Консультация для родителей "Игры с песком"
консультация (младшая группа)

Юлия Александровна Ковалишина

«Игры с песком как средство развития ребенка-дошкольника». Игры с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_igry_s_peskom.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей "Интересные игры с песком"

«Игры с песком как средство развития ребенка-дошкольника» Игры с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо. Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания. Поиграйте в песок вместе с ребенком. Положите ладони на песок и расскажите ему о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Пусть ребенок попробует вам рассказать о том, что он чувствует. Сделайте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней. Создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.), «пройдитесь» по песку каждым пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других. Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д. С помощью пескотерапии решаются также следующие задачи:  развитие мелкой моторики рук;  снятие мышечной напряжённости;  обеспечение положительного эмоционального самочувствия ребенка;  развитие активности, расширение жизненного опыта, передаваемого взрослым в близкой для ребёнка форме деятельности;  преодоление комплекса «плохого художника» в процессе создания художественной композиции из песка при помощи готовых фигурок;  развитие зрительно-пространственной ориентировки и речевых возможностей и т.п. Дети всегда охотно играют с песком на улице, но родители могут продлить удовольствие для своего ребенка, изготовив мини-песочницу дома.

Песочница - это прекрасная развивающая среда для работы с детьми дошкольного возраста. Она дает неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, волнением, радостью), позволяет создать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребенка. Удивительное происходит в том, что песочная страна- не что иное, как проекция внутреннего мира ребенка. Игры с песком - это возможность обучения детей природному и ландшафтному конструированию.

Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, камешков), они сооружают реки, горы, туннели, мосты. При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща. На песке детей учат рисовать, писать буквы (пальцем, палочкой), что вызывает гораздо больший интерес, чем изображение на бумаге. 

Так в какие же именно игры с песком можно поиграть с ребёнком на прогулке?

1. «Отпечатки» (1,5 - 4 года) Сделайте на песке отпечатки своих ладошек, кисти, ступней, локтей. Вы можете чередовать рисунки: сначала след оставляете вы, затем ребенок. Придумывайте вместе узоры и сравнивайте размер: У мамы большая ладошка, у тебя поменьше.

2. «Формочки» (2 - 4 года) Приготовьте ведерко и формочки 3—4 видов и размеров по 8—10 штук каждого вида. Предложите ребенку опускать формочки в ведерко и проверять насколько быстро оно заполняется. Расскажите, что формочки лежат неплотно и гремят, и спросите, что нужно сделать, чтобы ведерко было заполнено плотно (досыпать между формочками песок).

3. «Таинственные следы»: показывайте ребенку разные отпечатки на влажном песке (например, от ракушки, мяча, папиных сандалий) и предлагайте угадывать, кто оставил этот таинственный след. Движения (1,5 - 3 года) Предложите малышу сесть рядом с вами на песок и опустить в него ручки. А теперь обеими ладошками изобразить, как месят тесто, как рубят дрова, как едут санки, как скачет лошадка, как ползет змея. Усложните задание, вообразив, что вы играете на рояле, печатаете на компьютере. добавляйте новые движения для всей ладошки и каждого пальчика в отдельности, предлагайте ребенку выдумывать свои и комментируйте то, что вы чувствуете

4. «Сапер» (от 3 лет) Погрузите в песок собственную ладонь или закопайте крупную игрушку. Ребенок должен, не дотрагиваясь до вашей ладони руками, полностью раскопать ее и сдуть весь песок. дотронулся до руки (игрушки) — проиграл (мина «взорвалась»), и нужно поменяться ролями.

5. «Угадай-ка» (от 3 лет) Спрячьте в песок небольшие фигурки или листочки с написанными словами. Это — ключи к загадкам которые будет разгадывать ребенок. Отгадав ответ, вместе раскопайте песок и проверьте правильность догадки. Эта игра подойдет для группы детишек, можно устроить конкурс эрудитов, а призами станут раскопанные игрушки — «отгадки».

6. «Песочные часы» (от 3 лет) Возьмите две небольшие пластиковые бутылки, в одну из них насыпьте песок и закройте крышкой. В крышке сделайте небольшое отверстие. Пустую бутылку без крышки прикрепите к бутылке с песком — часы готовы. А теперь можно устроить соревнование на время, например кто больше сделает куличей, пока пересыпается песок.

7. «Буквы и цифры» (от 3 лет) На песке легко писать, используя любые подручные средства: веточку, палочку или собственный палец. Вы можете обучать ребенка письму, показывать незнакомые буквы и цифры. С детьми постарше можно устраивать «диктант» или предлагать вставить пропущенные буквы в написанных вами словах.

8. «Тир» (от 5 лет) Возьмите несколько камешков, пробок или ракушек—они будут «пулями. На песке отметьте мишень : расчертите несколько концентрических кругов (для усложнения можно пометить каждый определенным количеством баллов). С расстояния 5—10 шагов старайтесь вместе с ребенком за- бросить камешки в самое «яблочко’.

9. «Ощущения» (2—7 лет) Сядьте рядом с ребенком на песок, прижмите к нему ладони, предложите ребенку сделать то же самое. А теперь расскажите о своих ощущениях («песок теплый, нагрелся солнцем, песчинки щекочут руки»). Попросите ребенка описать свои ощущения. Не расстраивайтесь, если сначала он будет использовать ваши слова. Спросите, что ребенок будет ощущать, если поменяет положение рук, если будет ими двигать, а затем выполните это действие и сравните ощущения с описанными.

10. «Чудо – звуки» (4—10 лет) для игры понадобятся ведерко, формочки (желательно закрывающиеся), пластиковая бутылка, коробочки от киндер-сюрпризов, шуршащий пакет маечка, пустой спичечный коробок. Предложите ребенку поочередно насыпать песок в разные формы, встряхивать его и прислушиваться к звукам. Поясняйте, что предметы сделаны из разных материалов (пластмасса, картон, полиэтилен) и поэтому издают разные звуки. Вместе вы можете придумать целую ‘мелодию» из разных звуков и сыграть ее.

11. «Солнечные часы» (от 6 лет) На песке начертите круг, в центре поместите палочку, ветку или пластиковую бутылку, наполненную песком для устойчивости. По наручным часам проверьте, когда наступит полдень, и отметьте на «циферблате» число 12. Можно повторять проверку каждый час и предлагать ребенку выкладывать остальные цифры или усложнить задачу: по симметрии от «12» выложить остальные отметки на «циферблате», а затем проверить точность по наручным часам.

12. «История и мифология» (5—8 лет) Потихоньку от ребенка спрячьте в песок несколько «предметов древнего быта» (маленькие глиняные кувшинчики сойдут за амфоры, если вы рассказываете о древнем Риме; фигурка кошки будет символизировать древнеегипетские верования и т.д.).

Вы можете сначала немного рассказать ребенку, а затем начать «раскопки», предупредив, что «где-то здесь спрятана вещица, связанная с вашим рассказом», а можете «случайно вместе раскопать сокровище, а затем сопровождать находку рассказом. для полноты картины захватите в свою археологическую экспедицию кисточки и мягкие тряпочки, чтобы аккуратно, не дыша, стирать песок с вашего открытия. Такой игрой можно заинтересовать и поклонника древней истории, и того, кто скучает на уроках.

Таким образом, игры с песком позволяют:

 - стабилизировать психоэмоциональное состояние;

 - совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

 - стимулировать развитие сенсорики, тактильно-кинестетической чувствительности;

 - развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию;

 - расширять кругозор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Рисование песком на стекле"

Рисование песком, песочная анимация - все это названия одного и того же занятия, которое стало в последнее время необычайно популярным. И неудивительно....

Консультация "Детские игры с песком"

Перед началом игры дома его необходимо просеять. прокалить в духовке...

Консультация «Организация игр с песком, водой, ветром, воздухом на участке».

В консультации говориться как можно организовать игры детей в летний период....

Консультация для родителей «Использование песка как средства развития ребёнка дошкольного возраста»

В данном материале даются краткие сведения об истории возникновения песочной терапии в работе с детьми. Представлены игры с песком для развития мышления, речи и мелкой моторики дошкольников....

Консультация для родителей «Рисуем песком и на песке»

В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев»....

Консультация «Игры с кинетическим песком»

Консультация для родителей...