Устная речь будущего первоклассника
консультация (подготовительная группа)

Шабалина Надежда Николаевна


Материал рассматривает состояния параметров устной речи, нужных для обучения в школе. Может быть полезен педагогам и родителям будущих первоклассников.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnaya_rech_budushchego_pervoklassnika.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

УСТНАЯ РЕЧЬ  БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

Для успешного и комфортного обучения в первом классе важно, чтобы в школу ребенок поступил со сформированной в пределах возрастной нормы устной речью.

Что такое «возрастная речевая норма»? Что ребенок должен знать и уметь в аспекте речевого развития? Как может отразиться несформированность этих знаний и умений на дальнейшем усвоении школьных навыков?

Рассмотрим параметры речевого развития, компетенции  вербальной коммуникации будущего первоклассника и возможные проблемы при несформированности этих компетенций.

1. Понимание речи

Ребенок должен понимать речь, уметь слышать и слушать других. В противном случае могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.

2. Звукопроизношение

Ребенок должен правильно произносить все звуки речи;

-четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);

-говорить громко или тихо, шепотом, в зависимости от ситуации; изменять темп речи с учетом содержания высказывания.

Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», рыба – «лыба»).

3. Функции языкового анализа

Ребенку нужно научиться делить предложения на слова;

-делить слова на слоги;

-уметь выделять все звуки в словах;

-устанавливать последовательность звуков в слове.

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:

-слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами;  раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);

-пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);

-пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»); перестановки букв (комната – «конмата»);

4. Лексическая сторона речи (словарный запас)

Ребенку желательно уметь точно подбирать слова;

-ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

-дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);

-употреблять сложные слова (например: длинноногий);

-пользоваться эпитетами (например: чистое поле);

-подбирать метафоры (например: туча комаров);

-использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);

подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный);

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения.

В более старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

5. Грамматическая сторона речи

В возрасте 7 лет ребенку нужно уметь:

-изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);

-употреблять различные предлоги;

-согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);

- согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);

-правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.);

-образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);

-образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);

-образовывать название детенышей животных;

образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).

     В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:

-ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – « много деревов», на санках – «на санков»);

-пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);

-ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»);

-замены суффиксов (козлята – «козленки»);

-замены приставок (захлестнула –  «нахлестнула»);

  Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.

    Может нарушаться самостоятельная письменная речь.

6. Связная речь

Желательно, чтобы ребенок мог свободно общаться с взрослыми и сверстниками: поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

-рассказывать о пережитых событиях;

-пересказывать содержание сказки, рассказа;

-описывать окружающие предметы;

раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.

Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, устных ответов, а в более старшем возрасте в  написании сочинений и изложений.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАРАМЕТРОВ УСТНОЙ РЕЧИ

            1.  Звуковой анализ:

  1. придумать слова с 3, 4, 5 звуками;
  2. отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков;
  3. разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове. Пример: пир, папа, дом, кино и т.д.
  4. подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка);
  5. составить слова из букв разрезной азбуки: сом, рама, шуба, кошка;
  6. добавить различное количество звуков к одному ми тому же слову, чтобы получилось слово: ПА – (пар), ПА- (парк), ПА – (паром), ПА – (паруса);
  7. преобразовать слова:

а)  добавляя звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг;

б)  изменяя один звук слова: сом – сок – сук – суп  и т.д.;

  1. составлять слова из букв одного слова: крапива ( парк, ива, карп, пар, рак, Ира и др.);
  2. от записанного слова образовывать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слова начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом – мак – кот – топор – рука;
  3. Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков, в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

2. Языковой анализ:

  1. придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов;
  2. придумать предложение с определенным количеством слов;
  3. увеличить количество слов в предложении («Маша увидела котенка» - 3 слова, «Маша увидела пушистого котенка» - 4 слова, «Маша увидела очень пушистого котенка» - 5 слов);
  4. определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово);
  5. поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.

3. Слоговой анализ:

  1. повторить слово по слогам, сосчитать количество слов;
  2. определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру;
  3. разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых 2 или 3 слога.

4. Словарный запас:

  1. развитие ассоциаций. Взрослый называет слово, а ребенок в ответ называет первое слово, какое придет в голову: стол – (еда), говорит – (слушает), желтый – (лимон), быстро – (медленно);
  2. классификация предметов на картинках «овощи и фрукты», «домашние и дикие животные», «домашние и дикие птицы», «посуда и мебель», «одежда и обувь» и т.д.;
  3. отгадывание загадок;
  4. придумывать слова -  «неприятели»: день – ночь, войти – выйти, утро – вечер, добро – зло и т.д.;
  5. объяснить значение слов в словосочетаниях: прозрачный ключ - железный ключ, острая коса – длинная коса, глубокая норка – пушистая норка, больная ножка – деревянная ножка;

5. Навыки  словообразования:

  1. назвать ласково: шкаф – шкафчик, стул – стульчик и др.
  2. Где что храниться?  (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты, мыло, масло, соль и др.);
  3. назвать детенышей животных;
  4. назвать профессии, например:  «Кто носит багаж?» (носильщик), «Кто вставляет стекло?» (стекольщик), «Кто чинит часы?» (часовщик) и др.

6. Связное высказывание:

  1. пересказ небольших текстов;
  2. рассказать о пережитых событиях, например: поездка в зоопарк;
  3. составлять описательные рассказы об окружающих предметах, например: мяч – круглый, красный, резиновый, яркий, большой;
  4. составить рассказ по сюжетной картинке;
  5. составить рассказ по серии сюжетных картинок.

Литература:

  1. Каше Г.А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи», М. 1985 г.,
  2. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. «Учитесь говорить правильно», М. 1993 г.,
  3. Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников», М. 1985 г.,
  4. Лалаева Р.И. «Нарушение процесса овладения чтением у детей», М., 1983 г., Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи у младших школьников, М., 1983.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи будущего первоклассника"

Консультативный материал для родителей....

Конспект доклада для родителей "Речь будущего первоклассника".

Доклад для родителей по проблемам речи и звукопроизношения....

Развитие связной речи будущих первоклассников.

Формирование связной речи - это важнейшее условие усвоения знаний, развития логического мышления и творческих способностей....

"Основные направления развития речи будущих первоклассников"

Данные рекомендации можно использовать на консультации для родителей или воспитателей....

На что следует обратить внимание в развитии речи будущего первоклассника

На что следует обратить внимание в развитии речибудущего первоклассника...

Семинар - практикум " Речь будущего первоклассника"

Семинар - практикум " Речь будущего первоклассника" работа с родителями внутри ДОУ....

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕЧЬ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА?...