Консультация для родителей: "Правильные игрушки - самые верные друзья!"
консультация

Консультация для родителей: "Правильные игрушки - самые верные друзья!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons._pravilnye_igrushki.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Правильные игрушки – самые верные друзья»

Игрушка-это внутренний голос ребенка. С одной стороны, ребенок отражает в игре события своей жизни, внутренние переживания, с другой- постигает предметный и социальный мир вокруг себя. Насколько современная игрушка выполняет эти две важные задачи? Что она дает для развития детей?

Психологи и педагоги долго разрабатывали объективные научные обоснования, на основе которых можно давать оценку современной игрушке. Сегодня главная задача-анализ игрушки с точки зрения ее влияния на развитие ребенка. Каковы же основные критерии экспертной оценки?

Во-первых, существует этический и эстетический фильтр. Игрушка не должна нести в себе заряд жестокости, искажать, деформировать его агрессию. Неприемлемо показывать детям озлобленное выражение лица, оскаленные зубы, половые органы, нельзя давать кукле в руку оружие. В последнее время производится немало таких жутковатых «друзей ребенка».Появились и излишне натуралистичные куклы: с отечными, землистыми мордочками или с жилками, морщинками, складочками на лицах. Видимо, производители полагают, что таким образом они показывают правду жизни. Попадаются и куклы, по воле производителей злоупотребляющие косметикой. Игрушка должна нести симпатичный образ человека: он закрепляется в сознании малыша и становится для него эстетическим эталоном. Выражение лица куклы вообще вещь небезопасная: оно как бы навязывается ребенку, и тот подсознательно надевает его на себя, словно маску. Что ж удивляться тому, что девочки с раненного детства устремлены к образу расфуфыренной барышни типа Барби!

Еще один важный критерий оценки- развивающий потенциал игрового действия. Он зависит от многих факторов: от возраста ребенка, от вида игрушки, от разнообразия вариантов игры с ней –чем их больше, тем лучше. Многовариантная игрушка заставляет ребенка думать, напрягать воображение, развивать мелкую моторику рук. Она окажется полезной не только двухлетнему малышу, но и четырех -пятилетнему.

Еще одни критерий оценки- качество игрушки : ее прочность, удобство действия, вес, размер и т. п. В раннем возрасте малыш осваивает предметный мир. Ему важно постичь свойства окружающих предметов: форму, размер, толщину. Даже цвет пока не так важен. Ему нужны составные игрушки с несколькими однотипные деталями –всевозможные пирамидки, баночки, коробочки, которые можно вкладывать дуг в друга, строить из них башенки или копаться ими в песке. В более старшем дошкольном возрасте предметную игру сменяет сюжетная, когда дети начинаю играть с куклами. Игрушка должна быть живым партнером ребенка, открытым его внутреннему миру, ведь он сам ее оживляет, одушевляет, сочиняет себе лучшего друга всегда способного молча выслушать и понять, пусть и понарошку.

Особая проблема- куклы для мальчиков. У нас, к сожаления, это исчезающий вид «игрушечного поселения». В последнее время бытует неверное представление, что мальчикам куклы не нужны. Но ведь маленькие мужчины тоже должны войти в мир людей через игрушку, наблюдать себя, свой образ, со стороны. Лишать их такого ценного опыта несправедливо. А на самом деле все просто –подойдет любая нейтральная симпатичная кукла, которую можно сделать мальчиком, нарядив ее в мужскую одежду. Кстати, в корне неверное и утверждение, что девочкам ни к чему машинку ил конструкторы. Машинки выводят игру за пределы замкнутого пространства. Путешествия, транспорт – это универсальная реальность, к которой причастны все люди независимо от пола. Игры же с конструктором развивают любознательность, интеллект, пространственное воображение и мальчиков, и девочек.

Во-вторых, ролевая игра. В ней возникают отношения с другими детьми, что очень важно: развиваются коммуникативные способности, малыш учится слышать чужой голос, сталкивается с чужими интересами. Чтобы почувствовать себя другим, сыграть новую роль, поддержать игровое взаимодействие, нужны, например, маски животных или просто шапочки с заячьими, кошачьими ушами. Таких игрушек иногда не хватает в продаже,но тут родители могут проявить способности и сшить их самостоятельно.

Третий вид игры -экспериментирование, то есть опробование возможностей разных предметов и материалов. Для таких игр выпускаются специальные динамические игрушки имитирующие движения: кегельбан, юла, волчок, шарики с наполнителями, раскатывающиеся в разные стороны. Они несут важную развивающую функцию для дошкольников: в процессе игры ребенок впервые постигает законы динамики.

Несколько полезных советов родителям:

1. Заботьтесь о качестве, а не количестве. У ребенка не должно быть более 10 игрушек одновременно, иначе он потеряет к ним интерес.

2. Представьте себе, что ребенок будет делать с понравившейся вам игрушкой, оценивайте ее развивающие свойства, а не только внешнюю привлекательность и экстравагантность.

3. Ориентируйтесь на возраст ребенка: то, что подходит пятилетнему, не годится двухлетнему.

«Выбираем правильные игрушки для детей»

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля и т.д. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и  выбор взрослыми друзей и любимых.

У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

Игрушки из реальной жизни.

Кукольное семейство (может быть и семья  зверюшек) , кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.

Игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию.

Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения.

Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски , пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.

При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом:

 игрушки следует выбирать, а не собирать!

Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.

Игрушки для самых маленьких,  прежде всего, должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.

Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.

Для 2-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-составных пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности, т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.

К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди  заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют  в «дочки-матери», «в папу и маму», в «магазин», в «доктора», «детский сад» и.т.п.  Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными.

К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.

К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу - трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребёнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно, приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребёнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.

В дальнейшем ребёнок сам сделает «инвентаризацию» своих игрушек. Никогда не заставляйте ребёнка своими руками выбрасывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Психологически  правильнее отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду, ребёнку, которому не повезло, и родители не покупают ему игрушек.

В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им всё больше начинают нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мячей, скакалок, черепков, ножичков и т.д. В играх ребёнок учится выигрывать и проигрывать, подчинятся правилам, признавать выигрыш другого ребёнка, общаться и работать совместно с взрослыми и сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Правильна ли правильная раскраска?"

К сожалению, множество современных раскрасок составляется без учёта возрастных интересов и возможностей детей. Но их много и они разные, что впору заблудиться. Зачастую раскраски для самых маленьких п...

Консультация для родителей "Правильна ли правильная раскраска?"

Как же определить, насколько хороша раскраска и подходит ли она для вашего малыша?Вот вам простой «тест», который поможет сделать правильный вывод....

Консультация для родителей "Правильна ли правильная раскраска"

К сожалению, множество современных раскрасок составляется без учёта возрастных интересов и возможностей детей. Но их много и они разные, что впору заблудиться. Зачастую раскраски для самых маленьких п...

Папка передвижка "Моя семья - самые верные друзья!"

Данный материал будет полезен педагогам для размещения в родительский уголок ,а так же к празднику"День семьи"....

План проектной деятельности в подготовительной группе «Игрушки – наши верные друзья»

План проектной деятельности в подготовительной группе«Игрушки – наши верные друзья» Понедельник. «Наши верные друзья»Первая половина дня.- загадка-пропуск. Каждому р...

Консультация для родиелей "Убираем игрушки сами"

Консультация"Убираем игрушки сами"...

Спортивный досуг для детей и родителей средней группы «Папа и я - самые верные друзья!»

laquo;Береги здоровье смолоду» - это девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить здоровыми, сильными, эмоциональными - задачи каждого дошкольн...