Главные вкладки

    Как использовать ТРИЗ для развития креативных способностей у детей
    статья

    Карнеевич Елена Валентиновна

    Дети легко и быстро понимают игры на основе ТРИЗ. Они позволяют вольно и легко общаться с миром, который для взрослых стал привычной ежедневной рутиной. Дети, вооруженные алгоритмом решения изобретательских задач, даже проигрывая, теряя любимую игрушку, умеют видеть в ситуации не только отрицательный момент, но и огромное число возможностей для развития.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Как использовать ТРИЗ для развития креативных способностей у детей

    Наблюдения за жизнью убеждают меня в том, что успешные люди далеко не те, кто хорошо учились в школе, а те, кто своим воображением разрушают шаблоны и стереотипы, ищут что-то новое в привычных предметах. Так были созданы компьютеры, изобретен интернет, самолет и многое другое. Поэтому я всегда подчеркиваю важность развития творческого мышления детей.

    ТРИЗ придумал наш соотечественник Генрих Альтшуллер, положив в ее основу принципы диалектики. Если объяснять максимально просто, диалектика говорит о том, что противоположностей не существует даже в рамках одного предмета. Вот камень, он недвижим и в тоже время постоянно движется, ведь каждый атом в нем совершает свой путь. Наверное, поэтому дети так легко и быстро понимают игры на основе ТРИЗ, ведь они позволяют вольно и легко обращаться с миром, который для взрослых стал привычной ежедневной рутиной. Дети, вооруженные алгоритмом решения изобретательских задач, даже проигрывая, теряя любимую игрушку на улице, умеют видеть в ситуации не только отрицательный момент, но и огромное число возможностей для дальнейшего развития.

    ТРИЗ – игры для дошкольников — с чего начать?

    А начнем мы с самого простого. Диалектические задачи для дошкольников начинаются с поиска противоположностей в окружающих ребенка предметах. Они очень нравятся и малышам, и детям постарше, поскольку их мир соткан из противоречий, благодаря которым сказочные герои и волшебство легко вписываются во все их занятия.

    Игра 1. Скажи наоборот.

    Знакомимся с антонимами. Игра очень простая: ребенок должен подобрать к названному вами слову его противоположность. Кстати, ее простота позволяет играть в нее очень быстро и в любое время. Можно использовать мяч.

    С малышами от трех-четырех лет подбирайте антонимы к существительным (лето-осень, ночь-день), прилагательным (веселый-грустный, верхний-нижний), глаголам (ломать-строить, надеть-снять), наречиям (низко-высоко, тепло-холодно). Когда вы видите, что ребенок готов, можно меняться местами с ребенком: пусть он называет вам слова, а вы – противоположности к ним (думаю, ваши специальные ошибки сделают совместную игру еще более радостной).

    С шестилеткой игра «Скажи наоборот» будет иметь огромный успех после прочтения сказки. Пусть малыш назовет героев, противопоставленных друг другу по разным признакам, чертам характера. К примеру, в сказке «Иван-царевич и Серый Волк» есть такие противопоставления: добрый Иван — злые братья, легкомысленный Иван – серьезный Волк. Начать можно с только что прочтенной сказки.

    Игра 2. Открытие противоположностей.

    Бывает так, что противоположности встречаются нам в одном предмете (объекте, явлении). Эта игра подойдет и для дома и для прогулки. Четырехлетние дети с удовольствием поищут твердое и мягкое на дереве (твердая — кора и ветки, мягкое – листья и почки) или на доме (твердый кирпич и мягкий мох). Чтобы эта игра не наскучила, попросите малыша оценить каждый признак с позиции хорошо-плохо: твердая кора – это хорошо, ведь дерево защищено от ветра и холода, а плохо, если она отпадет и упадет кому-то на голову.

    Такие прогулочные игры можно продолжить и с пятилетними детьми, только теперь пусть они ищут противоположности сами, а ваша задача – назвать предмет, в котором их нужно найти. Какие противоположности есть у витрины магазина (прочность и хрупкость), у пробегающей мимо собаки (мягкая шерсть и твердые зубы) и так далее.

    В пять-шесть лет можно поискать противоположности внутри какого-либо общего признака, например, «формы» предмета. Ребенок должен не просто назвать антонимы, спрятавшиеся внутри этого понятия (плоский-объемный), но и назвать предметы, где они проявляются (мяч на картине плоский, а если в него играть — объемный).

    Отличный материал для этой игры с шестилетним ребенком также предоставляют сказки. Вот только в ней, в отличие от «Скажи наоборот» нужно искать противоположности уже в рамках одного и того же героя. В той же сказке «Иван-царевич и Серый Волк» волк проявляет себя и как злой персонаж, который съел коня героя, и как добрый, когда помогает Ивану.

    Игра «Открытие противоположностей» пригодится в очередях, в дороге и во время долгих ожиданий. По очереди называйте пару противоположностей любого предмета по одному признаку. Обычный ключ может стать отправной точкой такой игры. Он по цвету тусклый и блестящий (металлическая часть блестит, а пластиковая нет), а малыш отмечает его производительность – нужный и бесполезный (нужен, чтобы открыть дверь, но от сломанного замка), в свою очередь вы замечаете его форму – узкий в железной части и широкий в пластиковой. Такая игра не требует дополнительных приспособлений, кроме тех, что есть вашей сумке.

    Я привела примеры некоторых задачах ТРИЗ, которые помогают дошкольнику развить сильное мышление. Оно научит малыша избегать шаблонов, мешающих достижению успеха.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.  

    Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей ка...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.

    Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики ( когнитивной, эмоциональной, волевой) и кот...

    Развитие креативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

    Современный уровень развития общества, совершенствование производства, скорость изменения технологической базы ставят перед системой образования, в том числе и дошкольного, задачу формирования творчес...

    Мастер-класс "Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста"

    Мастер-класс "Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста"...

    Сообщение на тему "Триз технологии в развитии креативных способностей дошкольников"

    Период дошкольного детства заключает в себе огромные возможности для развития творческих способностей дошкольников. Следовательно, задача ДОУ - создать такую обстановку, в которой возможно максимально...

    Мастер-класс «Применение технологии ТРИЗ для развития креативных способностей»

    Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое воображение, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.Поэтому тема моего мастер-класса ...

    План профессионального самообразования воспитателя Подготовительной группы Машковой Т.С Тема: «Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность».

    План профессионального самообразования воспитателя "Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность"...