Главные вкладки

    Особенности усвоения детьми звуков речи
    консультация

    Аксютина Татьяна Александровна

    Консультация для родителей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 5_osobennosti_usvoeniya_detmi_zvukov_rechi.doc48 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ ДС № 37 «Мальвинка»                                             Аксютина Т.А.                                                                                                                        

    Особенности усвоения детьми звуков речи

    Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает еще в дошкольном возрасте, причём происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи.

    Трудность овладения правильным звукопроизношением чаще всего бывает связана с наличием определённых причин, которые могут быть не только выявлены, но в большинстве случаев и устранены уже в дошкольном возрасте. Однако многие родители, к сожалению, не придают серьёзного значения неправильному произношению звуков их детьми и упускают драгоценное время, надеясь на то, что "с возрастом всё само пройдёт". О том, что эти надежды далеко не всегда оправдываются, свидетельствует наличие дефектов звукопроизношения в речи многих взрослых людей.

    Естественно, что неправильное произношение звуков в той или иной мере беспокоит в дальнейшем очень многих, причём нередко это воспринимается людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье, мешающее в достижении многих жизненных целей (выбор профессии, устройство личной жизни и пр.). Многие из них потом обращаются за помощью к специалистам, сетуя на родителей за то, что те своевременно не предприняли необходимых мер.

    Особое внимание хочется обратить на то, что некоторые дефекты в произношении звуков, не устранённые до начала обучения ребёнка грамоте, в дальнейшем неизбежно отражаются на письме.

    Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления у ребенка речи. При этом звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребенком лепетно, с очень искаженным, неточным звуковым составом. Правильным произношением звуков речи ребенок овладевает лишь постепенно.

    В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки. К ним относятся гласные А, О, Э и согласные П, Б, М. Именно из этих звуков и состоят первые слова ребенка: МАМА, ПАПА, БАБА. Несколько позднее усваиваются и другие артикуляторно простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка. Это гласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, X, И. Более же сложные по артикуляции согласные звуки (С, 3, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р) примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми для произношения звуками. Это явление получило название «возрастного косноязычия», поскольку в определенном возрасте оно бывает свойственно всем без исключения детям.

    Каждый артикуляторно сложный звук усваивается ребенком как бы в несколько этапов. Например, ребенок не сразу овладевает произношением звука Ш, а сначала заменяет его на ТЬ5 на СЬ и на С. По этой причине в разные возрастные периоды слово ШУБА в его речи звучит как ТЮБА, СЮБА, СУБА и, наконец, ШУБА.

    Вот самые распространенные звуки-заменители для сложных по произношению согласных:

    Л:  Й - ЛЬ - Л (йампа - лямпа - лампа);

    Р:  Й - ЛЬ - Л - Р (йиба - либа - лыба - рыба);

    С:   ТЬ - СЬ - С (тянки - сянки - санки);

    Ш: ТЬ - СЬ- С - Ш (тюба - сюба - суба - шуба);

    Ц:   ТЬ - СЬ - Ц (тяпля - сяпля - цапля).

    Но даже и после овладения правильным произношением звука ребенок некоторое время неустойчиво использует его в своей речи. Новый звук начинает употребляться гораздо чаще, чем следует, временно как бы вытесняя близкие к нему по артикуляции звуки. Например, научившись правильно произносить звук Ш, ребенок начинает употреблять его и вместо

    С, произнося слово СУМКА как ШУМКА или САША как ШАША. Здесь очень важно ненавязчиво помочь ребенку окончательно овладеть звуком.   Таким образом, в период «возрастного косноязычия» часть звуков в речи детей полностью отсутствует или заменяется другими звуками. Наблюдается и неустойчивость в употреблении уже «освоенных» звуков, их смешение. Но по мере созревания речевого аппарата ребенка постепенно совершенствуется и его звукопроизношение, все более и более приближаясь к образцу речи взрослого.

    Совершенно необходимым условием для своевременного исчезновения «возрастного косноязычия» является правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей. Это тот образец для подражания, которому ребенок следует в нелегком для него процессе овладения правильным произношением звуков. Если же такой образец отсутствует, то усвоение ребенком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или даже становится невозможным. Об этом свидетельствуют, например, случаи довольно широко распространенной «семейной картавости», которую ребенок усваивает, подражая родителям.

    С этой точки зрения вредно и длительное пребывание ребенка среди неправильно говорящих сверстников, поскольку в этом случае также отсутствует образец правильного произношения звуков речи. И уж совсем недопустимо «сюсюканье» взрослых с ребенком («Да ты мой дологой, холосый!»). Здесь ребенок лишается не только правильного образца для подражания, но даже и стимула для улучшения своего звукопроизношения: ведь взрослым нравится его речь и они сами подражают ей!

    Чтобы родителям было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребенка различных звуков, приведем небольшую таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

    Время появления звуков (в годах)

    1-2

    2-3

    3-5

     5-6

    Звуки

    АОЭ ПБМ

    И Ы У ФВ

    ТДН КГХИ

    С 3 Ц

    ШЖЧЩ

    Л   Р

    Из таблицы видно, что при нормальном ходе речевого развития не позднее чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит и своеобразие в произношении звуков задерживается до более позднего возраста, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, недостатках или дефектах звукопроизношения (термины однозначные), требующих специальной логопедической помощи.

    Родителям также важно знать, что даже в раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут быть и такие особенности в произношении звуков речи, которые уже с самого начала нельзя относить к «возрастному косноязычию». Эти особенности не пройдут с возрастом, и поэтому в таких случаях нужно как можно раньше обратиться к специалистам. Сюда относится, например, «хлюпающее» произношение некоторых звуков (иногда даже с заметным раздуванием щек), что придает звукам какой-то необычный и неприятный для слуха оттенок. В других случаях может наблюдаться так называемое межзубное произношение звуков (чаще всего свистящих и шипящих), когда кончик языка просовывается между резцами и звуки приобретают характерный оттенок шепелявости, не свойственный русской речи.

    Материал из книги  Парамоновой Л.Г. 

    «Как воспитать гения: Упражнения доя развития речи»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Морфологические нормы и их особенности усвоения Детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

    Дидактическая игра - широко распространенный метод формирования  морфологической  стороны речи.  Дидактические  игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на верба...

    Особенности усвоения детьми звукопроизношения

    «Особенности усвоения детьми звукопроизношения, словопроизношения и средств интонационной выразительности »...

    Консультация для родителей «Особенности усвоения детьми звуков речи».

    Данная консультация поможет родителямразобраться в сроках появления звуков в речи детей....

    Особенности усвоения детьми раннего и дошкольного возраста форм и геометрических фигур

    - В этой работе мы рассмотрели психологические особенности воспириятия геометрических фигур и формы предметов.- Методика формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов....

    Презентация "Особенности усвоения детьми грамматических категорий. Приемы и методы работы по формированию грамматического строя речи".

    В презентации представлен материал о направлениях в изучении грамматического строя речи, развитии грамматического строя речи у детей в онтогенезе, возможные нарушения в речи детей при его становлении....

    ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАЧЕРТАНИЙ БУКВ РУССКОГО АЛФАВИТА

    Дошкольники в основном пишут печатными буквами, усваивая их начертания самостоятельно. Искажения детьми внешнего обли­ка буквы — обычное явление. Носят ли эти искажения системный характер?На...