Что же делать с непоседой…?
консультация (младшая группа)

Павленко Елена Александровна

Для него не интересен конструктор, его не заманить раскрасками и уроки в школе – это пытка. Он – непоседа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_zhe_delat_s_neposedoy.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что же делать с непоседой…?

Для него не интересен конструктор, его не заманить раскрасками и уроки в школе – это пытка. Он – непоседа. Шумный, забавный, надоедливый, неуправляемый, милый, в синяках и ссадинах… Исчерпывающая характеристика.

В каждом возрасте непоседливость ребёнка индивидуальна и выражается по-разному.

  • в год он долго не засыпает, долго не играет с одной игрушкой;
  • к двум годам он не может усидеть на одном месте, не может сосредоточиться на одном виде деятельности;
  • а когда в три – четыре года у ребёнка обнаруживают рассеянное внимание, стремление куда-нибудь бежать, у него констатируют гиперактивность.

Родителей годовалых детей можно условно разделить на две группы. Одни радуются растущей самостоятельности и первым шагам своего крохи. Другие же, преследуя по пятам маленького непоседу, с ностальгией вспоминают то время, когда малыш был более зависимым и менее подвижным. Еще через год и те, и другие, закатывая глаза и хватаясь за голову, рассказывают о проявлениях характера своего чада. Истерики, возмущенное «нет» в ответ на любое предложение и готовность добиться желаемого всеми способами — с такими трудностями сталкивается большинство родителей малышей в возрасте от двух до трёх лет.

В этот период ребенок часто расстраивается из-за неудачных попыток сделать что-либо самостоятельно, непонимания взрослыми его речи, а также проверяет прочность установленных границ. При этом дети крайне бурно проявляют эмоции и гораздо чаще говорят «нет», чем в другом возрасте. Ребенок только учится жить по правилам и справляться со своими чувствами. И его родителям очень важно знать, как себя вести, чтобы помочь малышу пережить это непростое время с минимальными потерями для собственной психики и максимальной пользой для развития крохи.

Непоседливых деток практически невозможно усадить за раскраску (хотя считается, что все дети любят рисовать) или за книжку. Когда родители хотят привлечь внимание ребёнка, чтобы позаниматься с ним, объяснить что-либо, им приходится идти на всевозможные хитрости, превращая занятия в целое представление. И это — обязательное условие любого занятия: мама и папам приходится выкручиваться в прямом смысле слова.

Как ни странно, но подсказанный подсознательно способ поведения является наиболее верным в родительском воспитании. Развлекая малыша подобными играми, вы не только развиваете его логические способности, но и постепенно приучаете работать по инструкции, играть по правилам, упорядочивать свою активность. Примерно так грудничка приучают к новому виду пищи: постепенно добавляли новый продукт к привычному рациону. В процессе обучения ребенка правило сохраняется: на 70% игрового материала должно приходиться 30% "упражнений для ума" хотя бы в начале обучения.

В излишней подвижности, если поискать, можно найти даже свои плюсы. Маленький непоседа с удовольствием будет показывать геометрические фигуры, буквы и цифры, используя свое тело, расшифровывать ваши знаки, выполняя наглядно-действенные инструкции ("принеси", "положи", "положи туда, где все игрушки", "положи туда, где игрушки начинаются на букву А"), а вместо совместного чтения участвовать в простых инсценировках.

Главное — найти к малышу подход, понять, что ему действительно по душе, и тогда, постепенно усложняя привычную и давно полюбившуюся малышу игру, можно привнести в нее элементы любой интеллектуальной задачи.

Итак, краткие правила работы с непоседой:

  • стремитесь двигаться за интересом ребенка, подключитесь к тому, что ему интересно (интересно гонять голубей, гоняйте их вместе, а со временем начните их считать, сортировать по цвету, размеру и т.д.);
  • постепенно упорядочивайте привычную ребенку забаву, внося в нее свои правила (пару дней гоняли голубей произвольно, а потом придумали гонять их только правой рукой, на следующий день — левой);
  • соблюдение правил должно поощряться таким способом, каким ребенку это будет понятно. Если вы пообещаете купить машинку, ребенок с одной стороны рискует привыкнуть к торгу за желаемое, с другой стороны подвижные дети обычно имеют "короткую" память, поэтому малыш может вовсе не связать появление машинки со своими успехами в пространственном ориентировании. А вот если вы эмоционально воскликните от изумления, обнимитесь, празднуя очередную интеллектуальную победу крохи, в его памяти надолго останется "ярокорек", связывающий получение положительных эмоций с выполнением ваших поручений;
  • неуклонно усложняйте подвижную игру, но не перегибайте палку. Непоседливые крохи не склонны долго ломать голову над выходом из проблемной ситуации, им по душе скорый результат, поэтому столкнувшись с трудностями, разрешение которых требует многоступенчатого анализа, к которому ребенком не привык, малыш скорее всего "даст задний ход" и тут же потеряет к забаве интерес.

С самого утра, еще находясь в постели, малыш наиболее расслаблен и склонен воспринимать новую информацию наиболее полно. Используем это время для интеллектуальной гимнастики:

Начиная каждое утро с повторения основных направлений (вперед, влево, вправо), ребенок в процессе веселой игры учится ориентироваться в пространстве собственного тела, считать движения. Если впоследствии вы предложите ему не просто отводить руки в стороны, а брать каждой игрушки, расположенные с той или иной стороны, малыш будет учиться ориентироваться в широком пространстве. Добавляя к заданиям инструкции "выбери и возьми круглый (самый маленький) предмет", "переложи только игрушки (посуду)" вы совершенствуете логические способности ребенка, знакомите его с понятием геометрическая форма, размер.

Как день начнешь, такой он и будет. Привыкнув с утра задумываться над тем, куда это он потянул руку, что ей взял, куда переложил, малыш захочет продолжить веселую игру, исследуя пространство. Помогите ему закрепить полученную полезную информацию, используя различные забавы.

Говорят, во время еды играть нельзя. Согласна. А вот до нее — вполне можно себе позволить. Поручите крохе поставить салатницу в центр стола, сложите стопочкой мисочки по уменьшению/уменьшению их размера, отнести и положить недостающую вилку в левом дальнем углу, раздать кусочки хлеба собравшимся за столом, ориентируясь на возраст (рост) домочадцев (папе — самый большой, маме — поменьше, себе — самый маленький).

Впрочем, играть можно начинать уже в ванной, приводя в порядок руки перед едой. Превращая посредством рифмы обычные процедуры в волшебные, сказочные, попробуйте предложить ребенку смыть грязь с ладошек, достав мыло из мыльницы определенной рукой.

А за обедом сосчитайте все кусочки сыра на блюде и попросите малыша взять тот кусочек, у которого самые крупные дырки (наибольшее их число):

Веселые стишки помогут в любой ситуации. Когда ваш малыш соберется на прогулку, возьмите за правило подсказывать ему порядок действий забавным четверостишьем, в процессе которого он познакомится с понятием "размер", "который по счету", научится сравнивать, считать на пальцах:

Полюбив выполнять веселые инструкции между делом, в рамках каждодневных режимных процедур, малыш может со временем сам предложить "потренировать" его. В это время старайтесь устроить задание таким образом, чтобы ребенок имел возможность взаимодействовать с привычными ему материалами в привычных ему ситуациях — так ему будет проще выделять признаки предметов и анализировать их.

Например, ребенок может сортировать в прихожей обувь по увеличению или уменьшению размера, формировать из ботинок ряд в определенной последовательности согласно нарисованному образцу из цветных кружочков, по аналогии (красный ботинок, черный, коричневый, и снова красный, черный, коричневый), сортировать по определенному признаку (размер, цвет, форма носика), составлять в ряд, пересчитывать и выбирать второй или девятый по счету.

Постепенно в рамках привычной игры просите ребенка присесть за стол. Чтобы "замаскировать" статику, сопровождайте ее период хлопками (так можно озвучить результат вычислений), топаньем ног (таким же сильным как топот больших папиных ботинок в прихожей или таким же тихим как топот маленьких детских босоножек), ловлей мяча (с последующим ответом на вопрос) и т.д.

Только не забудьте, что скучное занятие превращается в веселую игру ровно в тот момент, когда начинаются веселые превращения: материал для занятий — в волшебных героев, инструкции — в стихи и прибаутки, оценки — в объятия, а сам малыш — в героя и первооткрывателя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Что нам делать с непоседой?»

Конкретные рекомендации для педагогов и родителей пл воспитанию гиперактивных детей....

Что делать если ребенок непоседа

Какой непоседа!Мы нежно любим своих детей. Но не всегда нам нравится, как они ведут себя. Мы думаем : «Какое счастье – быть родителями!» - когда слышишь заливистый смех, когда они послушно чистят зубы...

Что нам делать с непоседой??!! (краткие советы)

Гиперактивный ребенок – это ребенок с повышенной энергетикой (вариант нормального развития, не требующий коррекции); с двигательной расторможенностью (нуждающийся в помощи специалистов)....

"Что нам делать с непоседой?"

Консультация для родителей, а так же для педагогов. Краткие рекомендации....

Консультация для педагогов и родителей: «Что нам делать с непоседой или, какой он, гиперактивный ребенок»

В консультации подрбно раскрыто понятия "синдром дефицита внимания и гиперактивности, раскрыты его основные характеристики, критерии, проявления на разных возрастных этапах, определены причины и ...

Буклет «ГРОМКИЙ НЕПОСЕДА или что делать с гиперактивными детьми?»

Двигательная активность, подвижность, любознательность являются характеристиками нормального развития ребенка. Но существует группа детей, у которых эти качества достигают патологического уровня. Таки...

Консультации для родителей. Если ваш ребенок непоседа, что делать?

Ребенок непоседа, в какие игры можно поиграть с ребенком, как научить ребенка правилам дорожного движения и другие важные темы...