Беседа с родителями на тему: «Влияние мелкой моторики на умственное развитие детей»
консультация

Резанова Татьяна Анатольевна

На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Называется это мелкая моторика.Даже психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности: общей двигательной и ручной. Если моторика развивается нормально, то есть ребёнок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь и мозг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

      МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                                                                                   141613, Московская область,                    

                                                                                                   г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2

                                                                              тел.: 8(49624)2-35-95                                                                                                                                                                                    fediukina.nadejda2012@yandex.ru

      ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «АЛЕНУШКА»

Беседа с родителями на тему:

«Влияние мелкой моторики на умственное развитие детей»

Подготовила и провела

                                                                                   Резанова Татьяна Анатольевна

                                                                                             

        Октябрь  2019  год.

На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Называется это мелкая моторика.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали всё необходимое для жизни, лечили, учили и учились… По рукам судили о здоровье, о положении человека, его силе, энергичности, профессии, о характере, темпераменте. Не случайно в языке так много выражений связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», Рукой подать», «Как рукой сняло». Поэтому одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её « святая святых» — мозга. И если когда-то подобные выводы были эмпирическими, основывались на опыте и наблюдениях, то для современных нейрофизиологов, физиологов, психологов, взаимосвязь мозга и руки - аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов.

Даже психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности: общей двигательной и ручной. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. В настоящее время у большинства современных детей, в особенности у городских наблюдается слабое развитие моторики рук. Ещё 20 лет назад взрослым, а вместе с ними и детям большую часть домашней работы приходилось делать руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры и др. Сейчас многие операции за человека выполняют машины. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии ребёнка, особенно на развитии моторики рук. Если моторика развивается нормально, т.е. ребёнок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь и мозг. А если руки развиты недостаточно (ребёнок неправильно держит ложку, с трудом управляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребёнка. Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребёнка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, усидчивость и фантазия. Ещё один важнейший плюс в развитии мелкой моторики – творчество дарит ребёнку силы и уверенность в себе и в своих способностях. Что же делать, если вы обнаружили плохое развитие мелкой моторики руки у своего ребёнка? Необходимо набраться терпения и начать постепенно исправлять этот недостаток систематически, каждый день. В общем то полезны почти все действия, требующие работы рук и пальцев,  способствующие формированию мелкой моторики руки. Чтобы заинтересовать ребёнка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребёнка. Если ребёнка не увлекают развивающие пособия – предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

  • Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире.
  • Очищать крутые яйца.
  • Чистить мандарины.
  • Собирать с пола соринки.
  • Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
  • Помогать сматывать нитки или верёвку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать).
  • Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.
  • Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
  •  Помогать перебирать крупу.
  • Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
  •  Вытирать пыль, ничего не упуская.
  • Включать и выключать свет.
  •  Искать край скотча.
  • Отлеплять и прилеплять наклейки.
  • Перелистывать страницы книги.
  • Затачивать карандаши (точилкой).
  • Стирать нарисованные каракули ластиком.
  • Переливать жидкостей из одной ёмкости в другую.
  • Играть с мозаиками и пазлами.
  • Перебирать пуговички или других предметов по размеру.
  • Собирать конструкторы.
  • Опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.
  • Лепите вместе из пластилина.
  • Рисовать.
  • Держание карандашей и кисточек в руках – отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски.
  • Вырезать из бумаги разные фигурки.
  •  Моторику развивают и другие простые и привычные занятия – заплетание косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.
  • На прогулке строить из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки.
  • Крупный песок и камни развивают ладошки.
  •  Позовите ребёнка помочь вам по хозяйству – лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод – отличная альтернатива играм.
  • Покупайте мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками. Они предназначены как раз для развития детской мелкой моторики рук.
  •  Всегда играйте с игрушками разных объёмов, форм и размеров. 

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё до нашей эры в Китае. Игры с участием рук и пальцев приводит в гармоничное отношение тело и разум, поддерживает мозговые системы в оптимальном состоянии. Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фантазию. Установлено, что уровень умственного развития находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

            Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное — способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Влияние мелкой моторики на развитие речи

Рекомендации родителям о развитии мелкой моторики и её влиянии на речевое развитие детей....

Влияние мелкой моторики на умственное развитие ребёнка.

Полноценное развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, а именно в 3-6 летнем возрасте, очень важно, поскольку от этого зависят речевые навыки, успехи в обучении и социализация. От прим...

Семинар-практикум для родителей на тему: "Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей раннего возраста"

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: "Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев"...

Консультация для родителей на тему «Влияние мелкой моторики на речевое развитие детей с ОНР».

"Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать у детей с ОНР". Мы очень часто слышим выражение "мелкая моторика". Что же это такое?Мелкая моторика- это совокуп...

Опыт работы на тему: «Влияние мелкой моторики на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Актуальность данной проблематики заключается в том, что одним из навыков, который должен быть сформирован у детей к тому времени, когда они пойдут в школу – это развитие мелкой моторики, координ...