РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Попова Валентина Юрьевна

Уже ни для кого не секрет, что современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. И чтобы соответствовать этим требованиям, необходимо знать те «подводные камни», которые могут помешать успешной учебе будущего первоклассника.

Предлагаю сегодня поговорить о связной речи.

Связная речь является основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем.
Тем не менее, учителя начальной школы отмечают, что часто дети, понимая материал, не могут пересказать его, затрудняются подобрать подходящее слово, не правильно строят предложения, испытывают трудности при ответе у доски, стесняются своей речи, говорят тихо, невнятно, поспешно.

Для того, чтобы помочь ребенку избежать этих трудностей и неловких моментов, необходимо научить будущего школьника самостоятельно высказываться на различные темы. Очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.

Связная речь - это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему.

Основной базой для формирования связной речи является богатый словарный запас. Необходимо обогащать словарь ребенка новой лексикой, объяснять каждое новое слово и вводить его в активный словарь. Необходимо уделить внимание и правильному проговариванию слов, словосочетаний и предложений. Для формирования богатого словарного запаса надо расширять кругозор ребенка, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи.

В детском саду дети обучаются связной речи в процессе непосредственно образовательной деятельности, на прогулках, в играх. Но без закрепления навыков связной речи дома, с родителями все успехи детей могут свестись к нулю.

Как же закрепить полученные умения?

На помощь придут лексические игры. Многие из этих игр не требуют специальной подготовки и играть в них можно по дороге домой или во время прогулки, купания, выполнения каких-нибудь домашних дел.

Например:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_u_budushchih_pervoklassnikov.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

Уже ни для кого не секрет, что современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. И чтобы соответствовать этим требованиям, необходимо знать те «подводные камни», которые могут помешать успешной учебе будущего первоклассника.

Предлагаю сегодня поговорить о связной речи.

Связная речь является основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем.
Тем не менее, учителя начальной школы отмечают, что часто дети, понимая материал, не могут пересказать его, затрудняются подобрать подходящее слово, не правильно строят предложения, испытывают трудности при ответе у доски, стесняются своей речи, говорят тихо, невнятно, поспешно.

Для того, чтобы помочь ребенку избежать этих трудностей и неловких моментов, необходимо научить будущего школьника самостоятельно высказываться на различные темы. Очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.

Связная речь - это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему.

Основной базой для формирования связной речи является богатый словарный запас. Необходимо обогащать словарь ребенка новой лексикой, объяснять каждое новое слово и вводить его в активный словарь. Необходимо уделить внимание и правильному проговариванию слов, словосочетаний и предложений. Для формирования богатого словарного запаса надо расширять кругозор ребенка, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи.

В детском саду дети обучаются связной речи в процессе непосредственно образовательной деятельности, на прогулках, в играх. Но без закрепления навыков связной речи дома, с родителями все успехи детей могут свестись к нулю.

Как же закрепить полученные умения?

На помощь придут лексические игры. Многие из этих игр не требуют специальной подготовки и играть в них можно по дороге домой или во время прогулки, купания, выполнения каких-нибудь домашних дел.

Например:

  • "Объяснялки" - объясни, что это такое? (Водопад - вода падает с горы).
  • "Скажи наоборот" (вверху - внизу, мягкий - твердый).
  • "Подберем красивые слова о нашей кошечке: какая она?" (пушистая, веселая, быстрая, умная)
  • "Что летает, ползает, идет, едет?" Обращаем внимание на разнообразие слов, подбираем синонимы: бежать - мчаться, пахучая - ароматная.
  • Игра - соревнование: "Кто больше запомнит и придумает родственных слов?" (хлеб - хлебушек - хлебный - хлебопек).
  • "Кто где живет?", "Чьи детки?"
  • "Узнай по описанию" (рыжая, быстрая, маленькая, ловкая).

Кроме этого, следует уделить внимание словоизменению и словообразованию, например:

  • «Чей хвост?» - заячий, лисий, волчий
  • «Суп из гороха какой?» - гороховый, «Стол из дерева какой?» - деревянный и т.п.

 

Словесные игры развивают и формируют мышление и речь детей в доступной, занимательной форме.  В процессе этих игр дети учатся классифицировать предметы, выделять существенные признаки (цвет, форму, величину, качество), группировать предметы по материалу и назначению, устанавливать простые связи, сравнивать предметы, явления природы, действия. Словесные игры помогают ребенку стать внимательным, активным, развивают любознательность, слуховое внимание, сообразительность.


Следующим этапом работы над связной речью является формирование у ребенка навыков правильного построения предложений. Грамматический строй речи является показателем и средством формирования связной речи. Дети, у которых не сформирован грамматический строй речи, затрудняются в выражении своих мыслей, хуже овладевают навыками чтения, с трудом решают задачи, пассивны на уроках, испытывают затруднения в общении со сверстниками. Чтобы этого избежать, необходимо научить детей пользоваться простыми и распространенными предложениями в учебной деятельности и в свободной речи.

 

Здесь на помощь придут игры:

  • "Скажи правильно", "Повтори за мной" (Автобус едет по дороге).
  • "Какое слово убежало?" (Алеша ел...).
  • "Закончи мое предложение" (Сейчас мы с тобой пойдем ...)
  • "Исправь Незнайку" (Машина едет по реке).
  • "Из чего сделаны предметы?" (расскажи о деревянных).
  • "Почемучка" (Почему нужно чистить зубы каждый день? Почему самосвал назвали самосвалом? потому что сам сваливает грузы).
  • Игра "Один - много" (дерево - деревья; стол - столы).

При формировании навыков связной речи, полезно упражнять детей в ответах на разные вопросы (куда? зачем? когда? с кем? какой? почему?), а также  в постановке вопросов по картинкам и в жизненных ситуациях: "Спроси меня" (про погоду, спроси меня про папу).


Необходимо обращать внимание на использование детьми предлогов в речи (в, на, под, возле, около, из-за). Дети любят играть в игру "Где спрятался предмет?".

Для того чтобы ребенок пользовался предложениями в повседневной жизни, надо предлагать ему много говорить, рассказывать, высказывать свое мнение, заучивать стихи, загадки, пословицы. Большую помощь окажут наблюдения за изменениями в природе, оценке природных явлений.

Для того чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разнообразных рассказов.

  • "Сравним два предмета", чем похожи, чем отличаются? (огурец - помидор; самолет - ласточка).
  • "Давай опишем игрушку, предмет" (Какая машина? Из каких частей она состоит?).
  • "Что ты увидел за три секунды?", ребенок должен запомнить и рассказать об увиденном.
  • "Смешинки" (придумаем смешное предложение или рассказ о звездочке, о листочке).
  • Игра "Исправь меня", взрослый неправильно рассказывает, ребенок
    исправляет. 
  • Взрослый и ребенок составляют диалоги на определенную тему.
  • Придумывание совместных сказок, рассказов на фантазийные темы ("Если бы ты был цветком, самолетом?", "Что было бы, если бы все время шел дождь?"). 

Полезны игры, развивающие описательную речь:

  • "Что может рассказать о себе малина, книга, автобус" (я - малина вкусная ягода, я расту на кустах, я сочная, сладкая, из меня делают сок и варят варенье).
  • "Небылицы".
  • "Мое любимое животное".

Также в формировании связной речи помогут пересказы интересных эпизодов, рассказов, всей сказки, мультфильмов. Будет замечательно, если  включать в пересказ материалы на этические темы с оценкой событий, поведения детей.

При систематическом использовании различных лексических игр дети учатся самостоятельно думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за словом, наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в школе, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками.

Полезно помнить, что для формирования связной речи надо много беседовать с детьми, разнообразить их жизнь, насыщать новыми впечатлениями, сведениями о разных сторонах окружающей действительности и уделять время для специальных занятий.

Список используемой литературы

1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2008. - с.27-43.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2009. - 400 с.

3. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2008. - с. 4-16.

4. Балобанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л. В. Венедиктова. - СПб.: Детство - пресс, 2008. - 201 с.

5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2010. - 213 с.

6. Божович Л.И. Избранные психологические труды. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи будущих первоклассников.

Формирование связной речи - это важнейшее условие усвоения знаний, развития логического мышления и творческих способностей....

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Памятка для родителей дошкольников "Игры по развитию речи для будущих первоклассников".

Данный материал поможет родителям в игровой форме развивать связную речь и фонематические процессы у своих детей....

"Развитие связной речи у будущих первоклассников".

В статье для родителей представлены игры на развитие связной речи у старших дошкольников....

Комплексное занятие по развитию связной речи «Машина будущего»

Программное содержание.Задачи на развитие познавательных способностей: закреплять название профессий людей, управляющих различными  видами транспорта, виды транспорта.Задачи на развитие речи: учи...