Консультация "В мире добрых, вежливых слов и поступков"
консультация

Чухина Марина Александровна

учим детей культуре поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_v_mire_dobryh_vezhlivyh_slov_i_postupkov.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «В мире добрых, вежливых слов и поступков»                                                      

                                        «Детям очень многое можно объяснить,

                                         
лишь бы объясняющий сам понимал

                                         
ясно предмет, о котором взялся говорить

                                         
с детьми и умел говорить человеческим языком».                                                          
                                                                                        (Чернышевский Н.Г.)                                                
Так ли необходимо ребенку быть вежливым?

Непосредственность любимого малыша забавна и умиляет большинство родителей.  Где грань, за чертой которой непосредственность малыша воспринимается как невоспитанность, которая иногда принимает форму настоящего хамства. Такой ребенок очень настороженно воспринимается обществом не только взрослых, но и сверстников. Ребенка не принимают в интересную игру,  с ним не хотят общаться. Такой ребенок с возрастом может оказаться изгоем.

Необходимо приучать ребенка к порядку, которого придерживается общество людей. Не мешайте ребенку быть самим собой в обществе, проявлять свои эмоции и непосредственность, но ненавязчиво своим примером знакомьте с правилами поведения в общественных местах. Учитесь вместе с ребенком умению объяснять спокойным добрым голосом, убедительной интонацией, очень вежливо, подбирая понятные ребенку слова (не заумную научную лексику, а обычные человеческие  доступные пониманию ребенка слова). 

Знакомство с правилами поведения в обществе происходит с первых шагов жизни ребенка. От того насколько хорошо он усвоил  эти правила поведения в детстве, т.е. осмыслил необходимость следовать им и значимость их для себя, зависит его уверенность в себе и принятие его обществом.

Объясните ребенку значение понятия  «общественное место»: много или несколько людей встречающихся или находящихся где-то вместе называются обществом. Например, в детском саду и в школе есть общество детей, а на работе мамы и папы – общества работников. Места, где собираются люди, называют общественными.

Общественные места - это:

- детские сады, школы, институты и другие учебные заведения;

- дом творчества, клубы по интересам, где взрослые и дети получают полезные навыки;

- кафе рестораны, где люди любят вкусно поесть;

- театры, кинотеатры, концертные залы, музеи;

- магазины, которые мы ежедневно посещаем;

- транспорт, в котором мы едем по городу или в отпуск;

- любые другие места работы, отдыха и т.п.

Конечно, сказанные вами слова-указания (замечания, объяснения) сразу не исправят привычного неправильного поведение вашего малыша, но семена разумного поведения упадут на благодатную почву, подготовленную вашим примером и/или доходчивым объяснением.

Например:

Ребенок во время прогулки не слушает вас и далеко убегает.

Можно сказать ему:

- Как ты далеко от нас убежал. Мы тебя потеряли из виду и испугались.

Играя, ребенок толкнул прохожего.

Мне показалось или нет, что, прыгая, на одной ножке ты толкнул бабушку и не извинился?

Ребенок кричит или громко разговаривает в общественном месте.

- У тебя командирский голос, как у настоящего военного. Вот только жаль, что из-за твоего громкого  голоса проснулся спящий в коляске малыш и заплакал.

У вашего малыша привычка бросать фантики от конфет под ноги или мимо урны.

- Смотри, как грязно на улице. Даже идти неприятно… Жалко, что люди не умеют пользоваться урнами для мусора.

На улице часто продают в палатках пирожки, мороженое и другие любимые лакомства ребенка. Естественно, ребенок во время прогулки может проголодаться. Не лишайте ребенка удовольствия съесть любимый продут, но объясните:

-  Неприятно смотреть на человека, жующего на улице, с едой в рот попадает уличная пыль и разные микробы. Поэтому люди считают, что есть на улице неприлично. Можно вкусно перекусить, уютно устроившись за столиком в кафе.

Если вы торопитесь и нужно обойти впереди идущих людей:

Идти по улице следует небольшими группами по два – три человека (учитывая ширину тротуара) по правой стороне (в России правостороннее движение), оставляя проход с левой стороны. Кстати, обходить прохожих обычно следует с левой стороны, при этом  необходимо вежливо попросить разрешения пройти. При необходимости следует уступить дорогу встречному пешеходу: как правило, уступает дорогу мужчина женщине, младший (по возрасту или положению) - старшему. При равных условиях – тот, кто лучше воспитан.

На улице не следует:

  • неожиданно резко поворачиваться назад, т.к. можно толкнуть идущих следом прохожих;
  • разговаривать слишком громко;
  • обсуждать внешний вид прохожих;
  • смотреть слишком пристально на окружающих, откровенно рассматривая их;
  • чихать, сморкаться или плевать на тротуар.

Если ребенок любит рассматривать витрины магазинов, рекламные щиты и вывески, научите его делать это, отойдя в сторону, не мешая прохожим.

Расскажите своему ребенку о том, что правила поведения нужно выполнять для того, чтобы не доставлять неудобств и неприятностей себе и окружающим вас людям.

Ребенка необходимо научить пользоваться добрыми, вежливыми словами.

Для тех родителей, которые хотят, чтобы их ребенку  уютно жилось в обществе людей.

Приветствия:

«Доброе утро» (день, вечер, ночь),

«Доброго здоровья»,

«Здравствуй (-те),

«Приветствую тебя (-Вас)»,

«Очень рад (-а) Вас (тебя) видеть»,

«Приятно снова Вас (тебя) видеть»,

«Рад (–а) встрече с Вами»,

«Рад (-а) приветствовать Вас (тебя)».

 
При расставании:

«Будьте здоровы»,

«Всего доброго»,

«Всего хорошего»,

«Доброй ночи (вечера, дня)»,

«Доброго пути»,

«Счастливого пути»,

«Удачной дороги»,

«До встречи»,

«До скорой встречи»,

«До новых встреч»,

«До свидания»,

«До скорого свидания»,

«Скоро увидимся»,

«Всего наилучшего»,

«Спокойной ночи»,

«Прощай (-те)»,

«Сладких снов»,

«Желаю всяческих благ»,

«Счастливого возвращения»,

«Надеюсь на скорую встречу»,

«Не скучай (-те), не грусти (-те) без меня».

Обсудите с ребенком, в каких случаях правильно  употребить то или иное выражение, добавьте свои варианты!


Слова благодарности, пожелания, поздравления:

Благодарность:

«Большое спасибо»,

«Спасибо»,

«Выражаю благодарность»,

«Вы мне очень помогли»,

«Я Вас (тебя) благодарю»,

«Примите благодарность»,

«Спасибо за добрые слова».

Пожелание, поздравление:

«Будь (-те) здоров (-вы)»,

«Удачного дня»,

«Счастья, мира и добра»,

«Приятного аппетита»,

«Приятного сна»,

«Спокойной ночи»,

«Интересно провести время»,

«Всего наилучшего»,

«Мои поздравления»,

«Всего самого хорошего»,

«Хороших выходных»,

«Веселых праздников»,

«Удачи во всем».

Общение по телефону:

«Алло», «Я вас слушаю»,

«Извините за беспокойство»,

«Можно Вас побеспокоить?»,

«Перезвоните, пожалуйста»,

«Вас не затруднит?»,

«Что я могу передать?»,

«Можно вас попросить?»,

«С удовольствием»,

«Спасибо, что позвонили»,

«Минуточку»,

«Кому надо перезвонить?»,

«Повторите, пожалуйста»,

«Всего хорошего»,

«Приятно с Вами побеседовать»,

«Рад Вас услышать»,

«Располагаете ли Вы временем?»,

«Есть ли у Вас минутка времени для беседы со мной?»,

«Обязательно выполню Вашу просьбу»,

«Позвоните, пожалуйста, завтра»,

«Оставьте ваше сообщение, я передам».

Чтобы ребёнку было легче принимать «взрослые правила» вежливости, кроме личного примера, играйте с ним в игры. Они сделают уроки вежливости для детей интересными и увлекательными!

Игра «Учим волшебные слова»

Обязательно расскажите, что означают вежливые слова. Выучите с ребёнком волшебные слова вежливости: добрый день, здравствуйте, до свидания, добрый вечер, доброго времени суток, привет. Расскажите, что люди разных народностей приветствую друг друга по-разному. Приведите пример. Этим вы закрепите уверенность ребёнка в том, что здороваться и прощаться принято у всех людей разных национальностей, что на всей планете существуют вежливые слова. Многократное повторение поможет вашему малышу не только узнать и запомнить, что нужно здороваться со всеми, кого увидел впервые: со взрослыми и своими товарищами, — но и сформирует привычку здороваться и прощаться.

Игра «Эхо»

Вы замечаете, что при моменте, когда взрослые ждут от ребёнка приветствия, он начинает прятаться за родителей, стесняться. В таком случае, нужна ваша помощь. Нужно помочь ребёнку преодолеть стеснительность. Перед тем, как войти, например, в класс, на занятие, в какое-то учреждение, договоритесь с ребёнком о том, что вы будете здороваться вместе. Обыграйте ситуацию, поиграйте в игру «Эхо». Мама говорит, ребёнок повторяет. Расскажите, что такое эхо. Часто бывает такое, когда ребёнок знает, что нужно поздороваться, но очень стесняется. Помогайте ему преодолевать робость, играя. Например, вы заходите в какое-то учреждение, сразу же включайтесь в игру. Тихим голосом, как настоящие заговорщики, скажите: « Трам-ра-ра, начинается игра. На счёт три, здороваемся вместе». Или: «Трам-хо-хо, играем в «Эхо». Ну-ка, быстренько играй, я начну, ты повторяй». Вы здороваетесь, а ребёнок повторяет. Продолжайте играть в «Эхо», используя слова прощания, благодарности и так далее.

Игра в «Игровые ситуации»

Используйте то, что нравится всем детям: потешки, песенки, пальчиковые игры, сказки, театрализацию (кукольный театр, разыгрывание сценок). Подходят также и ролевые игры. Разыграйте определённую жизненную ситуацию, например, такую: «Мы идём в кино». И в ходе игры здоровайтесь, благодарите, прощайтесь с людьми разного возраста.

Пальчиковая игра «К Соне гости прибежали»

К Соне гости прибежали,
(Бежим пальчиками по столу или по полу.)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй, Ира,
(Соединяем большой и указательные пальцы.)
Здравствуй, Жанна,
(Соединяем большой и средний пальцы.)
Рад всем Петя
(Соединяем большой и безымянный пальцы.)
И Снежана!
(Соединяем большой палец и мизинец.)
Не хотите ль пирожок?
(Ладошки складываем вместе.)
Может, коржик
(Показываем две открытые ладошки.)
Иль рожок?
(Кулачки ставим друг на дружку.)
Вот драже вам на дорожку
(Пальцем тычем в открытую ладошку.)
Вы берите понемножку.
(Несколько раз сгибаем ладошки в кулачки.)
Все стряхнули быстро крошки

И захлопали в ладошки!

Дорогие родители, помните, что самый действенный прием воспитания - это собственный пример родителей.  Ваш ребенок – это ваше зеркальное отражение.

Будьте вежливы!
Удачи в воспитании ваших детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Вежливые слова и поступки".

Краткосрочный проект направленный на воспитание в ребятах чувств лбви, сочувствия, взаимоуважения....

Интерактивная игра «Вежливые слова и поступки»

Интерактивная игра «Вежливые слова и поступки»  Можно   использовать как на занятиях по речевому этикету, так и в других режимных моментах....

Краткосрочный проект «Страна вежливых слов и поступков»

Первостепенной задачей в воспитании ребенка является формирование нравственных навыков поведения, что, несомненно, впоследствии перерастет в нравственные привычки.У детей ярко выражена способность к п...

«Страна вежливых слов и поступков»

laquo;Страна вежливых слов и поступков»Подготовила: воспитатель Нургалиева Анастасия Михайловна АктуальностьПервостепенной задачей в воспитании ребенка является формирование нравственных н...