Игровые методы экологического образования
план-конспект занятия (младшая группа)

Угроза экологической катастрофы на фоне господства потребительской психологии в общественном сознании обуславливает необходимость экологического воспитания юного поколения. Экологический кризис во многом кризис мировоззренческий, духовно-нравственный, и поэтому выход из него связан с воспитанием у современных детей культуры взаимодействия с окружающей средой, которая, как показывает жизнь, у большинства из них находится на достаточно низком уровне:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_dlya_roditeley.docx267.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 «Ягодка»

ИНН 5250021570 КПП 525001001  БИК 042202001 ОГРН 1025201989955

ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской обл.

г.Н.Новгород лиц. счёт 40701810022021000044

607651 Нижегородская область, г. Кстово, ул. Школьная, д. 15-а

тел. (83145) 7-59-13, 7-49-13

сайт: http://yagodka17.caduk.ru/ e-mail: elochka_6@mail.ru

Конспект

Игровые методы экологического образования

Воспитатель: Илюшечкина А.О.

Кстово 2020 г.

Угроза экологической катастрофы на фоне господства потребительской психологии в общественном сознании обуславливает необходимость экологического воспитания юного поколения. Экологический кризис во многом кризис мировоззренческий, духовно-нравственный, и поэтому выход из него связан с воспитанием у современных детей культуры взаимодействия с окружающей средой, которая, как показывает жизнь, у большинства из них находится на достаточно низком уровне:

  • полезные эмпирические наблюдения нередко сосуществуют с потребительским, безграмотным отношением к природе;
  • общая информированность учащихся об экологических бедствиях сочетается с пренебрежением элементарными правилами безопасного поведения;
  • знания о необходимости охраны окружающей среды зачастую соседствует с отчужденностью от нее из-за разрастающейся урбанизации и губительных ее последствиях.

Восприятие природы в целом ограничивается, как правило, представлениями о ней лишь как об объекте антропогенного воздействия, а нравственно-эстетическое отношение к ней отсутствует.

Экологическое образование и воспитание

Под экологическим образованием подразумевается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности.

Главная задача и цель экологического воспитания – формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. В этом случае можно надеяться на то, что принимаемые законы по охране природы будут выполняться, а экологически вредные проекты отвергаться, какую бы прибыль они не приносили. Проблема охраны природы становится проблемой этики. Цель экологического воспитания детей должна включать бережное отношение человека к природе, раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей.

Экологическое воспитание - это не одно из направлений деятельности педагогов, а целостный процесс, охватывающий все аспекты развития ребенка в системе его отношений с природой, обществом и со своим внутренним миром. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать природу и быть истинно культурным человеком.

Конечная цель экологического воспитания - воспитание человека, ответственного перед природой, людьми и самим собой, осознающего свое место в мире и строящего свой образ жизни в соответствии с экологическими приоритетами; формирование экологической культуры, которая включает комплекс нравственно- этических норм и деятельностных принципов поведения во взаимоотношениях человека и природы, общества и человека.

Вопросы экологии тесно переплетаются с вопросами нравственного поведения и общей культуры человека. Путь к экологической компетентности – придание экологическим правилам нормы поведения каждого человека начиная с раннего детства. Сохранение жизни на земле невозможно без высоконравственного отношения людей друг к другу и к природе. Защита окружающей среды может оказаться абстрактным понятием, если не внушить ребенку простую и ясную мысль: мы должны любить деревья, луга, речки, всю природу – так, как мы любим нашу маму и друг друга, как любим саму жизнь. По существу, речь идет о формировании нового нравственного идеала человека, на добровольной основе меняющего свои потребности и принимающего на себя всю полноту ответственности за условия жизни других людей и всех видов живого вещества на земле. Возникает необходимость формирования новой модели образовательной системы, которая смогла бы найти выход из кризисного состояния, адаптировав к новой модели будущего цивилизованного развития, - модели устойчивого развития цивилизации, так как речь идет о выживании человечества и сохранении на планете Земля жизни как таковой. Экологическое образование, наряду с экономическим и правовым, становится основой выживания человечества, становления нового образа жизни, фундаментом экологического мировоззрения.

Современное экологическое образование реализует потребности общества в решении проблем выживания, охраны природной среды, а также ориентирует на созидание ключевых нравственных и других ценностей цивилизации.

Функции экологического образования

Экологическое образование несет в себе ряд функций:

Образовательная функция – формирование представлений о природе, человеке и обществе, ориентировка в естественнонаучных, обществоведческих исторических понятиях;

Развивающая функция – осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое личностное развитие школьника;

Воспитывающая функция – социализация ребенка, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир и правильного отношения к природе и результатам труда людей; формирование экологической культуры.

Воспитание экологической культуры - долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, восприятие красоты природы, бережное отношение к предметам рукотворного мира — вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности ребенка. Знания, умения и отношения — основное содержание экологического воспитания и образования.

Дети младшего возраста, прежде всего, воспринимают окружающий мир в игровой деятельности. Этот возраст — начальная ступень формирования осознанного отношения к растениям, животным, предметам, к себе, как части природы.

В дошкольном возрасте закладываются лишь предпосылки экологической культуры, любви ко всему живому, и эту любовь в дальнейшем развивает педагог в школе, родители дома.

На уровне начального экологического образования педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование у ребенка элементарных научных и эмоционально-образных представлений о взаимосвязях человека и окружающей его среды; освоение младшими школьниками нравственных ограничений и предписаний по отношению к окружающей его среде, приобретение начального опыта экологически грамотного взаимодействия с природной средой.

Выдвигаемая цель достигается в процессе решения следующих задач:

  • воспитание экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений и т. д.) и отношений;
  • развитие личной ответственности за состояние окружающей среды, проявляющейся в умении принимать грамотные решения в ситуациях выбора.

Игровая деятельность по-прежнему остается приоритетной, наиболее легко воспринимаемой детьми.

В старшем школьном возрасте основной установкой экологического образования должно являться:

  • получение знаний и навыков в области общей и практической экологии,
  • переосмысление мировоззренческих, культурных ориентиров обучающихся,
  • становление целостной личности.

Включение игровых технологий в работу с подростками, делает ее наиболее интересной, мотивированной, а, значит, более успешной.

В последние годы проявляется тенденция рассмотрения экологического воспитания как одного из важнейших аспектов социализации личности. Выделяются следующие задачи для достижения этой цели:

  • формирование умения осуществлять различные роли, без которых невозможно взаимодействие человека и природы, безболезненное и неопасное для обеих сторон;
  • развитие определенных оценочных суждений, норм и социально значимых мотивов поведения;
  • формирование «критического» мышления, умения предвидеть последствия своего поведения.

Несмотря на чрезвычайно большие воспитательные возможности, заложенные в игре, в практике школьного экологического воспитания и образования она используется редко. Первой причиной может быть неспособность большинства педагогов участвовать в игре с детьми на равных, расстаться с позицией учитель и принять на себя роль партнера в игре. Вторая причина кроется в небольшом количестве специально составленных сценариев игр и игровых занятий экологического содержания.

Наиболее эффективными возможностями для реализации экологического образования обладает система дополнительного образования детей, так как в ней существует возможность самостоятельного свободного выбора образовательного пути и развития собственных познавательных интересов на основе практической и творческой деятельности.

  1. Роль игровых технологий в экологическом образовании.

Термин «Технология» имеет несколько значений:

  • наука (изучающая способы эффективной организации и выполнения целевых процессов в определенной сфере деятельности);
  • учебный предмет (урок «Технология»);
  • способ выполнения определенных работ, действий, использующий определенные средства (использование игры как средство – игровая технология);
  • способы, приемы, правила, используемые в конкретных работах;
  • последовательность действий (этапов работ, операций) согласованная со средствами и способами их выполнения – технологический процесс, приводящая к достижению поставленной цели.

Под игровыми технологиями в образовании подразумевается:

  • технология (процесс) проведения конкретной игры;
  • технология проведения группы игр или игровых программ;
  • применение игры в других различных видах деятельности.

В современной концепции экологического воспитания и образования дошкольников и младших школьников основополагающее значение имеют игровые занятия по экологии, в которых используются активные методы обучения детей.

Место и роль игровых занятий по экологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом целей и задач игры. Выделяют несколько наиболее важных функций игровых занятий по экологии:

  1. Функция самореализации.

Она важна как сфера реализации ребенком себя как личности. Процесс игровых занятий — это пространство самореализации, раскрытие проблем человека.

  1. Коммуникативная функция.

Игровые занятия по экологии вводят ребенка в контексте сложнейших человеческих взаимоотношений, взаимопониманий, взаимоуступок.

  1. Терапевтическая функция.

Игровые занятия могут и должны быть использованы для преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в процессе общения с окружающим миром, в том числе и с природой. Именно практика реальных отношений с природой приводит к терапевтическому эффекту.

  1. Социокультурное назначение игровых занятий.

Игра — сильнейшее средство социализации ребенка, через игру ребенок усваивает богатство культуры, духовные ценности, накопленные в обществе.

  1. Развлекательная функция игровых занятий.

Развлекательная функция игровых занятий по экологии связана с созданием комфорта, благоприятной атмосферой, с реализацией уровня притязаний личности.

  1. Диагностическая функция игры.

Игра обладает предсказательностью: индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений, познавательных и творческих, и это особое «поле самовыражения».

  1. Функция коррекции в игре.

Коррекционные игры способны оказать помощь детям с отклоняющимся поведением, то есть способны помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию.

Исходя из вышесказанного, игровые занятия по экологии решают ряд важнейших задач:

  • они способствуют общему развитию ребенка;
  • приобщают ребенка к миру природы;
  • являются плодотворной формой обучения младших школьников жизненно важным умениям, необходимым для охраны природы;
  • знакомят ребенка с широким спектром экологической деятельности;
  • являются профессиональной формой эколого-педагогического тренинга, а также эффективным способом формирования товарищества и дружбы между детьми.

При организации игровых занятий по экологии, педагог руководствуется следующими принципами:

  • принцип развития игровой динамики;
  • принцип отсутствия принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;
  • принцип поддержания игровой атмосферы;
  • принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности (для учителя важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей);
  • принцип перехода от простейших игр к сложным игровым формам; логика этого перехода связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил — от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания — к игровой инициативе.

Экологическая деятельность младших школьников проходит преимущественно в игровой, занимательной форме. Во-первых, дети этого возраста — недавние дошкольники, и игра занимает существенное место в их жизни. А во-вторых, небольшой объем знаний о природе не способствует серьезной познавательной деятельности в экологическом воспитании, и она требует яркого игрового оформления. Именно через игру формируется позитивное отношение к окружающему миру, формируются положительные чувства и эмоции. Получение детьми знаний о природе и овладение способами их реализации в игре — смыкают игровую деятельность с экологическим воспитанием младших школьников.

Игровые занятия по экологии способствуют формированию у детей и подростков экологических представлений о взаимосвязи и полезности всех природных объектов, о непрерывности жизни, ее сложности, уникальности, хрупкости. При работе с подростками и детьми старшего возраста игровые технологии на уроках и внешкольных занятиях также могут активно использоваться с учетом возрастных особенностей.

Формы игровых технологий, применяемые в экологическом образовании; экологические занятия

Формы игровых технологий, которые применяются в экологическом образовании, разнообразны и многочисленны. По содержанию, методике и технологии проведения игровых занятий по экологии можно выделить несколько форм: познавательные экологические занятия с элементами игры, ролевые игры, сценарии экологических мероприятий (акций), праздники, КВН, брейн-ринги, конкурсы, игры-путешествия, викторины, игровые конкурсные программы, инсценировки, игры-практикумы, экологические опыты, эколого-психологические тренинги и многое другое.

Игровые занятия

Проведение игровых занятий по экологии предполагает также последовательное осуществление следующих этапов:

  1. Проектирование педагогом проблемных ситуаций: определение цели, содержания, методов и средств, состава творческих групп.
  2. Постановка проблемы.
  3. Работа с творческими микрогруппами — реализация программы коллективной мыслительной деятельности; выражение индивидуальной позиции.
  4. Общее обсуждение, защита позиций каждой группы.
  5. Организация рефлексии. Анализ познавательной и коммуникативной деятельности каждого участника, группы в целом. Педагог анализирует наблюдаемые занятия, опираясь при этом на модифицированную методику анализа данных игровых занятий.

Содержанием игровых занятий выступают:

  • ценностные отношения детей к окружающему миру (к природе, к себе, к окружающим);
  • умения детей взаимодействовать с природой;
  • знания о природе;
  • способы деятельности человека в природе;
  • способы охраны природы;
  • здоровьесберегающие технологии.

В методической литературе существуют несколько вариантов проведения игровых занятий по экологии:

1.Такие занятия можно представить как алгоритм творческого усилия педагога.

На первом этапе определяется содержание игрового занятия и формулируется в четком виде основная идея.

На втором этапе рассматриваются последовательно вариации реального событийного проявления данной идеи.

Третий этап предполагает создание такого явления, как психологическое заражение: эмоциональный накал.

На четвертом этапе обозначается название игры: оно должно быть легким, простым, запоминающимся.

На следующем этапе происходит распределение функций в групповой деятельности, согласно с индивидуальными склонностями и интересами.

И, наконец, разрабатывается реквизит игры.

2.Игровое занятие по экологии можно представить в виде таблицы:

3.Игровое занятие по экологии — в виде схемы.

Экологическая игра

hello_html_6825cb0d.gif

hello_html_m5acbb053.gif

Познавательная цельhello_html_m1be8e481.gif

Воспитательная цельhello_html_75315c28.gif

Способы действия в природе

Способы сотрудничества, общения, отношения к природе

Педагог разрабатывает игровые занятия по экологии и использует игру как средство воспитания, следовательно, содержание таких занятий отражает содержание экологического воспитания и образования.

Познавательные экологические занятия с элементами игры экологического характера проводятся непосредственно в природе или в помещении. Эти игры развивают наблюдательность, память, образное мышление, воображение. Условно можно выделить несколько типов познавательных экологических занятий:

Игры-беседы (диалоги). Наиболее часто их применяют при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. В основе игры-беседы лежит общение педагогов и детей друг с другом. Это общение носит особый характер игрового обучения и игровой деятельности учащихся. В игре-беседе педагог часто сообщает информацию, задает вопросы не от собственного лица, а от лица близкого персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость ребенка. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то.

Игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры-предположения (диспуты). Они основаны на допущении какой-либо ситуации, вводимой вопросами «Что было бы?..» или «Что бы я сделал?..», «Как я могу помочь?..».

Игры-конкурсы, игры-состязания основаны на такой особенности детей, как желание постоянно сравнивать себя с другими, соперничать, что заложено в детской природе. Игры-конкурсы построены на соревновательности, состязательности в области познания. Они требуют смекалки, интеллектуальных знаний, выходящих за пределы школьной программы. В них есть и победители, и побежденные. В любом случае выигрыш или проигрыш в игре стимулирует познавательную активность ребенка. Ценность таких игр — командное участие. Особенно любят работать в группах младшие школьники, и их надо учить совместной умственной работе.

Игры-путешествия, реальные и воображаемые, отличаются интересным сюжетом: это исследование какого-либо объекта, явления, области знаний, построенных на «передвижении» детей во времени и пространстве. Такие игровые занятия требуют самостоятельности и активности детей. Готовясь к ним, дети больше работают с книгой, научно-познавательной литературой, ищут нужный материал, формулируют вопросы. Главное в игре-путешествии - познание, а не соревнование.

Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании детей

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка [2].

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослых. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре [8].

В формировании у детей эмоционального отношения к природе воспитатель использует многие виды игр. С малышами проводит очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях [7].

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения, - ребенок учится, играя [6].

Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи [3]. В своей практике воспитатели прибегали к помощи сказочного героя - Гриба-лесовика, в наряд которого переодевался педагог. При помощи сказочного героя можно провести любую игру, например "Грибная полянка", "Осенний лес", "Построй домик животному", "Приготовь лекарство" и т. д. (приложение 1). Игру можно оформить и музыкальным сопровождением. Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания.

Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.

На занятиях по физической культуре обучение детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводится в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т.д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т.д. (приложение 2).

Знания, полученные на занятиях в виде игры, дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными [9].

Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании. Игровая обучающая ситуация

Сюжетная игра - это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. В этих событиях действуют люди или персонажи произведений. Исследованиями педагогов и психологов выявлена структура сюжетно-ролевой игры, включающая такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, роли, ролевые слова и действия, игровые действия с атрибутами и игрушками [4].

В развитой форме самостоятельной игровой деятельности старших дошкольников все эти элементы функционально взаимосвязаны в едином игровом процессе. Главное условие игры - наличие у детей знаний о той или другой стороне действительности, о деятельности людей в ней, их конкретно-ситуативном поведении. Эти знания (или знание литературного произведения), служат источником построения сюжета игры, осуществления ролей, ролевых отношений. Можно выделить две формы сюжетно-ролевых игр: игры самостоятельные и игры, организуемые воспитателем, проходящие под его руководством. Широкое использование в педагогическом процессе последних обеспечивает развитие первых [5].

Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).

ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра [5]. Ее характеризуют следующие моменты:

- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

- в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

- игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

- воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Можно выделить несколько видов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами

Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.). Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи, фигурки героев сказки Дж.Родари «Приключения Чиполлино» [5].

Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. Маленьким детям можно показать главные отличия игрушки-предмета от живого животного, если организовать одновременное их восприятие и сопоставление. С помощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях.

Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе. В отдельных случаях игрушку-аналог целесообразно демонстрировать до знакомства с животным. Это относится к некоторым млекопитающим (кошка, собака, кролик и др.), которые вызывают у детей яркие и сильные эмоции, желание общаться с ними - обычная игрушка на их фоне блекнет. Соперничать с ними может только интересно сконструированная заводная игрушка, которая воспроизводит элементы поведения (например, собака, которая продвигается вперед, виляет хвостом, лает, поднимается на задние лапы). Анализ такого сопоставления, несомненно, вызовет интерес у старших дошкольников, поможет им глубже понять специфику живого.

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям [5]. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные Герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.

Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много - это прежде всего народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба» «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» и др. С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи ознакомления детей с природой, выработки у них необходимых навыков.

Каждая отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактическую задачу с помощью литературного персонажа его вопросов, высказываний, советов, предложений и различных игровых действий. Воспитателю при разработке ИОС следует помнить, что все слова и действия куклы должны соответствовать ее литературной биографии; в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении. Рассмотрим некоторых персонажей сказок, которых можно использовать для построения ИОС.

Таким образом, литературный герой, привнесенный в педагогический процесс, - это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает детей, а персонаж с определенным характером и формой выражения, решающий дидактические задачи. Детям он интересен тем, что в совершенно новой ситуации проявляет свои типичные особенности, т.е. действует в своем «амплуа», и взаимодействует непосредственно с ними.

Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака. В первом случае воспитатель ставит задачу косвенного обучения детей - устами персонажа сообщает новые сведения, учит правилам поведения (например, так, как это делает доктор Айболит). Во втором случае воспитатель ставит задачу закрепления материала, уточнения и актуализации имеющихся у детей представлений о природе [3;5;6].

Еще одно обстоятельство имеет принципиальное значение. В традиционном занятии воспитатель всегда «над детьми»: он задает вопросы, поучает, рассказывает, объясняет - он взрослый и умнее детей. При использовании персонажа-простачка (например, Незнайки), который проявляет полную неосведомленность в событиях, статус детей меняется: уже «не воспитатель над ними», а «они стоят над куклой»: учат ее, поправляют, сообщают то, что сами знают.

Такое соотношение позиций в ИОС придает дошкольникам уверенность, они обретают авторитет в своих собственных глазах. Действует сильная игровая мотивация, и дети не берут в расчет, что за Незнайку говорит воспитатель: они во власти игровой ситуации, а потому уверенно и пространно высказываются, дополняют, объясняют и тем самым упражняются в применении своих знаний, уточняют и закрепляют их. Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии - это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации [3;5;6].

Игровые обучающие ситуации типа путешествий

Еще один тип ИОС имеет значение в реализации игры как метода экологического воспитания детей. Путешествия в данном случае - это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия [5], Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре "роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой), которую исполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.

В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Чтобы игра была полноценной и через нее воспитатель смог реализовать поставленные дидактические задачи, он тщательно продумывает свою роль (слова для контакта с посетителями, содержательные сообщения, возможные игровые и ролевые действия). Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в котором она протекает (зимнего заснеженного леса, летнего леса с завалами или болотистыми местами, жаркой пустыни, арктических льдов).

Обучение с использованием игр-путешествий может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени - это не опасно, так как качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект [3;5].

Вывод

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

При использовании игр и игровых ситуаций на занятиях по экологии дети более внимательные. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Литература

1.Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42.

2.Игра дошкольника. / Под редакцией кандидата психологических наук С.Л. Новоселовой, М.: Просвещение, 1989. – 188 с.

3.Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.

4.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. – 336с.

5.Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гном и Д, 2005. – 128 с.

6.Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40-49.

7.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432с.

8.Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с.: ил.

9.Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба и игра: Природоведение. Ярославль: Академия развития, 1997. – 164 с.

10.http://www.eco.nw.ru/lib/data/06/5/030506.htm, Никитина Т.Б.

11.http://www.eco.nw.ru/lib/data/06/6/150606.htm, Алексеева М.М., Баластаева Н.В.

12.“Я познаю мир”. Энциклопедическая серия. Том. «Экология». Изд. АСТ. 1997 г., 450 с.

Приложение

Примеры некоторых игровых

технологий для детей дошкольного возраста.

«Что было бы, если из леса исчезли …?»

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых, - что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

«Где что зреет?»

Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Ход игры: на магнитной доске прикрепляются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений (например, листья крыжовника, а плоды груши). Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Узнай и назови»

Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения, я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете; назовите место, где растёт (болото, луг, овраг); и наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом; подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета; крапиву – весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей).

«Да – нет»

На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.

«Чудесный мешочек»

В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

«Четвёртый лишний»

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний».

  • Заяц, ёж, лиса, шмель;
  • Трясогузка, паук, скворец, сорока;
  • Бабочка, стрекоза, енот, пчела;
  • Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
  • Пчела, стрекоза, енот, пчела;
  • Кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
  • Таракан, муха, пчела, майский жук;
  • Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
  • Лягушка, комар, жук, бабочка;
  • Стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

«Игра в слова»

Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).

Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, летающий цветок, соты, жужжит, хвоинки, чемпион по прыжкам, пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.).

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя (Звучит музыка, напоминающая дождь). Воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.
Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (
Музыка). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать. Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (капельки составят ручей, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

«Птицы, рыбы, звери»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться.
Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Цепочка»

У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

«Кто где живёт»

У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

«Летает, плавает, бегает»

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эксперимент как метод экологического образования в старшем дошкольном возрасте

Эксперимент как метод экологического образования детей старшего дошкольного возраста»СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3 ГЛАВА IТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭКОЛОГИ...

Выступление на педагогическом совете Тема: «Методы экологического образования детей дошкольного возраста»

В основе методики диагностики экологических знаний старших дошкольников лежит идея о том, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает формирование осознанно-правильного отноше...

Методы экологического образования в детском саду

    На современном этапе развития общества экологические проблемы выходят на передний план, диктуют необходимость проведения интенсивной просвещенческой работы по формированию экол...

Формы и методы экологического образования в детском саду

Экологические проблемы — это не только результат загрязнения окружаю­щей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия дефицита экологического сознания. Формирование экологического созн...

Наблюдение как ведущий метод экологического образования дошкольников.

В процессе формирования наблюдательности дети учатся видеть, замечать предметы и явления окружающей действительности во всем их многообразии, богатстве свойств и качеств, связей и отношений. Развитие ...

Наблюдение как метод экологического образования дошкольников

В основу организационно-педагогической системы наблюдений для старших дошкольников положены основные компоненты деятельности, они и явились компонентами системы: мотивационно-целевой, содержательный, ...

Экспериментирование как метод экологического образования детей младшего дошкольного возраста.

Экспериментирование как метод экологического образования детей младшего дошкольного возраста....