«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Коллективные творческие работы на логопедических занятиях»
творческая работа учащихся по логопедии (старшая группа)

Шаповалова Лариса Викторовна

Творческие работы на логопедических занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eshche_raz_o_tvorchestve.docx21.02 КБ
Файл kollektivnye_raboty_detey.docx2 МБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Коллективные творческие работы на логопедических занятиях»

        Шаповалова

Лариса Викторовна

                             учитель-логопед

     

              МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 51  

                         город Екатеринбург  

                                                                                                                 

       Формирование правильной речи ребенка – одна из основных задач дошкольного образования. От качества речи ребенка зависит успешность его обучения. Анализ ситуации, за последние годы, свидетельствует о увеличении количества дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи. В связи с этим перед специалистами дошкольного образовательного учреждения встает проблема создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития.                  Задачей родителей, логопедов и специалистов дошкольного учреждения являются именно развитие речи ребенка.

           Дошкольный период - это возраст, когда изобразительная деятельность является увлечением практически   всех детей.  Увлекая детей в волшебный сказочный мир искусства, мы незаметно для них развиваем  воображение, творчество и речь.

          К моменту поступления в школу от ребенка требуется много, в том числе высокий уровень развития творческого воображения. Воображение – это необходимый элемент творческой деятельности, сущность процесса заключается в построении образа продуктов труда, а так же в создании алгоритма поведения в проблемной ситуации.

          Творческие способности у детей с нарушениями речи развиваются несколько иначе. Представления о предметах у них оказываются не полным и неточными. А практический опыт недостаточно обобщается и закрепляется в слове. Чем тяжелее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить своё творчество, он оказывается одиноким и беспомощным в создании новых образов.  Детей с общим недоразвитием речи не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются  придумать новую поделку или постройку, создать новый образ.

           Изучение работ практической (изобразительной) деятельности показало, что дети не всегда точно могут произвести зрительный анализ формы предмета, не могут выделить и определить его пропорции и величину, положение в пространстве. Дети испытывают трудности в передаче формы, цвета предмета в соответствии с натурой; расположении изображения предмета в центе листа, правильного соотношения частей, линией выявляя очертания предмета.

          Работая с  детьми-логопатами, убедилась, что им оказываются недоступными творческие задания: например, рассказ из личного опыта. Они плохо понимают переносное значение слов, метафор. Дети с общим недоразвитием речи,  недостаточно эмоционально реагируют на юмор, смешной стишок, трогательную сказку, нежную мелодию. Их речь бедна и  маловыразительна, движения несколько  неуклюжи, дети не очень уверены в себе.

          Вся жизнь ребенка - игра. Он не мыслит себя вне игрового пространства, созданного его воображением. Поэтому обучение дошкольника, не может проходить вне игры. Любое «скучное» задание можно превратить  в развивающую игру, если взрослый определит, какие способности и навыки ребенка он будет развивать и совершенствовать.

  Из теории помним: у детей в ряде речевых нарушений отмечаются выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а так же отклонение в развитии движений пальцев рук, так как движение пальцев рук тесно связано с речевой функцией.

На реализацию этих задач направлена логопедическая работа с использованием нетрадиционных методов изобразительной – деятельности.

Коллаж – это прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Создание коллажей способствуют развитию тактильных ощущений (за счет изучения материалов и фактур), происходит развитие тонкой моторики (захват деталей, вырезывание, приклеивание). Все это важно для детей с общим недоразвитием речи. Создание большой картины помогает развить зрительно-моторную координацию. Учит детей планировать, работать в команде,   доводить дело до конца. Выполненные работы могут иметь практическую направленность, например, поздравление к празднику.

          В логопедии этот прием (прием вырезания предметов по контуру, вырезание из журналов) можно считать одним из методов развития не только познавательной, но и речевой активности. Детям, в ходе работы, необходимо обговорить сюжет будущей работы, договориться кто что будет делать. В данном случае работа приобретает логически завершенный характер (вырезаем, составляем композицию, наклеиваем).

Обрывная аппликация – это прием в изобразительном искусстве, заключающийся в обрывании пальцами бумаги и наклеивании на основу, сопровождающегося созданием определенного сюжета, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, вниманию.

1этап – выкладывание мозаики внутри контура.

2этап –вырывание по контуру, составление картин. Дети овладевают умением сочетать предметы по величине, располагать их на листе бумаги.

 Тренировке тонких движений пальцев рук способствует работа с пластилином, ребята с удовольствием раскатывают тонкие «колбаски» и превращают их в буквы.

Вся эта деятельность является частью подгруппового занятия логопеда.  Создавая картины, дети овладевают умением связно передавать содержание, сочетать предметы между собой по величине, окраске, пространственному расположению. Коллективная деятельность, она позволяет одновременно решать ряд задач:

Во – первых, в подготовительной работе принимают участие не только логопед и дети, но и родители. Дома  дети и родители подбирают различные вырезки, картинки. Родители понимают и реально оценивают свою роль в коррекционном процессе. Ведь максимально эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь при тесном сотрудничестве с семьей.

Во-вторых – говоря о подготовительной работе, нельзя не вспомнить тот факт, что наш  детский сад является садом общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей. И несомненно большую роль принадлежит преподавателю изобразительной деятельности. Благодаря этим занятиям дети уверенно пользуются художественным материалом. На этих занятиях решаются задачи по развитию мелкой моторике, вниманию, воображению, ориентировке в пространстве.

В-третьих, создание коллективной работы строится взаимодействии ребенка с педагогом и другими детьми. При этом выстраиваются определенные отношения, дети учатся объединяться для выполнения общей работы, стремятся помочь друг другу.

Все это побуждает ребенка к речевой активности, к взаимному общению, нахождению компромисса между членами группы, т.е. решаются и коррекционные  задачи.

На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы изобразительной деятельности не требуют особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов, способствуют оздоровлению всего организма. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Потребность в таких занятиях велика, чем и определяется актуальность нашей работы, построенная на тесной связи всех специалистов, занимающихся коррекцией и развитием речи.

          Результат работы педагога отсрочен во времени, но видимые изменения, основанные на наблюдениях за детьми во время работы уже заметны: у детей, проявляется повышенная познавательная мотивации, работоспособность, положительная эмоциональная окраска поведения, дети проявляют инициативу и самостоятельность. Показателями успешности развития творческих способностей детей являются выставки детского творчества, конкурсы, выступление детей в ДОУ (на родительских собраниях, в дни открытых дверей, на мероприятиях и т.д.),

             В заключении хочу отметить, что немаловажным условием для решения обозначенной проблемы является воспитание педагогом собственной креативности. Чтобы развивать творческие способности детей, педагог сам должен быть творческой личностью, стремиться к преодолению в себе силы инерции, шаблона, формальности в работе.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интреграции игровой и изобразительной деятельности"

Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышлени...

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эфф...

Презентация опыта работы по теме "Повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ "ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"....

Приоритетное направление деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством работы с бумагой в технике «Оригами» для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет

Данное направление носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. Так...

Статья "Фоамиран, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста" (из опыта работы)

Фоамиран становится интересен не только для опытных мастериц, но и для новичков в мире рукоделия. Если вы хотите попробовать создавать из этого материала собственные шедевры, прислушайтесь к нашим рек...

Эффективные приемы развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста (из опыта работы)

В статье описаны эффективные практические  приемы для развития коммуникативных способностей дошкольников...

Проект «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством творческой игры в современных условиях»

Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Разработан при содействии учителя-логопеда и воспитателя....