ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НРАВСТВЕННЫХ НОРМ
статья по теме

Садыкова Резиля Решитовна

В статье раскрыто понятие нравственное воспитание и то,кто занимался этой проблемой. Раскрыты особенности и педагогические условия нравственного воспитания. Приведены данные о результатах констатирующего эксперимента.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Садыкова Р. Р.

ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НРАВСТВЕННЫХ НОРМ

Аннотация:  В статье раскрыто понятие нравственное воспитание и то, кто занимался этой проблемой. Раскрыты особенности и педагогические условия нравственного воспитания. Приведены данные о результатах констатирующего эксперимента.

Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственные нормы, художественная литература, дошкольный возраст.

Дошкольный возраст – время интенсивного развития человека, становления его базовых личностных качеств. Необходимость уделять в этот период жизни ребенка самое пристальное внимание к усвоению им нравственных норм не вызывает сомнений.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования задачи данного направления работы даны в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Ее содержание направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания [4].

Анализ научной литературы показывает, что проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: И. Ф. Гербарта, Я. А. Коменского, Дж. Локка, А. С. Макаренко, И. II. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, В. А. Сухомлинского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др.

Суть нравственного воспитания детей дошкольного возраста, его своеобразие и методика нашли отражение в трудах Т. Н. Бабаевой, Р. С. Буре, Н. А. Ветлугиной, А. М. Виноградовой, Н. В. Дуровой, М. М. Кониной, Т. А. Марковой, В. Г. Нечаевой, Л. Ф. Островской, С. В. Петериной, Л. П. Стрелковой, А. М.Счастной, А. П.Усовой, Л. Б. Фесюковой, М. И. Шаровой и др. Авторы едины во мнении, что нравственное воспитание детей дошкольного возраста требует учета их возрастных, психологических, индивидуальных особенностей, а также мотивов деятельности. Исследователи отмечают, что наряду с другими средствами, несомненно, эффективными в непрерывном педагогическом процессе нравственного воспитания дошкольников являются произведения художественной литературы.

С учетом современных реалий рассматривают возможности литературного образования в единстве с формированием нравственной стороны формирующейся личности Артемьева, Иванова, С. Г. Михайлова [1].

Итак, изучение педагогических исследований, анализ их результатов  позволяют определить педагогические условия методики работы по освоению детьми нравственных норм в процессе ознакомления с художественной литературой. Основными из них, на наш взгляд, являются:

- создание соответствующей программы предполагающей целенаправленное, систематическое и поэтапное усвоение детьми нравственных норм;

- тщательный отбор художественных текстов, наиболее ярко иллюстрирующие усваиваемые детьми нравственные нормы, способствующих формированию у них нравственного сознания, нравственных качеств и привычек поведения;

- обеспечение тесной взаимосвязи с родителями воспитанников в решении задач работы по усвоению дошкольниками нравственных норм.

С целью изучения характера освоения детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм был проведен констатирующий срез. Были  подобраны соответсвующие методики.

Нами были использованы диагностические методики из сборника Г. А. Урунтаевой и  Ю. Л. Афонькиной [3]: «Сюжетные картинки», «Закончи историю», «Наблюдение». Обследование проходило на базе МБДОУ «Детский сад № 41 «Зоренька» 20 детей г. Чебоксары и МБДОУ «Детский сад № 49 «Березка» 20 детей г. Чебоксары. В  нем были задействованы 40 детей в возрасте 5–6 лет. 

Остановимся на результатах каждой из методик. По результатам выполнения диагностического задания «Сюжетные картинки» испытуемые распределились по три уровня: на высоком уровне оказалось 45% воспитанников, на среднем уровне 35%, а низком – 20% из общего числа выборке. Эта методика была нацелена на выявление эмоционального и когнитивного отношения детей к нравственным нормам.

Посмотрим данные по группам в сравнении. В экспериментальной группе на высоком уровне оказалось 50% воспитанников, на среднем уровне – 40%, на низком уровне – 10%. А в контрольной группы высокий уровень показали  40% детей, а средний и низкий  уровень – по 30% из числа группы.

Дети с высоким уровнем развития были активны, легко вступали в общение. Они умело высказывали свое мнение, выражали свое мнение: «Я думаю, что…». Аня П. «Мальчик маленький и он не умеет ловить рыб и ему папа объясняет как надо ловить рыб».

Дошкольники, показавшие средний уровень были менее заинтересованы работой и не проявляли особой активности в обсуждении содердания сюжетных картин.

Дети с низким уровнем развития эмоционального отношения к нравственным нормам с неуверенностью подбирали картинки, меняли свое мнение, когда задавала вопросы, например, «Почему ты так думаешь?». Эти ребята правильно раскладывали картинки, но не могли обосновать свои действия.

Приступим к анализу результатов полученных по методике «Закончи историю». Данная методика позволила выявить особенности понимания детьми нравственных норм (щедрость – жадность; трудолюбие – лень; правдивость – лживость; внимание к людям – равнодушие). В индивидуальной беседе ребенку предлагались четыре истории, которые надо было продолжить.

Анализ выполнения детьми задания, свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе высокий уровень 50%, средний 35%, а на низком уровне 15% детей. В контрольной группе 40% воспитанников имеют высший и средний уровень, 20% низкий уровень. Итого 45% детей демонстрировали  высокий уровень, 37,5% средний уровень, а у 17,5% детей продемонстрировали низкий уровень понимания нравственных норм.

Дошкольники с высоким уровнем развития правильно оценивали поведение детей, раскрывали особенности разрешения проблемной нормы, понимали ее значение для взаимоотношений людей и могли обосновать свое мнение.

Со средним уровнем «Да. Потому, что надо делиться. Хорошо. Потому, что дал карандаш» (Кристина П.). Дети с низким уровнем говорили: «Можно. Потому, что он добрый» (Лена К.). Большинство детей по-разному продолжали историю.

Приступим к анализу результатов по методике «Наблюдение». Данная методика позволила вычислить эмоциональное и нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Итак, по результатам выполнения диагностической методики «Наблюдение» испытуемые распределились по следующим уровням: в экспериментальной и в контрольной группе значительное количество детей оказалось на среднем уровне 45%. В экспериментальной группе на высоком уровне 30%, а на низком 25%. В контрольной группе на высоком уровне 25%, а на низком уровне 30%. Соответственно на высоком и низком уровнях количественные показатели одинаковы – 20% и 20%, а на среднем уровне 25%

Приступим к анализу результатов, полученных по  трем методикам:  «Сюжетные картинки»,  «Закончи историю», «Наблюдение».

Эти результаты помогают вычислить уровень сформирования нравственных норм у детей старшего дошкольного возраста.

По результатам выполнения трех методик испытуемые распределились по трем уровням: на высоком уровне в экспериментальной группе оказалось 40% воспитанников, на среднем уровне 60% детей, а в контрольной группе на высоком уровне 30%, на среднем 65% детей, низком уровне 5%. Детей с низким уровнем в экспериментальной группе не оказалось. Итого, оказалось на высоком уровне 35% воспитанников, на среднем 62,5%, низком 2,5% детей.

          Таким  образом, несмотря на то, что 35% детей имеют высокий уровень сформированности нравственных норм, значительное количество детей имеет средний и низкий уровень сформурованности нравственных норм.

Таким образом, исходя из полученных данных, можно утверждать, что в целом большинству детей старшего дошкольного возраста характерен высокий и средний уровень эмоционально когнитивного отношение к нравственным нормам и  понимания нравственных норм, однако есть дети, чей уровень понимания данного процесса настолько низок, что обуславливает необходимость разработки программы формирования нравственных норм в процессе ознакомления с художественной литературой.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Артемьева Т. В., Михайлова С. Г., Иванова Н. В. Ачасене шкулччен вĕрентмелли тĕслĕх программа. Пуплеве аталантарасси. Илемлĕ литературăпа паллаштарасси. Вырăс (тăван мар) чĕлхене вĕрентесси – Шупашкар : Чăваш кĕнеке издательстви: 2015. – 95 с.
  2. Артемьева Т. В., Михайлова С. Г. Ознакомление  детей второй младшей группы с художественной литературой в чувашских дошкольных образовательных учреждениях : учебно-методическое пособие – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015. –  73 с.
  3. Абдурахманова Д. А. Использование народных сказок в нравственном воспитании детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. – Ташкент, 1998. – 17 с.
  4. Сидорова Л. А., Максимова О. Г. Народные сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2001. – 185 с.
  5. Урунтаева, Г. А., Ю. А. Афонькина. Практикум по дошкольной психологии. – М. : Академия, 1998.  – 304 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155). – Режим доступа: http://www.garant.ru.