Главные вкладки

    Профилактика речевых нарушений.
    консультация

    Аксютина Татьяна Александровна

    Консультация для родителей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 4_profilaktika_rechevyh_narusheniy.doc34.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ ДС № 37 «Мальвинка»                                             Аксютина Т.А.                                                                                                                        

         Профилактика речевых нарушений.

    Профилактика речевых нарушений складывается  из следующих моментов:

    1)  забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребёнка и о  

                   сохранности его речевых органов:

    •  предупреждение ушибов в области головы;

    •  предупреждение различных заболеваний и детских инфекций,  

       протекающих с высокой температурой (соблюдение сроков  

       профилактических прививок, исключение непосредственных  

       контактов с больными и пр.);

    •   охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания  

        инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также

        своевременное лечение и обязательное долечивание ушных  

        заболеваний;

    • охрана артикуляторных органов, состоящая в следующем:

           а)  предупреждение (и лечение) рахита и возможного появления  

                аномалий костных частей речевого аппарата;

           б) исключение случаев сосания пальца или постоянного  

                подкладывания руки под щёку во время сна (последнее может    

                повести к образованию так называемого перекрёстного прикуса);

           в)  раннее протезирование зубов в случае их преждевременной  

                потери, поскольку потеря зубов у детей вызывает значительную

                деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду

                 возрастная смена зубов);

           г)  своевременное оперирование расщелин верхней губы и нёба;

           д)  своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее  

                 4—5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те

                 звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая

                 уздечка);

    •  охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой  

       перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряжённая

       речь и   т. п.);

    •  охрана нервной системы ребёнка (исключение громких окриков,

       страшных рассказов и разного рода запугиваний, щадящий подход к

       ребёнку во время любой болезни и в течение некоторого времени после  

       её окончания, борьба с аскаридами и т. д.); этот вид профилактики

       особенно важен для предупреждения всякого рода невротических  

       речевых расстройств и в первую очередь — заикания.

    2)  забота о правильном речевом развитии ребёнка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий:

    •  обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого

       образца для подражания (в плане отсутствия речевых нарушений у

       окружающих ребёнка людей);

    •  поощрение лепета ребёнка мимикой радости;

    •  воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего

       нужно как можно больше разговаривать с ребёнком, начиная с первых

       дней его жизни;

    •  медленное и чёткое произношение взрослыми простых слов, связанных

       с конкретной жизненной ситуацией, а также называние окружающих

       предметов и производимых действий, что поможет ребёнку

       «приступить» к постепенному овладению речью;

    •  отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребёнком

       слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его

       неправильного произношения;

    •  приучение ребёнка смотреть во время разговора в лицо собеседника,

       поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более

       точному и более быстрому её усвоению;

    •  систематическое создание таких ситуаций, при которых ребёнок

       должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует

       стремиться «понимать его с полуслова» и тем более с одного только  

       жеста или взгляда); необходимо организовать жизнь  ребёнка таким

       образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость

       речевого общения,  включая «разговор» с животными,

       игрушками и  пр.;

    •  полное исключение случаев «сюсюкания» с ребёнком, лишающего его

       правильного образца для подражания;

    •  занятия ритмикой, музыкой и пением; последнее способствует

       развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного

       голоса, а также предупреждает невнятность речи;

    •  развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную

       роль в овладении полноценной речью.

                 Материал из книги  Парамоновой  Л.Г. «Логопедия для всех»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.

    О работе воспитателя над развитием  речевого  дыхания у детей в профилактике речевых нарушений...

    Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."

    Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...

    Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста. Профилактика речевых нарушений.

    Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка?До школы осталось немного времени - 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, те...

    Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития в условиях семьи

    Консультация учителя-логопеда для родителей Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития в условиях семьи...

    Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи

    Профила́ктика - комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска....