Главные вкладки

    Морфологические нормы и их особенности усвоения Детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
    статья (средняя группа) на тему

     

    Дидактическая игра - широко распространенный метод формирования  морфологической  стороны речи.  Дидактические  игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе. Игровые действия в  играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов, использовать нужную форму.  Слово, его изменение, словосочетание становится содержанием умственной работы.  Ребенок начинает осознавать. Как надо говорить, стремиться сказать правильно, грамотно, красиво.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zaikina.doc48 КБ

    Предварительный просмотр:

                                  Казённое учреждение ХМАО - Югры

    «Урайский специализированный Дом ребенка»

                        Морфологические нормы и их особенности усвоения

                   Детьми        среднего        дошкольного        возраста                                                                                                (4-5 лет)

                                                                                                             

     подготовила

    воспитатель «Дома ребенка»                                                                               Заикина        Любовь Александровна

    г. Урай

    2012 г.                                                      

    Игра - основной вид деятельности дошкольников. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом - обаяние. К.Д. Ушинский писал: «Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а ровно число и разнообразие следов оставленных ею в душе дитяти, с подобным же влиянием учения первых 4-5 лет, то все преимущество останется на стороне игры».

    Игр являясь ведущим видом деятельности, оказывает значительное влияние на всестороннее развитие ребенка. Большое значение для психического речевого развития ребенка имеют и дидактические игры.

    Российская педагогическая энциклопедия определяет дидактическую игру как специально создаваемую или приспособленную для целей обучения игру.

    Особая заслуга принадлежит Е.И. Тихеевой в раскрытии роли дидактических игр. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.

    Основная особенность дидактических игр определена их названиями -  это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила .

    А.Н. Леонтьев отмечал, что дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию подготовительной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму. Таким образом, ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложено, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, выиграть. Но вместе с тем очень велико знамение дидактической игры для умственного воспитания детей, которое происходит в тесной взаимосвязи с речевым развитием. Если участник игры не владеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата .

    Дидактические игры с предметами очень разнообразные по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различие, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, составлять и отгадывать загадки о них, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Даже в одной и той же игре, но предложенной детям разного возраста и разного уровня развития, могут отличаться воспитательно-образовательные задачи, конкретное содержание.

    Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли .

    Игры-инсценировки помогают уточнить представление о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения.

    Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать мыслительные процессы.

    Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых. Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу.

    В «Лото» ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика “Лото” разнообразна.

    В «Домино» принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода.

    Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенных предмет делится на несколько частей.

    Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых обстоятельства. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задами, описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки, сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам .

    Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего обучающую, дидактическую задачу. Обучающая (дидактическая) задача - основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Обязательным компонентом игры являются ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением  детей, воспитательно-образовательным процессом

    Основная цель правил игры - организовать действия, поведение детей. Они направляют поведение и познавательную деятельность, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очередность, регулируют отношения между играющими. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в мире, делать игру занимательной, напряженной.

    Выполнение игровых правил в дидактической игре контролируется игровыми действиями. Игровые действия - это способы проявления активности ребенка в игровых целях, опустить руку в “чудесный мешочек”, нащупать игрушку, описать, увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками, расставленными на столе, подобрать кукле наряды и предметы быта, украшенные геометрическим узором.

    Любая игра становится дидактической, если имеются  основные компоненты: дидактическую задачу, правила, игровые действия.

    Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях; подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

    В подготовку к проведению дидактической игры вводят:

    1. Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;
    2. Установление соответствия отобранной игры программным требованиям и уровню развития детей определенного возраста;
    3. Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры,
    4. Выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
    5. Определение количества играющих;
    6. Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;
    7. Подготовка к игре самого воспитателя;
    8. Подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

    Проведение дидактической игры включает:

    - ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;

    - объяснение хода и правил игры;

    - показ игровых действий, в процессе которых педагог учит детей правильно выполнить действия, доказывал, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;

    - определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия педагога в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачею, игровых правил;

    - подведение итогов.

    Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов его подготовки и проведения.

    Итак, мы рассмотрели виды и структуру дидактической игры. Далее рассмотрим ее влияние на формирование морфологической стороны речи дошкольников.

    Дидактические игры способствуют уточнению, расширению и активизации словарного состава языка, способствуют усвоению значений слов как конкретного, так и обобщенного характера, умению использовать усвоенные слова в активной речи и в различных ситуациях .

    Дидактическая игра - широко распространенный метод формирования  морфологической  стороны речи.  Дидактические  игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе. Игровые действия в  играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов, использовать нужную форму.  Слово, его изменение, словосочетание становится содержанием умственной работы.  Ребенок начинает осознавать. Как надо говорить, стремиться сказать правильно, грамотно, красиво.

    В процессе проведения дидактических игр  дети сталкиваются с предметами, их свойствами и отношениями, которые значимы  для  выделения объектов из окружающего мира, их словесным обозначением, употреблением правильной грамматической формы слов и точному усвоению значений слов. При этом педагог ставит перед собой две цели: обучение детей игре и одновременно обучение их речи.

    Коренным образом меняется и содержание слов. Это подтверждается тем фактом, что дети могут не только выбирать по слову тот или иной предмет из любой предметной совокупности,  но и самостоятельно обозначать отношение предметов словами даже при малом значении различий между ними и, наконец, осуществлять группировку объектов в соответствии со словесной инструкцией в случае, если принцип группировки выражен перечисленными выше словами .

    Дидактические игры помогают развитию и воспитанию детей. В играх дети попадают в ситуации, когда они вынуждены использовать приобретенные знания и слова в новых условиях.

    Подбор материала для дидактических игр должен определяться задачами морфологии. Одним из условий четкого руководства играми является определение перечня предлогов, слов сочетания в роде, числе, падеже.

    Список литературы:

    1. Венгер Л.А., Мухина В. Развитие мышления дошкольника / Л.А. Венгер, В. Мухина // Дошкольное воспитание.- 1994.- № 7.
    2. Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста / Е. Гаспарова Дошкольное воспитание.- 1997.- № 1.
    3. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логинова, П.Г. Саморуковой; - М.: Просвещение, 1998.- 270 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности речевого развития детей в норме

    Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю  внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностями внутренней и вн...

    Психолого-педагогические особенности приобщения старших дошкольников к социокультурным нормам и традициям семьи

    Статья о приобщении дошкольников к социокультурным нормам и сесмейным традициям...

    ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НРАВСТВЕННЫХ НОРМ

    В статье раскрыто понятие нравственное воспитание и то,кто занимался этой проблемой. Раскрыты особенности и педагогические условия нравственного воспитания. Приведены данные о результатах констатирующ...

    ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ СТАРШМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ НРАВСТВЕННЫМИ НОРМАМИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

    ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ СТАРШМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ НРАВСТВЕННЫМИ НОРМАМИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ...

    Развитие речи ребенка 3-4 лет: особенности, нормы, диагностика, профилактика нарушений

    Статья, об особенностях речи детей 3-4 лет. Полезна будет для родителей и поможет сориентироваться в нормах развития речи детей этого возрата....