватит «конфет»? Посчитайте, у кого сколько. Где больше, где меньше?

5.Заполняем формочки. Возьмите любые формочки (у нас были формочки для пластилина), поставьте их на ровную поверхность и предложите ребенку заполнить их внутри крупой.

6. Волшебные мешочки.

 Возьмите 5-6 маленьких мешочков и наполните их горохом, фасолью, рисом… Предложите ребенку определить на ощупь, где какая крупа. В качестве наполнителя можно использовать также вату, желуди, сосновые шишки, скомканную бумагу, спички.

       Тренируя мелкую моторику рук ребенка, мы тем самым стимулируем его интеллектуальные и мыслительные процессы, ведь именно ловкость маленьких пальчиков и кистей влияет на формирование головного мозга и на становление речи ребёнка.

      Важно, чтобы работа по развитию движения рук проводилась регулярно. Задания должны приносить ребёнку радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях".

Цель: Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии ребенка. Задачи:Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика»,Расс...

Практикум для родителей "Игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях"

Уважаемые родители!Тренируя мелкую моторику рук ребенка, мы тем самым стимулируем его интеллектуальные и мыслительные процессы. Ведь именно ловкость маленьких пальчиков и кистей влияет на формирование...

#ПЕДАГОГИРОССИИ Консультация для родителей "Игры для развития мелкой моторики в домашних условиях"

Презентация для родителей. Какие игры можно использовать в домашних условиях для развития мелкой моторики, памяти , мышления....

Игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях

Консультация для родителей"Игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях". Цель: Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой мотори...

Консультация для родителей "Игры на разввитие мелкой моторики в домашних условиях"

Консультация для родителей "Игры на разввитие мелкой моторики в домашних условиях"...

Консультация для родителей "Игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях"

Консультация для родителей "Игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях"...

Консультация для родителей ""Игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях"."

Консультация для родителей ""Игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях"."...