Развитие речи ребенка 3-4 лет: особенности, нормы, диагностика, профилактика нарушений
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

Зимина Ксения Алексеевна

Статья, об особенностях речи детей 3-4 лет. Полезна будет для родителей и поможет сориентироваться в нормах развития речи детей этого возрата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи ребенка 3-4 лет: особенности, нормы, диагностика, профилактика нарушений

В возрасте 3 лет дети, как правило, начинают активно взаимодействовать не только с близким окружением в виде мамы, папы и других родственников, но и с другими детьми. Речь становится более сформированной, ясной и различимой. Многие родители именно в этом возрасте отдают детей в сад, где общение со сверстниками выходит на первый план. Однако оказывается, что то, что говорит малыш и что было понятно маме, совсем не ясно воспитателю и другим детям. Особенности речевого развития детей 3-х лет связаны со множеством факторов, и чтобы понять, как правильно развивать речь своего ребенка и на что обращать внимание нужно знать не только нормы речевого развития, но и знать и грамотно пользоваться методиками речевого развития. Эти вопросы мы и рассмотрим в данной статье.

        К 3 годам у большинства детей в норме словарный запас составляет уже порядка 1500 слов и больше. И практически все мамы и папы с радостью отмечают, что с каждым днем ребенок запоминает и повторяет все больше новых слов, порой забавно их коверкая или перевирая. Фразы и предложения порой построены неверно, но от этого звучат милее и смешнее. Речевой поток становится практически неуправляемым и постоянным, малыш спешит поделиться всем увиденным и услышанным, и в этом потоке очень важно вовремя распознать, выявить и исправить речевые нарушения.

Рассмотрим особенности речи детей 3 лет.

  • Активный словарь у ребенка к концу 2-го началу 3-его года жизни более 1000 слов, которыми ребенок постоянно оперирует. При этом новые или длинные слова ребенок может коверкать, менять местами слога.
  • Грамматический строй речи состоит из фраз. Предложение складывается уже из 3-4 слов. Ближе к 4 годам малыш начинает говорить сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. Дети внимательно слушают что и как говорят взрослые, буквально как губка впитывают в себя все, что слышат. Но, поскольку речь еще не совершенна, и малышу порой сложно повторить за взрослыми фразу сразу правильно, то порой выходят очень забавные и неправильные с точки зрения грамматики выражения. Детям еще сложно согласовывать существительные и прилагательные, а также образовывать множественное число существительных.,
  • Звукопроизношение Физическое развитие артикуляционного аппарата не стоит на месте и к 3 годам язычок и губы уже достаточно окрепли, чтобы правильно произносить слова, но коверкая мягкие звуки (например, молоко вместо маляко, ёлка а не ёйка и т.п.). Длинные слова даются уже проще.

В возрасте 3-4 лет в длинных сложных словах допускается перестановка слогов (пакитан-капитан, гамазин-магазин и т.п.)

  • Интонация и эмоциональная выразительность речи растет с каждым месяцем. На этот показатель очень сильно влияет качество и скорость речи окружения (в основном мам и пап).

Итак, мы рассмотрели особенности речи детей 3-4 лет, и теперь можем четко определить каковы нормы речевого развития на этом возрастном этапе. Но нужно отметить, что каждый ребенок уникален, поэтому на нормы следует лишь ориентироваться в общем плане и обращать внимание на грубые нарушения норм.

Нормы развития речи детей 3-4 лет:

  • Активный словарный запас более 1000 слов.
  • Знать и отчетливо произносить свои фамилию и имя, а также знать имя и фамилию родителей, бабушки, дедушки)
  • Речь должна состоять из простых предложений, ближе к 4 годам структура предложения становится более сложной.
  • Уметь называть группу предметов одним словом (мебель, одежда и т.п.)
  • Уметь пересказывать короткие рассказы, сказки, стихи и потешки.
  • Речь ребенка активна и отмечаются качественные и количественные скачки словарного запаса.

Как определить нарушения речевого развития

Причинами задержки речевого развития могут быть как физиологические особенности ребенка (напр., нарушения центральной нервной системы, проблемы со слухом и т.п.) так и социальные факторы (неблагоприятное окружение, педагогическая запущенность и т.д.)

В любом случае задержка речи проявляется в:

  • Словарный запас очень маленький (менее 400 слов);
  • Нет четкого произношения слов, они упрощены (собака-ава, кошка -мяу и т.п.)
  • Нет четкой и сформированной фразовой речи, в построении предложений грубые грамматические ошибки
  • Неправильно используются предлоги или вообще не произносятся
  • Ребенок не может повторить вслед за взрослым новые многосложные или простые слова без ошибок.

Порой речевые нарушения не явны или родители не сразу понимают, что у ребенка проблемы, поэтому предлагаю ряд простых методов для определения уровня развития речи ребенка 3 лет.

  1. Метод наблюдения. Понаблюдайте за своим ребенком в момент его общения, желательно не с вами, а с другим взрослым или с детьми. Насколько четко он говорит, легко ли его понимают другие люди.
  2. Игровой метод: позволяет определить словарный запас ребенка в процессе игры. Можно понять уровень представлений об окружающем мире и предметах, а также о том насколько четко малыш умеет выражать мысль и насколько развита фразовая речь.

Если у ребенка возникают сильные  сложности в диалоговой речи в игре, предложения состоят менее чем из 3 слов, то это сигнал о том, что есть нарушения.

  1. Следующий способ позволяет определить насколько четко ребенок понимает речь взрослого. Для этого можно рассматривать картинки на различные сюжеты и задавать малышу вопросы. Например, о том, что делают герои картинки, о том, что где находится (и наблюдать чтобы малыш правильно употреблял предлоги в, на , под и т.д.).

В норме ребенок уже может определять элементарные действия и пользуется предлогами.

  1. Чтение. Прочитать малышу небольшую сказу или рассказ и задать по ней вопросы. В норме ребенок способен сделать краткий пересказ.
  2. Наблюдение за физическими и психологическими показателями, а именно: умение ребенка сохранять равновесие, умение лазать и прыгать, развитие мелкой моторики, умение сконцентрироваться на задании

Что же делать, если вам кажется, что у вашего малыша проблемы с речевым развитием? Для начала обратитесь к специалистам: логопеду, психологу, неврологу, чтобы каждый из них посмотрел возможную проблему со своей стороны.

        

Существует множество упражнений для предотвращения проблем с речью. Приведу наиболее распространенные и не требующие специальной подготовки.

Родители всегда должны помнить – что именно они образец для подражания для своего ребенка. Их роль в развитии речи малыша просто неоценима. Очень важно постоянно разговаривать с ребенком, при этом речь должна быть неторопливой, правильной и интонационно выдержанной. Дети любопытны от природы – отвечайте на их вопросы, рассказывайте во время прогулок, что вы видите, знакомьте своего малыша с новыми вещами и явлениями. В процессе живого общения вы не только развиваете память ребенка, его мышление, но и налаживаете тесный эмоциональный контакт со своим малышом, выстраиваете близкие и  доверительные отношения. Взрослые должны набраться терпения и мудрости, чтобы правильно корректировать речь ребенка, научиться слушать и слышать его.

Чтение безусловно второй очень важный фактор в профилактике речевых нарушений у детей. Классика детской литературы, сказки, стихи, потешки развивают у ребенка любознательность, память и безусловно увеличивают словарный запас. Так, например, читая сказку про зайца и лису, которые жили в лубяной избушке и ледяной, вы может не только объяснить, что значит лубяная избушка, но и покажете закономерности природных явлений (о том, что весной лед тает, а дерево нет). Читать сказки, рассказы нужно постоянно не по одному разу, чтобы ребенок мог запоминать их.

Если вы обратили внимание на неправильное произношение ребенком каких-либо звуков важно вовремя исправить это, мягко поправив ребенка, поиграть с ним в верное произношение слова.

Еще одним важнейшим способом являются логопедические стишки, распевки, упражнения для развития артикуляционного аппарата.

Многие родители не знают о том, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием речи ребенка. Существует большое количество вариаций пальчиковой гимнастики.

Родителям всегда стоит помнить о том, что каждый ребенок уникален и индивидуален, и особенности его развития вероятнее всего будут отличаться от других детей. Но при это именно в руках родителей и близких людей вырастить ребенка счастливым и развитиым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Норма развития речи ребенка

Норма развития речи ребенка от 1 года до 7 лет1 год - 1 год 6 месяцев.Говорит отдельными словами, имеющими значение предложений. В конце периода появляются двухсловные предложения. Отдельные слова и п...

Консультация Развитие речи ребенка в норме

   Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к четырем-пяти годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в до...

Статья - Нормы развития речи ребенка в средней группе

Эта статья поможет воспитателям оценить уровень развития речи ребенка в средней группе...

Выступление на педсовете на тему:"Нормы и нарушения развития речи у детей от 0 о 7 лет. Профилактика нарушений развития речи"

            Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как “узел”, в котором сходятся различные линии психического ра...

Консультация для родителей «Ознакомление родителей с развитием речи ребенка раннего возраста в онтогенезе (норма и «группа риска»)»

Ознакомление родителей с развитием речи ребенка раннего возраста в онтогенезе (норма и «группа риска»)...

Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте. Средние нормы и индивидуальные вариации

Развитие речи — одна из важнейших, специфически человеческих форм коммуникации. В процессе овладения речью общее развитие ребенка получает колоссальный толчок. С помощью речи ребенок может сказа...

Консультация для родителей «Характерные особенности развития речи детей 4 – 5 лет в норме»

Фразовая речь ребенка усложняется, становится разнообразней, правильнее, богаче....