Игры для развития речевых навыков у старших дошкольников.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Башнина Юлия Анатольевна

 Всем известно, что игра для дошкольника  – основной (и любимый) вид деятельности. Именно играя, ребенок учится и развивается.

Речевые навыки – не исключение. Научить ребенка говорить и слушать, обогатить его словарный запас, научить выражать свои мысли, желания, аргументировать, развить коммуникативные навыки (так необходимые в жизни!) можно с помощью словесных игр.

Предлагаемые ниже игры развивают не только речевые навыки. Играя в них вместе с ребенком, вы поможете ему развить внимание, память, воображение, научите рассуждать и анализировать.

Такие игры универсальны: они не требуют специальной подготоки и играть в них можно в любом месте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivaem_rechevye_navyki.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития речи у дошкольников.

  Для дошкольника игра – основной вид деятельности. Именно играя, ребенок учится и развивается. Речевые навыки – не исключение. Научить ребенка говорить и слушать, обогатить его словарный запас, научить выражать свои мысли, желания, аргументировать, развить коммуникативные навыки (так необходимые в жизни!) можно с помощью словесных игр.

Предлагаемые ниже игры развивают не только речевые навыки. Играя в них вместе с ребенком, вы поможете ему развить внимание, память, воображение, научите рассуждать и анализировать.

 

 Такие игры универсальны – играть можно когда угодно и где угодно.

Кроме того, отличный повод посмеяться вместе с ребёнком и хорошо и с пользой провести время.  

1. «Тройная чепуха»

 Наверно, все помнят знаменитую скороговорку: “Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто!» Попробуйте сочинить подобную фразу сами.
Вместе с ребенком выбираете любую букву и придумывайте  на эту букву смешную фразу из трех (и более) слов.
Например, красный кот крутил клубок; суровый сыч смеялся и т.п.

2. «Какой?»

 Выбираете любой предмет и описываете его, отвечая на вопрос «Какой?».

Например, машина – какая? Металлическая, быстрая, красная, грузовая и т.п. Называйте признаки по очереди, кто назовет последним – считается выигравшим.

3.«Полслова»

 

В этой игре нужно додумывать слова, которые начинаются с первого слога, придуманного другим игроком. Сначала начинает взрослый.

Например:

 - Я иду по улице и вижу ло...

- Лошадь!

- Она играет на ви...

- Виолончели.

Так у вас может получиться целый забавный рассказ, а ребенок тем временем узнает много новых слов. В дальнейшем можно меняться ролями.

4. Игра «Цепочка»

 Игра развивает не только речь, но и умение видеть ситуацию с разных сторон.

 Задайте ребенку вопрос, дождитесь его ответа, снова задайте вопрос, основываясь на ответе, и опять ждите, что скажет ребенок. Цепочка может быть настолько длинной, насколько хватит фантазии у ребенка.

 

 Например, вы спрашиваете, зачем мама ходит на работу? Ребенок отвечает - «зарабатывать деньги», вы – «а зачем зарабатывать деньги?», ребенок – «чтобы ездить на море» - «а зачем ездить на море?» и так далее.

Потом можно поменяться ролями – пусть ребенок задает вопросы вам.

5. «Пошла мама в магазин»

 «Пошла мама в игрушечный магазин и купила что-то на букву «К», - говорите вы ребенку. Ребенок должен угадать, что это.
Например, вы загадали «кубики»:

- Куклу? – спрашивает ребенок.

- Нет, у этого нет глаз. – отвечаете вы.

- Коляску?

- Нет, у этого нет колес.

И так далее.

Можно взять и любую другую тему, например, «Пошла мама на детскую площадку и увидела там что-то на букву «П». Когда ребенок хорошо усвоит правила игры, можно поменяться ролями.

6. «Что будет, если…?»

 Пофантазируйте вместе с ребенком – что будет, если, например, животные начнут разговаривать по-человечески?  Или все время будет только лето?    Тему можно выбрать любую. Не ограничивайте ребенка, пусть он озвучивает любые, самые невероятные версии.  
Будет здорово, если со временем ребенок  сам будет задавать тему.

7. «Что было потом?».

 Выберите любую знакомую ребенку сказку и предложите ему придумать продолжение. Что было после того, как мышка помогла вытащить репку?

Может быть, лиса все-таки не съела колобка? Как жили звери в новом теремке?

8. Сочиняем сказку.

 Сочините собственную сказку. Взрослый начинает, ребенок продолжают. Говорите по одному предложению, по очереди.

Вы можете выбрать тему или ничем себя не ограничивать.

9. «Фантастическое вычитание» Джанни Родари.

  Попробуйте мысленно убрать из сказки что-то, что существует на свете. «Однажды Зебра проснулась без черных полосок на шерстке…», «Проснулась утром Маша, а солнца на небе – нет и нет…»

10. «Стеклянный человечек» Джанни Родари.

 Придумайте необычного героя и опишите его жизнь. Какой у него дом? Поведение? Друзья? В процессе описания вы с ребенком обязательно наткнетесь на интересную деталь, которая поможет развить сюжет.

Играйте с удовольствием!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дидактическая игра как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников."

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в старшем дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее раз...

Речевое творчество как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников

Развитие коммуникативных навыков посредством речевого творчества...

Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников через организацию режиссёрской игры "Зоопарк" старшая группа

Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольниковчерез организацию режиссёрской игры «ЗоопаркВид проекта: информационно-творческий, игровой, познавательныйСроки реализации проекта: долгоср...

Статья " Использование сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных навыков у старших дошкольников"

Статья " Использование сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных навыков у старших дошкольников"...

Буклет для родителей воспитанников старших и подготовительных групп "Игры на развитие речевых навыков".

Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и накопленную к концу дня усталость, предлагаю простые игры на развитие различных речевых навыков. Играть...

Сборник дидактических игр и материалов для развития речевых навыков детей старшего дошкольного возраста «С нами играй – речь развивай»

Данный сборник содержит множество универсальных игр, упражнений и заданий, направленных на развитие различных речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста. Большинство игр заинтересуют дошкол...