Родительское собрание с элементами игрового тренинга «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей»
консультация

Макашова Светлана Федоровна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» с.Мамонтово

Родительское собрание с элементами игрового тренинга 

«Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей»  

                                                                                              Подготовила: Макашова С. Ф.,

                                                                            воспитатель 1 кв. категории

с. Мамонтово2020г.

 «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей»  
Цель: сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей. 
Задачи: 

1.Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.
2.Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук.

3.Научить родителей по-новому играть с детьми, применяя  нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук, привить навыки игрового взаимодействия.
4.Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы. 
Участники: родители, воспитатель. 
Форма проведения: Консультация о роли мелкой моторики в развитии речи детей  с элементами игрового тренинга.
Ожидаемые результаты:

1. Родители должны понять важность развития мелкой моторики рук и ее непосредственного влияния на речь детей.

 2. Применять методы совместной деятельности по развитию мелкой моторики в домашних условиях.
Ход собрания
1. Организационная часть
.

– Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание!
Тема нашего собрания-практикума посвящена развитию мелкой моторики рук у ребёнка
.
2. Основная часть

В.А. Сухомлинский утверждал, что «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». 

Что же такое мелкая моторика?

Мелкая моторика рук – это ничто иное, как ловкость рук.У мелкой моторики есть очень важная особенность.Она оказывает влияние не только на речь, но и на развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышление и воображение.

При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т.к.

развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему

же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в

головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения

пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы

активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти

навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать,

писать, одеваться и т.д

В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства

современных детей отмечается общее недоразвитие речи, одновременно

моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев.

Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как

застегивание и расстегивание пуговиц, молний. В чем же причина? Еще 20

лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать

руками, перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать и т. п. Сейчас же

на каждое занятие есть по машине. Даже обувь теперь родители покупают

детям на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой.

Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения

новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных

пальцах карандаш.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого

раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики

(пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки,

связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном

возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые

стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков

самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки

и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию

мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной

частью подготовки к школе, в частности, к письму.

 Родителей должно насторожить, если ребенок активно поворачивает

лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребенок заменяет

умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев

поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если

ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это

свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании.

 К шести годам возможность точных, произвольно направленных

движений возрастает, поэтому дети могут выполнять задания, требующие

достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним

относятся разные виды плетений из бумаги и тесьмы, простейшие приемы

плетения макраме, шнурование. Особую роль в подготовке руки к письму

играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Точность и координация

движений развиваются у ребенка в процессе пришивания пуговиц разных

размеров.

 Своевременно начатая работа по развитию тонких движений пальцев

рук подготавливает успешное овладение техникой письма.


Сегодняшнюю нашу встречу я предлагаю вам провести в форме игрового тренинга. 


ТРЕНИНИГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

На столах перед каждым родителем разложен материал для игровых упражнений.

Сегодня я познакомлю вас с одним из нетрадиционных методов развития мелкой моторики. Это – криотерапия.

Криотерапия (от латинского «крио » - холод и «терапия» – лечение, воздействие).

Криотерапия или контрастная терапия – одна из современных нетрадиционных методик, заключающаяся в использовании игр со льдом.

Эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс развития речи.

При использовании приемов криотерапии необходимо помнить и о противопоказаниях. Нельзя проводить криотерапию с детьми ,имеющими эписиндром, с миопатией; с осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми; гипервозбудимыми детьми. Криотерапия противопоказана при повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода).

Обычно игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасение у родителей.

Криотерапия проводится в три этапа.

Поэтому уважаемые родители, предлагаю Вам повторитьэтапы криотерапии на практике.

1 этап криоконтраст (попеременное воздействие холода и тепла)

Участникам раздаются льдинки. У каждого из Вас в руках есть льдинка, нам нужно перебирать ее в руках в течение 5-10 секунд (над тарелкой). Как вы понимаете, с детьми мы это время просто отсчитывать не можем, поэтому мы одновременно воспроизводим какой-либо стихотворный текст. Например: «Льдинку сильно посжимаю и ладошку поменяю» и т. д. Льдинки можно положить в тарелку, салфеткой вытереть руки.

Теперь нам нужно наши руки разогреть. Дети делают это на пластиковых бутылках с горячей водой или в тазу с теплой водой. Важно, чтобы емкость была такой формы и размера, чтобы кисть ребенка погрузилась полностью. Такая процедура повторяется три раза, так как перед нами сейчас стоит исключительно ознакомительная цель, мы эту последовательность три раза повторять не станем, сразу перейдем к следующему этапу.

2 этап – пальчиковая гимнастика. После трехразового криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук, т. к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность дошкольника.

Затем проводится любая пальчиковая гимнастика.

3 этап – развитие тактильной чувствительности – массаж руки с помощью шишек, шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур.

«Ёжик» игра с шишкой или с массажным мячиком

Маленький колючий ёж, до чего же ты хорош.

Покажи свои иголки, хоть они и очень колки.

Игра с зубной щекой

Плывёт зубная щётка,

Как по морю лодка,

Как по речке пароход,

По пальчикам она идет!

В классическом своем исполнении, криотерапия предполагает простые манипуляции с ледяными кубиками с постепенным увеличением времени воздействия от 10 до 60 секунд. Чтобы детей заинтересовать, а также, чтобы работая со льдом, осуществлялась обучающая функция, я подобрала игры и разделила их по степени продолжительности.

Игра «Достань игрушку»

Лед высыпают в большую миску вместе с мелкими игрушками. Ребенок погружает руки в миску, захватывает кусочки льда, ищет спрятанные там игрушки в течении 5-10 секунд. Затем вытирают и разогревают руки. Крио -контраст проводят 3 раза.

Игра «Разложи по цвету»

На подготовленные картинки дети раскладывают кусочки льда по цветам. (10-15 секунд). Во время игры можно закреплять знания цветов. Попробуйте поработать левой рукой.

Игра «Рисуем льдинками»

Очень интересным и необычным для детей занятием является рисование цветными льдинками. Чтобы сделать цветной лед можно использовать пищевые красители, обычные краски и даже мелки (покрошите их в порошок и смешайте с водой).

 Игры со льдом вызывают у детей радостное настроение, дают много эмоционально ярких впечатлений. У детей значительно улучшаются движения кисти руки и, как следствие, стимулируется развитие речи. Метод криотерапии способствует развитию интеллектуальной сферы детей, а также происходит оздоровление организма.
1) «Мы рисуем» 
Воспитатель предлагает на тарелочке с манкой порисовать пальчиком правой руки (потом левой, затем двумя руками одновременно) – дождик, забор, волну, геом. фигуры, домик, солнышко… - Когда вы играете с ребёнком, то усложнить упражнение можно добавив элемент для развития логического мышления: Вы рисуете только половинку предмета, а ребёнок угадывает, что это за предмет и дорисовывает его.
2) 
Игра с платочками

Паучок

Паучок ползёт.

Зацепился паучок

Тонкой ниткой за сучок.

Лапками перебирает,

Паутинки сплетает,

Мух поджидает.

 «Спрячь платочек»
Воспитатель предлагает родителям взять платочек за один уголок правой рукой (потом левой, затем двумя руками одновременно) и собрать его в кулак, не помогая другой рукой. 
3) 
Игра с бумагой
Воспитатель предлагает родителям взять лист бумаги и скомкать его в комок, как можно крепче. Затем расправить и разгладить лист. Играя дома с ребёнком, Вы можете предложить ему игры с этими комочками «Меткий стрелок» или «Попади в корзинку».

Выгладим платочки для мамы и для дочки. Перед ребенком скомканный лист бумаги. Нужно, прижимая бумагу к столу большими пальцами обеих рук, разгладить остальными пальчиками лист так, чтобы ни один его край не остался загнутым. Затем сделать тоже самое одной рукой.

4)Игры пластиковыми крышками «Сапожки»

Пальчики в сапожках шагают по дорожке,

Раз, два, три, четыре, пять, им очень весело гулять.
Воспитатель предлагает родителям назвать, те предметы, которые они используют дома в играх с ребёнком, и обобщая ответы родителей, рассказывает о других играх, которые можно использовать дома для развития мелкой моторики пальцев рук: 
 - игры с прищепками;
-игры со счётными палочками;
  -игры с пуговицами;
  - игры с водой и пипеткой;

   - игры с пинцетом, крупой и бусинками;
 - 
«Пальчиковый сухой бассейн с крупами» (манка, рис, фасоль, греча, горох).
Сначала предлагаем ребёнку всё поочерёдно ощупать, купаете ручки, и постараться запомнить эти ощущения. Затем завязываете ребёнку глаза и даёте ему одну из ёмкостей с крупой пощупать. Ребёнок угадывает, что это за крупа.
 
«Волчок» Сначала предлагаем ребёнку запустить волчок одной рукой, затем другой рукой. Пробуем запустить сразу два волчка одновременно двумя руками.
 
«Золушка» Предлагаем ребёнку разобрать крупу (красная и белая фасоль) в две тарелочки. 
«Волшебный сундучок» Предлагаем ребёнку на ощупь отгадать предметы, спрятанные в сундучке.
«Разноцветные резиночки» (делаем узоры на дощечке с помощью разноцветных резиночек),

«Коврики» (застёгиваем пуговицы и завязываем узелки). 
3.  Заключительная часть.

Подведение итогов собрания

В заключении можно сказать следующее: Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку:

1) кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом;

2) формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте;

3) доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то весь комплекс упражнений становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Рефлексия.

Предлагаю родителям украсить дерево цветными листочками (по методу «светофор»: зеленый – было интересно; желтый – послушала, но нового не узнала; красный – зря потратила время)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей

Обобщение опыта работы по развитию мелкой моторики...

Консультация для воспитателей "Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей"

Предлагаемая консультация может проводиться, как занятие в клубе по интерсам для воспитателей "Педагогическая мозаика". Цель: разнообразить техники, материалы и игровой материал в работе с детьми, исп...

«Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей».

Чем раньше начнётся воздействие, тем лучше будет результат. И ещё, занятия должны вызывать у самого ребёнка благоприятное эмоциональный отклик. Дополнительные занятия дома для родителейРазвитие м...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)

Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...

Родительское собрание с элементами игрового тренинга в средней группе ДОУ. «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей»

Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей....