"Развитие связной речи у старших дошкольников: как помочь будущему первокласснику"
консультация (подготовительная группа)
Развитие связной речи у старших дошкольников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие связной речи у старших дошкольников: как
помочь будущему первокласснику»
Уважаемые родители!
Старший дошкольный возраст (5-7 лет) – это время бурного развития речи и главный период формирования готовности к школьному обучению. Одним из самых важных показателей этой готовности является связная речь – умение ребенка четко, логично и последовательно излагать свои мысли.
Что такое связная речь и почему она так важна?
Связная речь – это не просто умение говорить фразами. Это:
· Умение рассказывать: пересказать просмотренный мультфильм или прочитанную сказку.
· Умение описывать: подробно охарактеризовать предмет, игрушку или картину.
· Умение рассуждать: высказать свое мнение, привести аргументы, построить логическую цепочку (например, «Я надел шапку, потому что на улице холодно»).
Без развитой связной речи ребенку будет трудно:
· Отвечать на уроке полным ответом.
· Понимать условия задач.
· Общаться со сверстниками и учителем.
· Осваивать грамоту и письмо.
Какой должна быть речь ребенка к 7 годам?
К концу дошкольного детства речь вашего ребенка должна быть:
1. Логичной и последовательной. Он может составить рассказ по серии картинок, не нарушая последовательности событий.
2. Грамматически правильной. Ребенок правильно согласовывает слова в предложении (например, «пять карандашей», а не «пять карандашов»).
3. Развернутой. Он использует не только простые, но и сложные предложения.
4. Выразительной. В речи появляются синонимы, антонимы, образные выражения.
Практические советы: как вы можете помочь своему ребенку?
Развитие речи – это не скучные уроки, а увлекательное общение и игры. Вот что вы можете делать ежедневно:
1. Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы.
· Избегайте односложных вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет».
· Вместо: «Тебе понравился мультик?»
· Спросите: «Расскажи, что самое интересное произошло в мультике? Как ты думаешь, почему главный герой так поступил? А что бы ты сделал на его месте?»
2. Читайте вместе и обсуждайте прочитанное.
· После чтения сказки или рассказа задавайте вопросы: «Кто главные герои? С чего все началось? Что случилось потом? Чем все закончилось? Почему персонаж поступил именно так?»
· Предложите придумать другое окончание истории.
3. Играйте в словесные игры.
· «Что будет, если...?» (развитие логики и фантазии): «Что будет, если исчезнут все дороги?» или «Что будет, если животные начнут говорить?»
· «Объясни слово»: Попросите ребенка объяснить значение слова, не называя его (например, «холодильник – это большой белый шкаф, в котором еда остается холодной и не портится»).
· «Сочини историю»: Начните рассказ («Жил-был маленький щенок...»), а ребенок пусть продолжит. По очереди добавляйте по одному предложению.
4. Учите составлять рассказы по картинкам.
· Используйте серии сюжетных картинок (как комиксы). Разложите их по порядку и попросите составить рассказ. Это прекрасно учит видеть причинно-следственные связи.
5. Стимулируйте монолог.
· Попросите ребенка рассказать папе или бабушке о том, как прошел его день в детском саду, что он видел на прогулке. Помогите наводящими вопросами: «А с кем ты играл? А во что?»
6. Обогащайте словарный запас.
· Обращайте внимание на новые слова, объясняйте их значение. Говорите с ребенком синонимами («смелый – храбрый, отважный») и антонимами («горячий – холодный»).
Чего следует избегать?
· Не торопите ребенка, дайте ему время сформулировать мысль.
· Не перебивайте и не заканчивайте фразу за него.
· Не критикуйте резко за ошибки. Лучше мягко поправить, повторив фразу правильно: «Ты хотел сказать "положил", молодец!»
Помните: вы – главный образец для подражания. Говорите с ребенком четко, грамотно и красиво. Ваше терпение, внимание и ежедневное общение – это самый надежный фундамент для успешного развития связной речи и будущих школьных побед вашего ребенка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"
Основной целью методических рекомендаций по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста является привлечение родителей к развитию связной речи у детей старшего дошкольного во...

Развитие связной речи у старших дошкольников с использованием национального регионального компонента
Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка здоровым, общительным, радостным. Но, к сожалению, не каждый ребёнок может свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Причин тому много: это могут быть ...

Развитие связной речи у старших дошкольников
Последовательное составление предложений с опорой на картинный материал....

Развитие связной речи у старших дошкольников
Рекомендации для родителей заинтересованных в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста....

Развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР с использованием лепки
Исследовательская работа педагога к защите диплома "Развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР с использованием лепки" с дельнейшим приминением на практике...

Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Первостепенной задачей в логопедической работе представляет собой развитие связной речи. Связное высказывание является развёрнутым изложением определённого содержания, которое осуществляется логично, ...

Программа по коррекции и развитию связной речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи "Театральный логочас"
Программа составлена с целью коррекции и развития связной речи детей с тяжёлыми нарушениями речи средствами театральной деятельности...
