Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)

Леонова Ирина Евгеньевна

Дошкольный возраст является периодом интенсивного развития творческих возможностей. Активное познание мира создаёт предпосылки для формирования в этот период творческой деятельности. Творить - означает созидать, создавать новое, то, что не существовало прежде.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_rebenka.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст является периодом интенсивного развития творческих возможностей. Активное познание мира создаёт предпосылки для формирования в этот период творческой деятельности. Творить - означает созидать, создавать новое, то, что не существовало прежде.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие (Гилфорд, К.Халл, Р.Томпсон и др.) психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления.

Выделяют следующие творческие способности:

  1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие;
  2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы;
  3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой;
  4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части;
  5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия;
  6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;

7. Гибкость мышления;

  1. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки;
  2. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний;
  3. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;
  4. Лёгкость генерирования идей;
  5. Творческое воображение;
  6. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Таким образом, можно прийти к выводу, что творческий потенциал ребенка дошкольного возраста состоит из следующих способностей:

  1. Способность рисковать;
  2. Дивергентное мышление;
  3. Гибкость в мышлении и действиях;
  4. Скорость мышления;
  5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые;
  6. Богатое воображение;
  7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений;
  8. Высокие эстетические ценности;
  9. Развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу развития творческих способностей, мы

можем прийти к мысли, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Говоря о развитии способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи (Б.П. Никитин, Л.С Выготский, Б.Г.Ананьев и др.) называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с раннего возраста. Данная гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Следовательно, с психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, а также сензитивным периодом для развития творческого воображения.

Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Кроме того, для развития воображения и творческих способностей существуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время. Интересные развивающие игры разработаны Б.Н. Никитиным такие, как: сложи узор, сложи квадрат, дроби, кубики для всех.

Педагогическая практика доказывает, что при подборе соответствующих методов обучения, дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные само выражающиеся сверстники.

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

Таким образом, успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Однако, создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон...

Приоритетное направление деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством работы с бумагой в технике «Оригами» для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет

Данное направление носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. Так...

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...

Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

С результатами творческого проекта вы можете ознакомиться по ссылке в приложенном документе....