Роль эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром
консультация


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №19»

 Энгельсского муниципального района Саратовской области

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребѐнка с окружающим миром»

Педагог-психолог

Суханова М.Ф

г.Энгельс.

2019г.

Эмоции        играют        важную        роль        в        жизни

детей. Они        помогают        ребенку

приспособиться        к        той        или        иной        ситуа-

ции. Страх,        испытываемый        ребенком,

например,  при  виде  большой  собаки,

побуждает        его        предпринять        опреде-

ленные        действия,        чтобы        избежать

опасности.  Ребенок  грустен  или  раз-

гневан — значит, у него что-то не в

порядке.        Ребенок        радуется,        выглядит

счастливым — значит, в его мире все

хорошо. Эмоции        ребенка                это

«послание»        окружающим        его

взрослым о его состоянии.

Дети 3—5 лет уже в состоянии

распознавать        свое        внутреннее

эмоциональное        состояние,

эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним, т. е. ребенок-дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган, а его соперник, например, разгневан. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.

Детские эмоции влияют и на будущее поведение ребенка. Например, мальчик начинает испытывать неприязнь ко всем женщинам только потому, что его воспитала жестокая, нечувствительная к его переживаниям мать. Эмоции способствуют также социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству родителей и воспитателей вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?». Так, если с точки зрения норм данного общества или сообщества ребенок поступает плохо, ему становится стыдно, он испытывает эмоциональный дискомфорт. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций — как положительных, отрицательных — пресна и бесцветна.

Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. Оказалось, что люди различают шесть основных эмоций — радость, грусть, гнев, удивление, отвращение и страх. Исследования показали, что каждая эмоция имеет свое мимическое выражение, однако одни распознаются легче, другие — труднее. Так, например радость легче узнается по выражению лица, чем гнев и страх. Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека — важный фактор в формировании отношений с людьми. Эта способность, укрепляясь на протяжении детства, приводит в дальнейшем к адекватному восприятию другого человека.

  • младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Одна из причин возникновения тех или к переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми.

Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают человека к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта.

Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников.

Отрицательные эмоции, вызванные взаимоотношениями с окружающими, выступают в

виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха. Они могут проявляться ярко

  • непосредственно в речи, мимике, позе, движениях или иначе—в особой избирательности действий, поступков, отношения к другим людям.

Большое влияние на эмоции и чувства детей оказывает игра. Игра представляет интерес для детей только тогда, когда она реализуется в эмоционально насыщенной форме.

Наблюдая определенные игровые ситуации, родитель может понять, какие эмоции испытывает ребенок и какое влияние могут иметь обнаруженные эмоциональные состояния на раз-витие его личности.

Положение ребенка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта.

Детские психологи предлагают следующие типы детей в зависимости от их положения в группе сверстников:

  1. «Предпочитаемые» дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, обаяние; за способность быстро реагировать в разных ситуациях и быть лояльным; за уверенность в себе; за способность не колеблясь брать на себя ответственность, не бояться риска и пр. Однако дети с особенно высокой популярностью могут стать лишне самоуверенными, «заразиться звездной болезнью».

  1. «Пренебрегаемые, изолированные» дети часто чувствуют по отношению к себе равнодушие сверстников или их снисходительность. Их принимают в игру на роли, которые другие не хотели играть. Они обидчивы, зачастую восстают против навязанных условий жизни в группе, становятся агрессивными или идут по пути беспрекословного подчинения лидеру,

превращаются в его тень и, таким образом, получают его защиту, купался в отблесках его славы. Таким детям постоянно не хватает общения о сверстниками. Чувства их остры: они могут испытывать привязанность к кому-то из группы или ненавидеть их пренебрежение к себе.

«Пренебрегаемыми,    изолированными»    дети

становятся

по

разным    причинам.

Один

редко  ходит  в  детский  сад,

и  дети практически

мало  его  знают.

Другой только начал посещать

данную

группу.

Третий

имеет

физические

недостатки,   например,   толстый   и

неуклю-

жий  не

может

на  равных

играть

в подвижные  игры. В

то  же время у детей свои критерии

оценки членов коллектива, и они не всегда и не        во        всем        совпадают        с        мнением взрослых.

Таким образом, эмоциональное благополучие детей зависит не только от того, как их оценивают взрослые, но и от мнения сверстников.

Рекомендации по развитию положительных эмоций вашего ребѐнка.

От повторяющихся знаков приветствия, одобрения у ребѐнка складывается ощущение: «со мной всѐ в порядке», «я хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение «со мной что-то ни так», « я - плохой».

Душевная копилка ребѐнка работает день и ночь. Еѐ ценность зависит от того, что мы туда бросаем. Поддерживайте и отмечайте успехи.

Даже требования, которые вы предъявляете должны быть наполнены любовью.

Научитесь слушать своего ребѐнка и в радости и в горести.

Наказывая своего ребѐнка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте его.

Станьте для своего ребѐнка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям. Обнимайте и целуйте своего ребѐнка в любом возрасте.

Не разговаривайте со своим ребѐнком с безразличным лицом.

Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь ребѐнка теплее и радостнее.

Безусловно, принимайте своего ребѐнка таким как он есть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие эмоционально-положительных чувств ребенка к окружающему миру"

"Развитие эмоционально-положительных чувств ребенка к окружающему миру"...

Доклад на тему: "Формирование математических представлений в старшем дошкольном возрасте через взаимодействие с обьектами окружающего мира"

В данном докладе говориться,что все математические представления,доступные ребенку,он извлекает из жизни,в которой принимает деятельное участие,из наблюдений за окружающим его вещественным миром.А наш...

Доклад на тему "Формирование математических представлений в старшем дошкольном возрасте через взаимодействие с объектами окружающего мира"

Все математические представления,доступные ребенку,он извлекает из жизни,в которой принимает деятельное участие, из наблюдений за окружающим его вещественным миром. В докладе описываются условия для п...

Консультация для родителей "Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром"

Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром...

Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с миром.

Эмоции играю важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться с той или иной ситуации....

Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром

Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром....