Развитие связной речи будущих первоклассников.
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Паранина Ирина Владимировна

Формирование связной речи - это важнейшее условие усвоения знаний, развития логического мышления и творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_shkole.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Поступление слабовидящего ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. Готовность или неготовность ребёнка с нарушением  зрения к обучению к школе во многом определяется уровнем его речевого развития.  Важнейшей составной частью этой подготовки является формирование и развитие связной речи, как важнейшего условия усвоения знаний, развития логического мышления и творческих способностей.

Развитие речи осуществляется в процессе овладения языковыми

(фонетический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация, средствами общения, причем протекание этого процесса возможно только в результате, жизненно мотивированной деятельности общения. ( С. Л. Рубинштейн).

Развитие детей с нарушениями подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально развивающего ребёнка.

(Л.С.Выготский). Как  отмечает Л.Н.Солнцева, деятельность речевого общения при дефектах зрения не нарушается, а речь развивается примерно в те же сроки, что и у зрячих. Из этих положений следует, что дети, в частности с сенсорным дефектом, имеют большие потенциальные возможности, при условии включения в специальное обучение и воспитание. Однако в условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушением зрения возникает некоторая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на  развитии речевой системы в целом: в особенностях накопления словаря, понимании смысловой стороны речи и  функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в усвоении выразительных средств.

Особое внимание необходимо уделять формированию навыков связной речи при проведении коррекционной работы с детьми дошкольного возраста  с нарушениями зрения. Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняет процесс развития связной речи у детей с дефектом зрения. Отмечаемое у дошкольников системное недоразвитие речи, как правило, сочетается с отставанием ряда психических функций (внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти, мышления). Возможности же полноценного овладения  слабовидящими детьми  связной речью во многом определяется и уровнем развития указанных психических процессов. Исходя из этого, формирования связной речи старших дошкольников с нарушениями зрения  приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

Известно, что усвоение детьми связных форм высказываний – процесс постепенный и достаточно сложный. Успешно он протекает под руководством педагогов, родителей, которые помогают им овладеть этими навыками как на специально организованных занятиях, так и в процессе повседневной жизни. Занятия по развитию связной речи разнообразны: они включают в себя и продуманно построенную беседу, и рассказы по картине, сериям картин, по представлению, пересказы. В возрасте 6 лет детям доступно творческое рассказывание о событиях из окружающей жизни, о взаимоотношениях с друзьями, на темы из личного опыта, составление рассказов на разные темы по опорным словам. При формировании у детей с нарушениями зрения навыков рассказывания необходимо правильно подобрать картинный и лексический материал, определить методические приёмы с учётом возрастных,  зрительных и речевых возможностей детей. Используя серии картинок, важно научить детей устанавливать причинно-следственные связи между событиями, правильно определять логику расположения сюжетных звеньев. Полезными являются упражнения по составлению коротких сюжетов с использованием фланелеграфа.  Рассказы детей будут более полными и развёрнутыми, если в них используются разнообразные синтаксические конструкции, «образные средства родного языка».

Таким образом, своевременное овладение детьми дошкольного возраста  с нарушением зрения  развёрнутой связной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности и успешного обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи будущего первоклассника"

Консультативный материал для родителей....

"Основные направления развития речи будущих первоклассников"

Данные рекомендации можно использовать на консультации для родителей или воспитателей....

На что следует обратить внимание в развитии речи будущего первоклассника

На что следует обратить внимание в развитии речибудущего первоклассника...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕЧЬ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА?...

"Развитие связной речи у будущих первоклассников".

В статье для родителей представлены игры на развитие связной речи у старших дошкольников....

Комплексное занятие по развитию связной речи «Машина будущего»

Программное содержание.Задачи на развитие познавательных способностей: закреплять название профессий людей, управляющих различными  видами транспорта, виды транспорта.Задачи на развитие речи: учи...

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Уже ни для кого не секрет, что современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. И чтобы соответствовать этим требованиям, необходимо знать те «подводные камни», которые...