Практикум для родителей "Игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях"
методическая разработка

Щекотько Надежда Анатольевна

Уважаемые родители!

Тренируя мелкую моторику рук ребенка, мы тем самым стимулируем его интеллектуальные и мыслительные процессы. Ведь именно ловкость маленьких пальчиков и кистей влияет на формирование головного мозга и на становление речи ребёнка.

Важно, чтобы работа по развитию движения рук проводилась регулярно. Задания должны приносить ребёнку радость, не допускать скуки и переутомления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для родителей

 «Игра на развитие мелкой моторики в домашних условиях»

Современные исследования психологов показали тесную связь движения пальцев рук и речи. Первая форма общения первобытных людей была языком жестов. Они давали  возможность людям объясняться друг с другом.

Все учёные, изучающие деятельность детского мозга, психику детей отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

Рука - второй орган речи. Следовательно, развивая пальчики ребёнка, вы тем самым помогаете быстрее и успешнее овладевать речью.

    Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

1.Массаж кистей рук.

Массаж кистей улучшает кровообращение рук. Раздражая кожный покров, импульсы поступают в головной мозг, в речевые области, улучшая тем самым речевой процесс ребёнка.

Массаж проводится большим и указательными пальцами. Массаж начинается и заканчивается поглаживанием всей кисти. С каждым пальчиком работаем отдельно. Движения идут от кончика пальца к его основанию.

Приёмы: поглаживание- пощипывание-поглаживание-растирание-поглаживание-спиралевидное растирание-поглаживание-похлопывание-поглаживание.

Длительность-20 минут обе руки.

2.Упражнения для пальчиковой гимнастики.

3.Самомассаж кистей и пальцев рук.

4.Пальчиковый бассейн.

    Массаж кистей рук. Потребуется пластмассовая коробка с высокими краями. На 2/3 засыпаем крупой, горохом. Туда  прячутся мелкие предметы (животные, игрушки, буквы). Ребёнку необходимо найти предмет (задействовать всю кисть).  «Бассейн для пальчиков». Для его изготовления потребуется 5-литровая пластмассовая бутылка из-под минеральной воды (любая другая емкость с прозрачными стенками, кроме стеклянной, тоже подойдет). Срежьте у бутылки верхнюю половину — вам потребуется нижняя часть. Для безопасности края среза обклейте скотчем или изолентой и наполните посуду любой крупой. В полученный «бассейн» спрячьте кубик. Покажите малышу другой кубик и попросите его отыскать такой же в «бассейне». Когда ребенок освоится с заданием, увеличьте количество «погруженных» предметов. Это могут быть шарики от пинг-понга, крышки от банок или чайные ложки.

5.Игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики.

Комплекс  «Разминка».

6.Упражнения с монетами. 

   

7.Упражнения  с прищепками. 

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

 Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

8.Упражнения  с пуговицами. Развивающие игры «Веселые пуговицы». 
       Для этой игры понадобятся пуговицы больших размеров, чтобы ребенок не смог их взять в рот, и желательно разноцветные.

Игра «Забавная змейка». Вам понадобятся пуговицы с крупными дырочками и шнурок. Предложите малышу нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов — в них также есть дырочки. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, — таким образом будут стимулироваться тактильные рецепторы.

Игра «Пуговки-застежки». На лоскут ткани нашейте пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Покажите малышу, как продевать пуговицы в петли. Когда все пуговицы будут застегнуты, начинайте сначала.

9.Выполнение фигурок из пальцев.  Лодка, Стул, стол

10.Выполнение фигурок из палочек. (счётные палочки)

   Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

11.Графический диктант (листочки в клеточку, ручки)

12. Обводки, трафареты

13. Вкладыши

14. Использование макарон

Бусы из макарон.    Покупаем в магазине макароны различной формы (перья, цветочки, сердечки и др.) и предлагаем ребенку нанизывать их на проволоку в определенной последовательности (по форме, по цвету). Потом такие бусы можно раскрасить красками.

 Развивающая игра  «Юный макаронник». Когда мы берем в руку очень маленький предмет, например, горошинку или макаронину, то не задумываемся, как при этом нужно сложить пальцы. А для малыша успешное выполнение такого сложного движения — большое достижение. Примерно в 9-10-месячном возрасте ребенок уже может брать пальчиками мелкие предметы. Поэтому дайте ему макаронные изделия различной формы. Кроха до года будет с удовольствием перебирать их пальчиками.

Развивающая игра «Макаронные аппликации».  Эта развивающая игра для детишек постарше — занятия сложнее. Макароны хорошо крепятся клеем ПВА или крахмальным клейстером к любой поверхности — бумаге, цветочному горшку, бутылке, рамочке для фотографий... Красиво смотрятся макароны-ракушки, бантики и бабочки. Готовое изделие можно раскрасить — получится необычно и стильно.

Развивающая игра «Бусы для любимой бабушки». Потребуется приблизительно 200г макарон с крупным просветом и длинный шнурок. Задача ясна: нанизать макаронины на шнурок. Конечно, для выхода в свет такая бижутерия не подойдет, однако для домашнего праздника вполне приемлема.

15.Развивающие игры «Болтики и гаечки, баночки и крышечки».
       Закручивание и откручивание болтиков (винтиков с притупленными концами) также прекрасно развивает мелкую моторику. Можно не только навинчивать гаечки на болтики, но и разноцветные крышечки на баночки от детского питания. (Только, конечно же, под вашим бдительным присмотром.)

16.Упражнение с массажкой.

Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, елки

 Очень колкие иголки.

 Но еще сильней, чем ельник,

 Вас уколет можжевельник".

17. Упражнение с решёткой от раковины.

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

"В зоопарке мы бродили,

 К каждой клетке подходили

 И смотрели всех подряд:

 Медвежат, волчат, бобрят".

18. Пробки, покрышки.

      Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

 Мы любим забавы холодной зимы".

 То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

19.Работа  с крупой (манкой, ячкой, гречкой, кукурузной крупой) – зубная щётка, расчёска, набор для песка, рисуем рукой, предметами, буквы, цифры, геометрические  фигуры.

Играем с крупами – развиваем моторику!

    Игры с крупой не только развивают мелкую моторику рук, но и являются отличным способом занять малыша, пока мама занята приготовлением еды. Данные игры помогут вам в этом.

1.Насыпаем. Возьмите несколько тарелочек или других емкостей. Пусть ребенок насыпает крупу в тарелки. Он может делать это как пальчиками, так и с помощью ложки. Обратите внимание ребёнка  на то, что в одной тарелке много крупы, в другой – мало, в третьей – ничего нет. Сравнивайте количество: больше, меньше, одинаково.

2. Дождик. Пересыпайте крупу из одной тарелки в другую. Когда пересыпаете, покажите ребенку, что можно поднимать тарелку выше и ниже. Послушайте, как она шумит. Поиграйте в игру «Дождик»: пусть ребенок наберет в горсть крупу, поднимет ручку и высыпает крупу, имитируя то, как капает дождик. Для данной игры лучше взять фасоль или горох, чтобы ее легче было убирать.

3. Дорожки. Из фасоли можно делать дорожки – короткую и длинную, выкладывать различные рисунки – геометрические фигуры, буквы, домки и т.д.

4.Считаем. Разложите фасоль по тарелочкам. Посадите различных животных возле каждой. Теперь посчитайте, всем ли хватит «конфет»? Посчитайте, у кого сколько. Где больше, где меньше?

5.Заполняем формочки. Возьмите любые формочки (у нас были формочки для пластилина), поставьте их на ровную поверхность и предложите ребенку заполнить их внутри крупой.

6.Игры с пинцетом. Дайте ребёнку пинцет и предложите ему захватывать им фасолины. Эта игра развивает усидчивость, ну и моторику, естественно.

7.Колодец. Возьмите любую пластиковую бутылку. Скажите ребенку, что это колодец, который совсем опустел, в нем уже нет воды. А наш мишка очень хочет пить. Помогите мишке наполнить колодец. Берите крупу и ручками насыпайте в узкое горлышко бутылки.

8.Уборка. В эту игру мы играем, когда я вижу, что ребенок устал. Возьмите машину (у нас обычно это трактор или экскаватор). Так как сейчас зима, то ребенок сказал, что наша фасоль – это снег, который нападал на улицу. Теперь его нужно убрать. Трактор сгребает все в кучу, экскаватор набирает полный ковш и высыпает содержимое в тарелку.

 

         Игры с крупой — отличный способ помассировать пальцы и улучшить глазомер, концентрировать свое внимание. У этого материала есть еще одно неоценимое достоинство — оказывать помощь детям с нарушениями речевого развития.    

Прежде  сделаем кое-какие приготовления:

 -Тряпичные мешочки (или разноцветные носочки самого маленького размера);

 -несколько мисочек, крышек и коробочек (из-под йогурта, творожка);

 -1-2 ярких подноса;

 -ситечко, ложка;

 -клей, картон, пластилин.

А теперь — за дело!

1. Фасолевые ванны.

 В миску или коробку насыпьте фасоль (горох), сечку, манку,  бросьте туда мелкие игрушки и размешайте.

 Задание для  ребёнка — запустить руки в фасоль и искать игрушки.

 Если ребенок уже говорит, попросите его на ощупь определить и назвать, что спряталось в фасоли.

 То же самое можно сделать, положив в емкость с манной крупой несколько фасолин.  Ребёнок  нащупывает их пальчиками и выкладывает в мисочку. А учитель  громко считает находки до тех пор, пока все фасолины не будут найдены.

Возьмите любую крупу: манную, гречневую, рисовую, кукурузную и т.д., насыпьте ее в миску и спрячьте туда мелкие игрушки (бусинки, мозаику и прочее). Попросите ребенка их найти.

2. Узоры на подносе.

 Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу манку или муку.

 Проведите по крупе пальцем. Получится яркая контрастная линия.

Учите ребенка рисовать. Пусть изобразит солнышко, елочку, домик с крышей, простой орнамент.

 На свободном подносе покажите малышу, как щепоткой насыпать крупу. Используя в дальнейшем такую технику, можно насыпать дорожки, составлять несложные рисунки или орнаменты. Для «насыпных» рисунков берут разные виды круп.

3. Волшебные мешочки.

 Возьмите 10-15 маленьких мешочков и наполните их горохом, фасолью, рисом… Должно получиться по 2-3 мешочка с одним и тем же содержимым.

 Предложите ребенку найти на ощупь одинаковые мешочки. Затем — угадать, что куда насыпано. В качестве наполнителя можно использовать также вату, желуди, сосновые шишки, скомканную бумагу, спички.

4. Рисуем клеем — эта игра посложнее.  Возьмите лист картона и простой трафарет, например, рыбку или солнышко.

 Дайте ребенку клей, пусть намажет им внутри трафарета, затем насыпьте манную крупу на намазанную поверхность, придавите.

 Убрав трафарет, получим «закрашенный» рисунок.

Пусть поводит клеем по листочку как придется. Потом засыпьте этот лист манкой, придавите и стряхните лишнюю крупу. Посмотрите, что получилось!

5. Чудесные картинки.

 Хотите получить контрастное изображение? Тогда будем «рисовать» разными видами крупы внутри крышечек от упаковок масла или майонеза.

 Предварительно эти крышечки нужно заполнить темным пластилином.

 Внутри пластилинового круга ребенок выкладывает узоры из риса, гороха, белой или пятнистой фасоли. Каждое творение уникально, а собрав их в «серию», вы получите прекрасное украшение для дачной веранды. Разумеется, играть с песком, водой и крупами можно и другими способами.

6.Игра «Помоги Золушке»

Помните, как Золушка перебирала крупу? Злая мачеха, не желая того, оказала падчерице хорошую услугу, ведь такие занятия полезны для развития тактильной чувствительности, концентрации внимания, мелкой моторики.

7.Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

8.Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

9.Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

 Есть в печи место.

 Будут-будут из печи

 Булочки и калачи".

Развивающая игра  «Гречневые гравюры». С малышом можно заняться необычным рисованием. Для этих целей потребуется все та же крупа. «Рисовать» можно на плоском блюде либо подносе. Важно, чтобы цвет посуды не сбивал с толку, поэтому лучше всего — белый. На поверхность блюда насыпьте немного крупы и равномерно распределите ее тонким слоем — «холст» готов! Покажите малышу, как пальчиком рисовать простейшие фигуры и узоры: квадратики, ромбики, кружочки, листики-цветочки. «Работать» нужно аккуратно. Если квадратики и ромбики получаются хорошо, усложняйте технику нанесения рисунка. Например, можно засыпать белые дорожки от пальчиков крупой другого цвета. Для этого обучите малыша движению пальчиков, с помощью которого мы солим еду. Эта развивающая игра хорошо развивает детские ручки, фантазию и воображение. К сожалению, такое искусство недолговечно. Поэтому для семейного архива можно запечатлеть на фото карапуза вместе с его шедевром.

Тренируя мелкую моторику рук ребенка, мы тем самым стимулируем его интеллектуальные и мыслительные процессы. Ведь именно ловкость маленьких пальчиков и кистей влияет на формирование головного мозга и на становление речи ребёнка.

Важно, чтобы работа по развитию движения рук проводилась регулярно. Задания должны приносить ребёнку радость, не допускать скуки и переутомления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики в домашних условиях"

В консультации представлены разнообразные игры по развитию мелкой моторики в домашних условиях....

Игры и упражнения для развития мелкой моторики в домашних условиях

Консультация для родителей, которая содержит примерные игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста....

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»...

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики в домашних условиях.

Данный материал будет интересен и полезен педагогам для проведения консультаций и работы с родителями....

Конспект мастер – класс для родителей «Сенсорное развитие детей и развитие мелкой моторики в домашних условиях»

Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего до...

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей и развитие мелкой моторики в домашних условиях»

Конспект мастер – класс для родителей«Сенсорное развитие детей и развитие мелкой моторики в домашних условиях»Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осущ...