"Развитие связной речи у старших дошкольников: как помочь будущему первокласснику"
консультация (подготовительная группа)

Епифанова Марина Вячеславовна

Развитие связной речи у старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    Консультация для родителей

         «Развитие связной речи у старших дошкольников: как

                    помочь    будущему первокласснику»

Уважаемые родители!

Старший дошкольный возраст (5-7 лет) – это время бурного развития речи и главный период формирования готовности к школьному обучению. Одним из самых важных показателей этой готовности является связная речь – умение ребенка четко, логично и последовательно излагать свои мысли.

Что такое связная речь и почему она так важна?

Связная речь – это не просто умение говорить фразами. Это:

· Умение рассказывать: пересказать просмотренный мультфильм или прочитанную сказку.
· Умение описывать: подробно охарактеризовать предмет, игрушку или картину.
· Умение рассуждать: высказать свое мнение, привести аргументы, построить логическую цепочку (например, «Я надел шапку, потому что на улице холодно»).

Без развитой связной речи ребенку будет трудно:

· Отвечать на уроке полным ответом.
· Понимать условия задач.
· Общаться со сверстниками и учителем.
· Осваивать грамоту и письмо.

Какой должна быть речь ребенка к 7 годам?

К концу дошкольного детства речь вашего ребенка должна быть:

1. Логичной и последовательной. Он может составить рассказ по серии картинок, не нарушая последовательности событий.
2. Грамматически правильной. Ребенок правильно согласовывает слова в предложении (например, «пять карандашей», а не «пять карандашов»).
3. Развернутой. Он использует не только простые, но и сложные предложения.
4. Выразительной. В речи появляются синонимы, антонимы, образные выражения.

Практические советы: как вы можете помочь своему ребенку?

Развитие речи – это не скучные уроки, а увлекательное общение и игры. Вот что вы можете делать ежедневно:

1. Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы.

· Избегайте односложных вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет».
· Вместо: «Тебе понравился мультик?»
· Спросите: «Расскажи, что самое интересное произошло в мультике? Как ты думаешь, почему главный герой так поступил? А что бы ты сделал на его месте?»

2. Читайте вместе и обсуждайте прочитанное.

· После чтения сказки или рассказа задавайте вопросы: «Кто главные герои? С чего все началось? Что случилось потом? Чем все закончилось? Почему персонаж поступил именно так?»
· Предложите придумать другое окончание истории.

3. Играйте в словесные игры.

· «Что будет, если...?» (развитие логики и фантазии): «Что будет, если исчезнут все дороги?» или «Что будет, если животные начнут говорить?»
· «Объясни слово»: Попросите ребенка объяснить значение слова, не называя его (например, «холодильник – это большой белый шкаф, в котором еда остается холодной и не портится»).
· «Сочини историю»: Начните рассказ («Жил-был маленький щенок...»), а ребенок пусть продолжит. По очереди добавляйте по одному предложению.

4. Учите составлять рассказы по картинкам.

· Используйте серии сюжетных картинок (как комиксы). Разложите их по порядку и попросите составить рассказ. Это прекрасно учит видеть причинно-следственные связи.

5. Стимулируйте монолог.

· Попросите ребенка рассказать папе или бабушке о том, как прошел его день в детском саду, что он видел на прогулке. Помогите наводящими вопросами: «А с кем ты играл? А во что?»

6. Обогащайте словарный запас.

· Обращайте внимание на новые слова, объясняйте их значение. Говорите с ребенком синонимами («смелый – храбрый, отважный») и антонимами («горячий – холодный»).

Чего следует избегать?

· Не торопите ребенка, дайте ему время сформулировать мысль.
· Не перебивайте и не заканчивайте фразу за него.
· Не критикуйте резко за ошибки. Лучше мягко поправить, повторив фразу правильно: «Ты хотел сказать "положил", молодец!»

Помните: вы – главный образец для подражания. Говорите с ребенком четко, грамотно и красиво. Ваше терпение, внимание и ежедневное общение – это самый надежный фундамент для успешного развития связной речи и будущих школьных побед вашего ребенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Основной целью методических рекомендаций по развитию связной речи  детей старшего дошкольного возраста является привлечение родителей к развитию связной речи у детей старшего дошкольного во...

Развитие связной речи у старших дошкольников с использованием национального регионального компонента

Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка здоровым, общительным, радостным. Но, к сожалению, не каждый ребёнок может свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Причин тому много: это могут быть ...

Развитие связной речи у старших дошкольников

Последовательное составление предложений с опорой на картинный материал....

Развитие связной речи у старших дошкольников

Рекомендации для родителей заинтересованных в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста....

Развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР с использованием лепки

Исследовательская работа педагога к защите диплома "Развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР с использованием лепки" с дельнейшим приминением на практике...

Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Первостепенной задачей в логопедической работе представляет собой развитие связной речи. Связное высказывание является развёрнутым изложением определённого содержания, которое осуществляется логично, ...

Программа по коррекции и развитию связной речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи "Театральный логочас"

Программа составлена с целью коррекции и развития связной речи детей с тяжёлыми нарушениями речи средствами театральной деятельности...