Буклеты для родителей "Всё о слуховых аппаратах и не только", "Как научить ребенка слушать со слуховыми аппаратами"
методическая разработка

буклет для роителей детей с нарушениями слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_rod_det_s_nar_sluha.docx288.52 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей детей с нарушением слуха.

Все что необходимо знать о слуховых аппаратах и не только.

Разработала учитель – логопед Кишова В.В.

«ЦКР» г.о. Новокуйбышевск. 2012 г.

Как слышат звуки и речь люди с нарушенным слухом.

Главная проблема слухового восприятия большинства детей и взрослых с нарушениями слуха в том, что звуки слышатся тихими или не слышны совсем. Поэтому даже при небольших и средних потерях слуха (I и II степень) речь слышится неразборчиво. При III и IV степени и тем более при глухоте ребенок не слышит даже громкие звуки, если источник звука удален. Однако у таких людей есть и другие особенности восприятия звуков. У части детей с сенсоневральной тугоухостью повышена чувствительность к громким звукам, поэтому, хотя они не слышат тихих звуков, очень громкие звуки могут вызывать у них неприятные ощущения. Пациенты с сенсоневральной тугоухостью плохо слышат различия между звуками, что также ухудшает разборчивость речи («я слышу, но не понимаю»). Люди с нарушенным слухом плохо узнают голоса людей, медленно обрабатывают речь. Особенно трудно им понимать речь в шуме, помещениях с сильным отражением звуков и при общении с несколькими говорящими. Им также трудно определить, откуда идет звук. К счастью, большинству взрослых и детей с нарушенным слухом помогают слуховые аппараты.

Что такое слуховой аппарат, и самое главное о нем.

Слуховой аппарат (СА) — это устройство для усиления речи и других звуков. Самый распространенный тип слуховых аппаратов — заушина .Такие СА обычно используют дети. В СА-заушину входят: микрофон (он улавливает звуки и преобразует их в электрические сигналы); усилитель (усиливает сигналы); телефон (преобразует усиленные электрические сигналы обратно в звуки); элементы управления (служат для регулировки громкости и изменения настроек СА); батарейки или аккумуляторы (питают СА). В СА-заушине телефон, микрофон и усилитель расположены в пластмассовом корпусе, размещаемом за ухом ребенка. Усиленный звук из СА поступает в ухо через телефон, крючок, звукопроводящую трубку и ушной вкладыш.

На корпусе СА-заушины расположены регуляторы включения/выключения, уменьшения/усиления и переключения программ. Некоторые из них может регулировать пользователь, другие — только врач - слухопротезист. Эти регуляторы обычно спрятаны под специальной крышкой. Во многих современных СА выключение производится путем открывания крышки батарейного отсека. В программируемых и цифровых СА настрой-ка усиления

осуществляется с помощью компьютера. В некоторых современных моделях все регуляторы СА расположены на выносном пульте.

В корпусе СА-заушины есть аудио вход (обозначается символами «А» или «ВА1») — контакты, позволяющие с помощью специального шнура подключить к СА аудиоустройства — телевизор, приемник, плеер, выносной микрофон, приемник ФМ- системы. Аудио вход используется для подключения выносного микрофона во время занятий с сурдопедагогом, что помогает слушать передаваемые звуки и речь без внешнего шума и без ослабления звуков (особенно высоких) из-за расстояния.

Сейчас выпускают заушные СА для новорожденных: они имеют меньшие размеры и вес, в них спрятаны регуляторы для защиты от случайного переключения при движениях ребенка. Эти СА снабжены алгоритмами, которые предотвращают возникновение свиста (из-за обратной связи) при смещении ушного вкладыша и надевании СА на ухо ребенка и др.

СА-заушины предназначены для разных потерь слуха. В зависимости от максимального уровня усиления звука, который они могут обеспечить, СА этого типа бывают:

/ слабые СА —   предназначены для людей с I—II степенью тугоухости; / средней мощности — предназначены для людей со II—III степенью

тугоухости (усиление 40—60 дБ); / мощные СА — предназначены для людей с III—IV степенью тугоухости (усиление 60—70 дБ); / супермощные СА — предназначены для людей с IV степенью тугоухости и глухотой (усиление более 70 дБ). Чем более мощный СА, тем больше его размеры. В зависимости от того, как в СА преобразуются звуки, бывают:

- аналоговые СА — звуки преобразуются в электрические сигналы и затем усиливаются. Эти СА могут быть традиционными, автоматическими и программируемыми. В автоматических СА усиление автоматически меняется от уровня поступающих звуков: громкие звуки усиливаются меньше, чтобы не вызвать у человека неприятных ощущений. В программируемых СА параметры настройки контролируются вмонтированным микрочипом, настройка производится с помощью компьютера;

- цифровые СА — в них осуществляется цифровая обработка звуков, улучшающая качество речи, параметры настройки контролируются вмонтированным микрочипом, настройка производится с помощью компьютера. Сейчас это самые распространенные СА благодаря высокому качеству передаваемой речи, широким возможностям точной настройки в соответствии с индивидуальной аудиограммой, возможности компенсации слуховых потерь разной степени.

Кроме заушных СА есть еще карманные, внутриушные и имплантируемые СА (рис. 3.3).

Внутриушные СА у детей не используются по нескольким причинам. Во-первых, из-за мелких размеров ими сложнее манипулировать, дети могут их легко потерять, положить в рот. Во-вторых, у детей быстро меняются размеры слухового прохода, что требует частой замены корпуса слухового аппарата. В-третьих, у детей часто бывают отиты, что также затрудняет использование этих СА. Внутриушные СА дети с небольшими и средними потерями слуха могут носить в подростковом возрасте.

Имплантируемые СА располагаются в среднем ухе или в височной кости (рис. 3.4). Эти СА используют взрослые и дети старшего возраста с сенсоневральной и кондуктивной тугоухостью, если они по какой-то причине не могут носить СА-заушина или внутриушные. Например, дети с отсутствием ушной раковины. Эти СА рассчитаны на небольшие и средние потери слуха.

Питание слуховых аппаратов

Для работы слуховых аппаратов нужны специальные воздушно-цинковые батарейки или аккумуляторы. В СА-заушине используются 3 типа батарей:

«675» — самые большие и мощные, используются в мощных заушинах; «13», «312» — в небольших заушинах.

У детей желательно использовать воздушно-цинковые батареи. Они обеспечивают стабильные характеристики СА на протяжении всего времени работы, что особенно важно для цифровых и программируемых СА, и работают 3—3,5 недели.

Хотя аккумуляторы экономичны и используются в течение 1—2 лет при регулярной подзарядке, они имеют недостатки:

• аккумуляторы, особенно в мощных аппаратах, быстро «садятся» (иногда требуется до 2 аккумуляторов в день), значит, падает напряжение, а с ним уменьшается и усиление слухового аппарата, т. е. звук ослабляется. В результате электрическое питание аппарата в течение дня то уменьшается, то увеличивается, что вредно как для аппарата, так и для слуха;

• напряжение в аккумуляторе в процессе эксплуатации СА непрерывно понижается. Бывают случаи протечки электролита из аккумулятора, что может испортить СА;

• нельзя оставлять заряженные аккумуляторы в зарядном устройстве — они самопроизвольно разряжаются. Установка заряженных аккумуляторов в СА должна быть бережной, иначе можно испортить корпус СА и потребуется дорогостоящий ремонт.

Проверка зарядки батарей или аккумулятора СА

При уменьшении зарядки батарей звук становится тише, появляется шум, искажения. Взрослые пациенты замечают это сами.

У детей это проверяют родители или сурдопедагог. Надо поднести СА к уху и послушать звучание своего голоса и/или поднести вкладыш с трубочкой к микрофону. Признак плохих батарей — искажение голоса или отсутствие свиста при поднесении трубочки к микрофону.

Батареи нужно сразу заменить на новые — ребенок должен все время хорошо слышать. ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО!

В некоторых современных моделях СА есть индикаторы разрядки батарей.

Что такое ушной вкладыш

Ушной вкладыш — это приспособление к СА, которое располагается в наружном слуховом проходе. Система ушного вкладыша «заушина» включает, кроме самого вкладыша, трубку и крючок (рожок), которые соединяют СА и вкладыш.

Что делает ушной вкладыш:

• передает звук от СА к барабанной перепонке;

• фиксирует СА за ухом ребенка;

• улучшает звучание речи;

• предотвращает возникновение свиста СА (при обратной связи);

• у детей используется также для фиксации кохлеарного импланта.

Существуют стандартные (по форме напоминают маленький гриб, их так и называют — «грибок») и индивидуально изготовленные вкладыши

I:\555\3.jpg

Только индивидуально изготовленный вкладыш по размеру и форме может точно соответствовать слуховому проходу ребенка. Это необходимо, чтобы не вызывать у ребенка неприятных или болезненных ощущений и обеспечить плотное расположение в ухе. Если вкладыш неплотно прилегает к стенкам слухового прохода, то при ношении СА возникает громкий свист, мешающий ребенку слышать.

Вкладыши изготавливают из разного материала, они бывают:

- резиновые (стандартные, разного размера, самые дешевые, но быстро «стареют» и плохо предотвращают свист);

-  жесткие (акриловые, долговечные, за ними легко ухаживать, но они хуже предотвращают свист);

- мягкие (силиконовые, лучше предотвращают свист, рекомендуются детям, безопасные, но быстрее «стареют»);

- комбинированные (жесткие в раковине и мягкие в слуховом проходе).

Вкладыши могут иметь разную форму. У детей используются вкладыши двух типов

• полный — заполняет слуховой проход и раковину, рекомендуется при больших потерях слуха;

• скелетный — облегченный вариант полного вкладыша, рекомендуется при средних и слабых потерях слуха.

Детям рекомендуется использовать мягкие вкладыши из силикона (обработанного специальным антиаллергенным лаком) полного типа, которые заполняют слуховой проход и раковину. Акриловые вкладыши могут вызывать аллергию, и при их использовании необходимо сделать аллергическую пробу.

От формы и качества вкладыша зависит эффект слухопротезирования в целом. И даже очень хороший СА не принесет ребенку всей пользы из-за плохо сделанного вкладыша, так как будет искажаться звук. Некачественный вкладыш может вызывать болезненные и неприятные ощущения в ухе, и поэтому ребенок будет отказываться носить СА.

Для изготовления индивидуального вкладыша предварительно делается слепок наружного слухового прохода и ушной раковины. Качество изготовления слепка определяет качество вкладыша. Особенно сложно изготавливать вкладыши для маленьких детей с большими потерями слуха. При изготовлении слепка врач под давлением вводит ребенку в ухо слепочную массу, при этом ребенок должен быть неподвижным, чтобы вкладыш плотно прилегал к стенкам слухового прохода . Если вкладыш не плотно закроет ухо, то СА будет свистеть.

Замена вкладыша и соединительной трубки.

В большинстве случаев, взрослые и подростки носят индивидуальные  вкладыши несколько лет. Стандартные резиновые вкладыши быстро твердеют, их надо менять через несколько лет.

У маленьких детей ухо быстро растет.. У детей до 3 лет индивидуальные вкладыши меняют через каждые   6 месяцев. Если СА свистит когда вы надели его ребенку, а ваши попытки  поправить положение вкладыша в ухе не дают результата или только на  короткое время прекращает свист, значит, надо менять вкладыш.

Пластиковая трубка должна быть мягкой и упругой. Если она  пожелтела или стала жесткой, ее следует заменить.

Каким детям и в каком возрасте надо надевать слуховые аппараты

Большинство пациентов, у которых снижение слуха произошло во взрослом возрасте, чувствуют потребность в СА при порогах слуха 40—50 дБ. У детей развитие речи нарушается даже при порогах слуха 20—25 дБ. Поэтому во всем мире врачи рекомендуют детям использование СА при двустороннем снижении слуха на 30 дБ и больше

I:\555\5.jpg

Современные данные доказывают, что детей с тугоухостью и глухотой нужно слухопротезировать как можно раньше. При врожденной тугоухости II—IV степени и глухоте оптимальный возраст для слухопротезирования 2—4 месяца. В этом случае развитие ребенка даже с большой потерей слуха приближается к нормальному.

У глубоко недоношенных детей (28-32 недели) слух может улучшаться в первые месяцы жизни. Поэтому их рекомендуется протезировать в возрасте 8-10 мес. Особая тактика слухопротезирования используется также для детей со слуховой  нейропатией. Их рекомендуется протезировать после 12—18 месяцев, если пороги слуха стабилизировались, аусиление громкости звука улучшает реакции ребенка.

Сейчас СА также рекомендуется носить и детям со стойким односторонним снижением слуха более 40 дБ, чтобы обеспечить бинауральный слух, и благодаря этому улучшить их восприятие речи в шуме и способность определять, откуда идет звук.

Что такое слухопротезирование

и как настраивают слуховые аппараты детям

Слухопротезирование ребенка с нарушенным слухом включает:

1) получение аудиограммы, определение типа и степени нарушения

слуха;

2) подбор модели СА;

3) изготовление индивидуального ушного вкладыша;

4) первичную настройку СА с индивидуально изготовленным вклады-шем в соответствии с аудиограммой ребенка;

5) коррекцию настройки параметров СА по наблюдениям родителей и

педагога.

Цели и задачи слухопротезирования:

-  подбор модели СА, адекватной степени снижения слуха;

- установка оптимальных параметров настройки СА;

- постоянное ношение ребенком СА;

- обучение ребенка слышать окружающие звуки и речь в СА.

Настройка слухового аппарата производится врачом-сурдологом по аудиограмме. Для настройки СА важны также данные о порогах дискомфорта — уровнях звука, которые вызывают неприятные ощущения, но у маленьких детей пороги дискомфрта обычно определить не удается.

Аналоговые СА настраиваются с помощью регуляторов и/или триммеров.

Цифровые и программируемые СА настраиваются с помощью компьютера.

Врач согласовывает режим ношения СА ребенком на начальном этапе с родителями и консультирует их, как наблюдать за реакциями ребенка в процессе ношения СА. Ребенок должен заниматься с сурдопедагогом, в процессе этих занятий у него развивается умение слушать и выбираются оптимальные режимы настройки СА. Параметры настройки СА корректируются при повторных визитах к врачу. Этот процесс может занимать несколько недель или месяцев.

Основной принцип настройки СА у маленьких детей постепенность. Нам нужно избежать у ребенка отрицательной реакции на новые звуковые ощущения. Эта ситуация напоминает ту, когда мы долгое время находились в темной комнате, а затем вышли на яркий свет. Нам надо время, чтобы привыкнуть к свету. При первой настройке врач устанавливает в СА усиление на 10-15 дБ ниже оптимального по данным аудиологического обследования. С таким усилением ребенок носит СА в течение нескольких дней. В переые дни рекомендуется включать СА на 10—15 минут каждый час бодрствования ребенка. Постепенно длительность ношения СА увеличивается до 30 минут в течение каждого часа.

Через 3—4 дня усиление повышают, так что оно становится на 5-10 дБ ниже оптимального. Увеличивают и регулируют также длительность ношения СА в течение дня в зависимости от реакции ребенка. При отсутствии у ребенка негативных реакций на звуки через 10 дней можно увеличить усиление до оптимально необходимого. У большинства детей этот уровень можно достичь в течение 2—4 недель. При этом ребенок должен носить СА уже весь период бодрствования. Настройку СА у тугоухих детей, имеющих сопутствующие тяжелые неврологические нарушения, проводят более постепенно, поскольку у них высокая вероятность сочетания сенсоневральной тугоухости и центральных расстройств слуха. У таких детей реакции на звуки в СА могут развиваться медленнее.

Настройку СА надо периодически проверять и при необходимости его перенастраивать:

- через 1 месяц после начальной настройки;

- каждые 2-3 месяца после этого в течение первого года;

-  каждые 6 месяцев до пятилетнего возраста;

- ежегодно после 5 лет.

Если у ребенка отмечено колебание или ухудшение слуха, если отсутствует прогресс в слуховом и речевом развитии, то контроль настройки СА осуществляется чаще.

Бинауральное и монауральное слухопротезирование

При монауралъном слухопротезировании человек носит слуховой аппарат только на одном ухе, при бинауральном слухопротезировании — 2 слуховых аппарата — на правом и левом ухе. Бинауральное

слухопротезирование предпочтителъно в большинстве случаев, потому что по сравнению с монауральным обеспечивает:

• лучшее восприятие речи в помещениях с высоким уровнем реверберации (отражения звуков) и фонового шума;

• лучшую разборчивость речи при общении с несколькими говорящими;

• лучшую локализацию звука в пространстве;

• возможность использовать меньшее усиление СА и снизить вероятность возникновения свиста и искажения звуков;

• исключение «эффекга тени головы».

Поэтому детям с двусторонней тугоухостью, как правило рекомендуется носить два слуховых аппарата.

В некоторых случаях ребенку нельзя надеть СА на второе ухо, например, если у ребенка на этой стороне отсутствует ушная раковина. Иногда бинауральное протезирование невозможно по финансовым причинам. В этом случае СА обычно подбирается на лучше слышащее ухо, если пороги слуха на втором ухе более 80 дБ. При симметричных потерях слуха слева и справа слуховые аппараты рекомендуется носить поочередно на каждом ухе (два дня слева, два дня справа). Для этого необходимо изготовить вкладыши на каждое ухо.

Как проверяют

правильность подбора и настройки слухового аппарата

Проверку правильности подбора и настройки СА у ребенка проводят врач - сурдолог и сурдопедагог.

Врач-сурдолог использует метод игровой тональной аудиометрии . Врач подает звуки разных частот через громкоговорители и определяет у ребенка пороги слуха в слуховых аппаратах на тоны частотой 250, 500,1000, 2000, 4000, 6000 Гц . Важно подготовить ребенка к этому исследованию, чтобы получить более точные результаты.

В оптимально подобранном и настроенном слуховом аппарате пороги слуха ребенка должны составлять не более 30—40 дБ в диапазоне 250—4000 Гц . Это обеспечивает условия для восприятия ребенком всех звуков речи разговорной громкости, что необходимо для его речевого развития. Если в оптималъно подобранном и настроенном слуховом аппарате пороги слуха ребенка больше 50 дБ на частотах 250—4000 Гц, то это значит, что даже мощный слуховой аппарат не позволяет ему слышать  речь  окружающих. У такого ребенка погибла большая часть рецепторов улитки, и ему могут рекомендовать кохлеарную имплантацию.

Как сурдопедагог проверяет эффективность слухового аппарата у ребенка? Прежде всего, сурдопедагог занимается с ребенком и родителями. Во время занятий он вместе с родителями вызывает у ребенка интерес к звукам, развивает у него умение слушать разные звуки — звучащие игрушки, бытовые звуки, музыку, речь. Взрослые стараются вызвать у ребенка голос, стремление повторять разные звуки речи, интонацию, слова. Благодаря этому ребенок слышит себя и начинает произносить больше звуков. Сурдопедагог с помощью условно-рефлекторной двигательной реакции (вот еще для чего она нужна!) оценивает, слышит ли ребенок в СА и на каком расстоянии неречевые (дудка и погремушка) и речевые звуки. Сурдопедагог определяет максимальное расстояние, с которого ребенок слышит низкочастотные ([а] или [м], [у]), среднечастотные ([ш]) и высокочастотные ([с] шш [ц]) звуки речи.

Современные адекватно подобранные и настроенные слуховые аппараты позволяют всем детям с тугоухостью от I до IV степени и части детей с диагнозом глухота слышать звуки речи во всем частотном диапазоне на расстоянии не менее 4 м.

Если в слуховом аппарате ребенок слышит звуки [а], [ш], [с] на расстоянии более 2 м, это значит, что слуховой аппарат позволяет ребенку слышать все звуки речи в тишине.

Если ребенок с III—IV степенью тугоухости постоянно носил слуховой аппарат и занимался с сурдопедагогом, но у него нет реакции на звуки  [ш], [с], это значит что слуховой аппарат подобран или настроен неправильно.

Если у ребенка с диагнозом глухота на аудиограмме есть остаточный слух на частотах 4000—8000 Гц, но он не реагирует на звуки [ш], [с] или  реагирует на них на расстоянии менее 1 м, это значит, что у ребенка неправильно подобран или  неверно настроен слуховой аппарат.

Если в адекватно настроенном слуховом аппарате ребенок реагирует на звуки [ш], [с] на расстоянии менее 1 м, это значит, что даже мощный слуховой аппарат не позволяет ему слышать речь окружающих. У такого ребенка погибла большая часть рецепторов улитки, и ему могут рекомендовать кохлеарную имплантацию.

Но, конечно, самым главным являются изменения в слуховом и речевом развитии ребенка, которые сурдопедагог вместе с родителями наблюдают в течение дня и во время занятий.

Родители отмечают изменения в поведении ребенка: он становится настороженным (происходит что-то непонятное — новые звуки!), прислушивается, начинает больше произносить звуков (он стал слышать себя и экспериментирует со своим голосом!). Первое время ребенок при ношении СА может стать более капризным,     раздражительным, быстрее уставать, беспокойно спать. Это происходит потому, что благодаря звукам у него увеличилась стимуляция мозга.

Ребенок со II степенью тугоухости уже в первые дни ношения СА начинает реагировать на окружающие звуки, которые прежде не слышал, на голос на большом расстоянии, сам произносит больше звуков и слогов. У ребенка развивается понимание речи и собственная речь (слова, простые предложения).

Ребенок с III степенью тугоухости через 1—3 месяца при правильной настройке СА начинает реагировать на окружающие звуки и свое имя, у него активизируется лепет, появляются первые слова.

У ребенка с IV степенью тугоухости и глухотой эти изменения могут появиться позднее, через 3-6 месяцев.

У детей с дополнительными неврологическими нарушениями развитие реакций на звуки, восприятие и понимание речи может происходить медленнее.

Родителям рекомендуется вести дневник наблюдений за слуховыми реакциями ребенка (на какие звуки, на каком расстоянии и как он реагирует, есть ли у него отрицательные реакции на громкие звуки) и звуками, которые он произносит. Если у ребенка после 3 месяцев постоянного ношения СА не появляются реакции на звуки и не увеличивается собственная голосовая активность, то необходимо уточнить диагноз и проверить адекватность слухопротезирования в специализированном сурдологическом центре, в котором есть специалисты, имеющие опыт работы с маленькими детьми.

Эффективная

Следует также помнить, что у 30% детей происходит прогрессирующее снижение слуха в течение первых лет жизни. Этот факт способствовал возникновению ошибочного мнения о вредном влиянии раннего слухопротезирования. Адекватное слухопротезирование не вызывает ухудшения слуха. Необходим постоянный контроль слуха у ребенка и оценка эффективности СА. При ухудшении слуха ребенок может нуждаться в замене СА на более мощную модель.

Как правильно надеть и снять слуховой аппарат

Прежде всего помните, что ухо очень чувствительно, в нем много нервных окончаний, поэтому неосторожные и резкие действия могут причинить малышу боль. Маленький ребенок особенно в самом начале использования СА не понимает, зачем ему вставляют в ухо какую-то неудобную штуку. И если вы причините ему боль, то в следующий раз вам будет трудно убедить его надеть СА. Попросите врача показать вам, как надевать вкладыш.

Надевать или снимать СА надо выключенным, чтобы избежать возникновение свиста. Этот звук неприятен и может испугать ребенка.

Как надеть слуховой аппарат

1. Прежде чем вставить вкладыш в ухо, немного смажьте вкладыш специальным или детским кремом (в крайнем случае, смочите слюной).

2. Выключите СА или уменьшите уровень громкости.

3. Широкая дуга ушного вкладыша должна быть обращена назад, а его рожок — вверх.

4. Держитесь за рожок и, слегка наклоняя, вставьте вкладыш в ухо сзади. Чтобы упростить вставление ушного вкладыша, свободной рукой слегка оттяните в разные стороны ушную раковину так, чтобы ушной канал немного расширился и выпрямился.

5. Аккуратно разместите острый конец широкой дуги вкладыша под кожной складкой наружного уха.

6. У некоторых детей ушной вкладыш легко вставляется в ухо, у других его необходимо «вкрутить» в ушной канал. Не применяйте силу. Кожа в ухе очень чувствительная, и может появиться раздражение.

Рис. 3.14.

7. После того как вставили ушной вкладыш и разместили СА за ухом, включите аппарат или увеличьте громкость.

8. Если отверстие звуковода вкладыша будет упираться в стенку слухового прохода, то звук ослабляется и искажается.

Как снять слуховой аппарат:

1. Выключите СА или уменьшите громкость перед тем, как вынуть ушной вкладыш из уха.

2. Осторожно выньте вкладыш из уха.

3. Выньте батарейки из батарейного отсека, чтобы они не разряжались (рис 3.15).

4. Положите вкладыш и СА в специальную сушильную камеру или на мягкую сухую салфетку, потому что дети часто потеют и СА становится влажным.

Как ухаживать за слуховым аппаратом

Дети, как правило, используют СА-заушину. Эти аппараты удобны в обращении и требуют небольшого ухода.

Слуховые аппараты надо регулярно протирать чистящей влажной салфеткой и сушить в специальной камере. Это особенно важно для маленьких детей, потому что они много двигаются и потеют. Высокая влажность портит слуховой аппарат, а окисление контактов может приводить к искажению звуков и помехам.

Особого ухода требуют ушные вкладыши. Звуковой канал ушного вкладыша забивается ушной серой и потом. Это ослабляет и искажает звук, повреждает СА. Поэтому вкладыши надо чистить 1—2 раза в неделю. Существуют специальные материалы для ухода за слуховыми аппаратами и ушными вкладышами. Их можно приобрести в магазинах и кабинетах по продаже слуховых аппаратов.

Как чистить ушной вкладыш и трубку

1. Аккуратно отсоедините трубку, связывающую ушной вкладыш и СА от рожка слухового аппарата.

2. Промойте ушной вкладыш и соединительную трубку в теплой про-

точной воде.

3. Поместите ушной вкладыш и соединительную трубку в стакан с мыльным раствором или шипучим раствором для чистки вкладышей. Оставьте их на 10 минут или больше, чтобы устранить грязь и ушную серу.

4. Никогда не вставляйте ватные палочки, зубочистки или другие острые предметы в ушной вкладыш. Используйте для этого специальные кисточки.

5. Для просушки звукового канала ушного вкладыша пользуйтесь продувательным баллончиком, который можно приобрести у специалиста по СА. Вставьте кончик баллончика в соединительную трубку и продувайте ее, пока все остатки влаги не испарятся. Нельзя продувать канал и трубку ртом, потому что туда попадают капельки слюны.

6. Если вкладыш имеет вентиляционное отверстие, его также продуйте с помощью баллончика и проверьте, нет ли остатков влаги

Поэтому детям с

7. На ночь положите вкладыш на мягкую, сухую ткань или в сушильную камеру. Отверстие выхода звука вкладыша должно быть обращено вниз, чтобы устранить все остатки влаги.

8. Перед тем как присоединить трубку и вкладыш к СА надо проверить, что они абсолютно сухие. Влага блокирует прохождение звука в ухо.

Памятка для родителей детей с нарушением слуха.

Как помочь ребенку быстрее научится слышать со слуховым аппаратом.

Разработала учитель – логопед Кишова В.

«ЦКР» г.о. Новокуйбышевск. 2012 г.

Как ребенок слышит в слуховых аппаратах.

Современные слуховые аппараты позволяют компенсировать даже большие потери слуха, и с их помощью тугоухий ребенок слышит окружающие звуки и речь, научается понимать речь и говорить. Однако ребенок в слуховых аппаратах слышит не так хорошо, как дети с нормальным слухом. Он плохо различает речь в шуме, речь на расстоянии, при общении с несколькими людьми, плохо локализует звук, особенно если он носит один слуховой аппарат. При монауральном слухопротезировании ребенок плохо понимает речь, если говорят с той стороны, где нет аппарата.

Кроме того, имеются проблемы, связанные с использованием слуховых аппаратов:

Акустическая обратная связь возникновение свиста при неплотном прилегании вкладыша из-за его некачественного изготовления или смещения при еде, смехе, надевании шапки…

Чувство распирания, дискомфорта в слуховом проходе от вкладыша. В большой степени зависит от качества изготовления вкладыша.

Недостаточная защита от резких громких звуков. В современных СА есть система автоматической регулировки уровня усиления: громкие звуки автоматически усиливаются меньше. Система защищает ребенка от неприятных ощущений, вызванных громкими звуками, но не успевает перестроить усиление, если звуки резкие и короткие.

При больших потерях слуха ребенок даже в мощных слуховых аппаратах не слышит значительную часть согласных речи (свистящих, шипящих, глухих согласных) и, значит, слышит речь неразборчиво.

Окклюзия искаженное восприятие низких звуков, в том числе своего голоса. Связано с закрытием слухового прохода вкладышем и особенно выражено при некачественном изготовлении вкладыша, и у детей, которые хорошо слышат низкие звуки.

Как приучить ребенка носить слуховые аппараты

Когда родители первый раз надевают малышу СА, то они ожидают, что ребенок будет сразу слышать речь и даже немного понимать ее. Но, к сожалению, это не так. Более того, ребенок часто пытается снять СА. Почему?

Если у ребенка I степень тугоухости, то уже при первой настройке у него будут четкие реакции на звуки. Однако, если у ребенка снижение

слуха. III-IVстепени или глухота, то он не слышал звуков, и значит, слуховые центры его мозга не развивались. И поэтому мозг не научился анализировать звуки, поступающие в него с помощью СА, и ребенок все, что слышит, воспринимает как непонятный шум, который для него не несет никакой информации. Представьте, что вам надели наушники и вы услышали какие-то неясные и громкие звуки... Вам это понравится? Кроме того, в ухо ребенка плотно вставлены вкладыши, которые вызывают не очень приятное ощущение. Попробуйте вставить себе в уши большие ватные тампоны — они немного распирают ухо, и очень хочется их вынуть! Только когда ребенок поймет, что звуки несут какую-то информацию и он слышит звуки с помощью СА и вкладышей, он перестанет снимать СА.

7. Крепления к слуховым аппаратам для детей

Поэтому мы должны вызвать у ребенка интерес к звукам, научить его слушать.

Вот несколько советов, как приучить ребенка к СА:

1. Чтобы приучить ребенка к вкладышу, за несколько дней до надевания СА вкладывайте днем в уши ребенку небольшие ватные тампоны.

2. Для облегчения установки вкладыша в ухо смажьте вкладыш детским кремом.

3. Первое время, если ребенок утром капризничает, немного подождите пока он успокоится, покормите, поиграйте с ним и, когда настроение у него улучшится наденьте СА.

4. Надев ребенку СА, говорите с ним негромко, растягивая слова, словно напевая, улыбайтесь, радуясь, что он слышит. Дайте ему послушать разные звуки, поиграть в игрушки и предметы, которые издают звуки при движении (погремушки, колокольчики, связки ключей, музыкальную шкатулку и др.)- Включите радио, с выразительной мимикой скажите ребенку: «Ой, слышишь — музыка. Ля-ля».

5. Первое время надевайте ребенку легкую шапочку, которая не позволит ему снять СА . Детям постарше можно надевать бандану, чтобы лучше удерживать СА на голове при движениях.

6. Используйте специальные детские крепления для СА (кольца, цепочки). Они лучше удержат СА на ухе, не упадут на пол, и ребенок случайно не наступит на них .

7. Ребенок должен носить СА постоянно, чтобы все время слышать звуки и речь, чтобы у него формировалось умение слушать и понимать речь, а также развивалась собственная речь. Каждый раз привлекайте внимание ребенка ко всем обычным звукам: звонку телефона, шуму воды в ванной, звону ложки в чашке, слушайте все звуки вместе с ребенком с увлечением. Зовите его всегда по имени издалека, когда подходите к нему, чтобы он быстрее учился слышать голос и свое имя. Ребенок будет охотно носить СА только тогда, когда заинтересуется звуками, научится понимать их значение. Ребенок может сбрасывать слуховой аппарат если вкладыш вызывает болезненные ощущения или если слуховой аппарат неправильно настроен.

Ребенок может

Как это проверить? Снимите СА и осмотрите ушную раковину ребенка. Если там есть покраснения или вдавления, то, скорее всего, проблема во вкладыше. Попробуйте надеть ребенку выключенный СА, пусть он его поносит, а потом включите. Если ребенок носит выключенный СА, но пытается снять, когда СА включают, то, возможно, надо проверить настройку СА.

Ребенок может отказаться носить СА, если у него заболели уши. Необходимо срочно показать ребенка лор-врачу. При выявлении воспалительного процесса следует пройти курс лечения, чтобы ребенок как можно быстрее начал носить СА.

Привыкание к СА у детей старше года нередко занимает несколько месяцев. Нужно быть терпеливыми и настойчивыми, чтобы приучить ребенка носить СА постоянно. Но если мы все делаем правильно, то ребенок настолько привыкает к СА, что утром сам просит надеть его и не хочет снимать.

Бывает, что ребенок, который уже постоянно носит СА, начинает срывать и выбрасывать аппарат, хотя он нигде не давит и настроен правильно. Почему? Ребенок замечает, что родители быстро бегут к нему, если слышат свист СА. Ребенок понимает: он может заставить родителей подойти в любой момент и показать им, что может делать то, что ему хочется. В таких случаях лучше не вставлять СА сразу и не обращать внимания на ребенка, а поднять СА и надеть его минут через 10. Так ребенок поймет, что не может оказывать на вас влияние, сбрасывая СА. Главное — не ругайте его в этот момент, не бейте по рукам. В ответ ребенок может поступить агрессивно — сбросить с себя аппарат и сломать его. Оставайтесь спокойными — вы же мудрее.

Покажите малышу, что огорчились. На многих детей это воздействует больше, чем гнев.

Как помочь ребенку быстрее научится слышать с СА.

1. Надевайте СА ребенку в выключенном состоянии. Сначала включите СА на самое тихое усиление. Включив СА, улыбнитесь и позовите ребенка несколько раз по имени. Произнесите несколько раз «па-па-па», привлекая внимание ребенка к вашему лицу и его уху: «Ты слышишь? Да, молодец!» Пусть ребенок повторит «па-па-па». Это поможет ему быстрее осознать, что он слышит с СА чужие звуки и свой голос, и будет стимулировать его произносить звуки.

Через 5—10 минут переключите СА на обычный режим. В начальный период использования СА следуйте рекомендациям врача-сурдолога по режиму адаптации к СА. В тихих условиях можно устанавливать большее усиление, а в шумных помещениях — уменьшить его.

2. При адаптации ребенка к СА старайтесь избегать слишком громких, резких звуков. Они могут испугать ребенка, вызвать неприятные ощущения, и он может отказаться носить СА.

3. Произнося «па-па-па», покажите ребенку, что он не слышит, когда вы выключаете СА. Это помогает ребенку быстрее осознать звуки и их связь с СА.

4. Негромко постучите по столу несколько раз, привлекая внимание ребенка к движению, покажите ему на свое ухо, скажите: «Я слышу здорово!» Попросите его постучать по столу, подставьте свое ухо, слушая вместе с ним, скажите: «Здорово! Я слышу!» Делайте это с радостной мимикой — она понятна ребенку и вызывает его интерес к слушанию. Так же проделайте с другими звуками — поскребите по столу, пошуршите полиэтиленовым пакетом, покашляйте, почмокайте, погремите ключами и т. п. Дети, которые без СА не слышали этих звуков, в СА начинают их слышать, что вызывает их удивление. Главное, чтобы ваша мимика показывала, что их интересно слушать! Делайте это сначала только тогда, когда в комнате тихо, потому что ребенок с нарушенным слухом плохо воспринимает звуки в шуме.

5. Ребенку легче всего научиться обнаруживать наличие или отсутствие звука. Поэтому для развития слушания сначала лучше подходят звуки, которые можно самим «включить/выключить». Например, постучать по столу, включить/выключить воду, не сильно позвенеть ложкой в стакане, покашлять, произнести «па-па-па» и др,

6. Все время слушайте-играйте вместе с ребенком с разными звуками, помня, что первое время он должен услышать звук

несколько раз, чтобы осознать его. Сначала надо также привлекать его зрительное внимание к звуку. Постепенно, по мере накопления у ребенка опыта слушания, он будет реагировать на все большое число разных звуков. Делайте все весело, превратите слушание в забавную игру! Ребенок должен увидеть по вашей мимике, как это весело и интересно!

7. Сделайте специальный альбом, который поможет ребенку (старше 2 лет) запомнить звуки. Вместе с ребенком вы рисуете предметы, которые издают разные звуки (или наклеиваете картинки, фотографии). Подпишите картинки короткими предложениями: «Колокольчик звенит», «Машина гудит», «Девочка плачет» и т.д. Это помогает ребенку запоминать не только звуки, но и соответствующие слова. В альбоме можно сделать странички «Я слышу!» (ребенок слышит этот звук, но еще не знает, какой предмет так звучит) и «Я узнаю эти звуки!» (ребенок знает звук и бежит к телефону, когда тот звонит). Альбом можно использовать на занятиях с педагогом и дома, называя предметы, звуки, действия.

8. В этот альбом можно включить странички с интересными для детей темами – про семью, самого себя, любимое домашнее животное, Новый год… Эти странички должны включать картинки с короткими предложениями.  Картинки про семью лучше подбирать с каким – то сюжетом, чтобы про это можно было поговорить. Родители готовят альбом вместе с ребенком, обсуждая все странички. В альбом включайте только те темы, которые интересны для вашего малыша.

9. Если ребенок слышит 2 звука, то поиграйте в игру «Что это было?». При этом ребенок должен узнать, какой звук вы издали: прошуршали бумагой или почмокали, постучали по стеклу или что-то сказали. Дети быстрее научаются узнавать окружающие звуки, чем речь, и это умение стимулирует их экспериментировать со звуками: скрести, звенеть ключами, включать/выключать электрический выключатель, спускать воду в унитазе и т. д.

10. Очень важно научить ребенка откликаться на свое имя. Как это сделать? Когда вы учите ребенка откликаться на имя, то зовите его несколько раз, пока он не оглянулся. Если он оглянулся, то похвалите его и обязательно сделайте с ним что-то вместе: поиграйте с ним, поцелуйте, дайте что-нибудь, поведите его мыть руки и др. Нужно, чтобы он понял, что, когда он слышит этот звук и оглядывается, происходит что-то важное для него.

Мы зовем ребенка не просто так, а для чего-то!

Если вы делает это каждый раз, то ребенок запомнит свое имя и слово «мама» слухозрительно и на слух! Старайтесь звать ребенка, когда в комнате тихо, потому что ребенок с нарушенным слухом плохо воспринимает звуки в шуме.

11. Говоря что-либо ребенку, повторяйте это слово или фразу 2—3 раза. В первый раз ребенок просто слышит какой-то звук, но не успевает его проанализировать. Однако начнет внимательнее слушать, и после повторения уже сможет запомнить слово. Если он не взял нужного предмета, не выполнил действия после повторения, произнесите слово или фразу еще раз, сопровождая сказанное жестом, чтобы облегчить ребенку понимание. Используйте жесты только после того, как вы 2 раза произнесли слово или фразу. Постепенно, по мере развития у ребенка умения слышать и понимать слова, он уже не будет нуждаться в постоянном повторении.

12. При общении с малышом всегда делайте паузу между своими репликами, чтобы он мог вам ответить, даже если пока не говорит.

13. Если ребенок старше 2 лет и еще не произносит звуков, стимулируйте его это делать, положив руку малыша на свое горло, когда вы говорите. Ребенок почувствует при этом вибрацию. Затем вторую руку ребенка положите на его горло, чтобы он попытался произнести что-либо, контролируя свои ощущения с помощью руки. Похвалите и порадуйтесь вместе с ним за попытку произнести что-то голосом. Если он молчит, покажите на свое ухо и огорчитесь: «Я не слышу тебя. А-а-а, не слышу». Произнося звук, ребенок слышит себя, и у него возрастает голосовая активность — интонированный крик, лепет. Он начинает «играть» голосом, развивая голос и артикуляторные движения.

14. Если ребенок старше 5 лет умеет читать, можно написать слово или фразу которую он не узнал на слух, и дать ему прочесть. А потом ребенок должен несколько раз ее повторить не глядя на листок. Это помогает ему запомнить звучание фразы , а также постепенно улучшает его произношение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка передвижка "10 правил как научить ребенка слушаться"

tit.jpg 1_list.jpg 2_list.jpg 3.jpghttp://letitbit.net/download/39517.3ca5f24d8447b048f7f23a40d783/10_pravil_kak_nauchit._rebenka_slushat.sya.rar.html...

10 правил как научить ребенка слушаться

Консультация для родителей...

10 правил как научить ребенка слушаться

Психика ребенка - это чистый лист, на который родители могут записать основные правила поведения. Вот основные правила для формирования правильного поведения....

Буклет "Как научить ребенка слушаться родителей"

Родители должны воспитываться вместе с их же детьми. И причину в непослушании собственного ребенка стоит искать, прежде всего, в себе и, найдя ее, непременно избавиться от нее раз и навсегда, чтобы не...