Статья на тему: «Особенности развития общения со взрослыми у младших дошкольников».
статья (младшая группа)

Виршиева Евгения Михайловна

"Особенности развития общения со взрослыми у младших дошкольников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

 «Особенности развития общения со взрослыми у младших дошкольников».

«Общение» - это актуальная проблема, волнующая человечество.

 

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Только в общении с взрослыми ребенок может получить общественно – исторический опыт человечества.

Дошкольник не может прочитать в книге ответы на все интересующие его вопросы, поэтому ему так важно общаться с взрослыми, благодаря этому дошкольник раскрывает мир для себя.

Роль общения взрослого в развитии ребенка.                                                          

Развитие ребенка во многом зависит от общения с взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка.                                                                                                                                      

Общение матери и ребенка в пренатальном периоде. Обычно этому факту не придают особое значение. Величина и характер эмоционального контакта между матерью и еще не родившимся ребенком, возможно, являются самым решающим фактором, влияющим на возникающую психику. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. Пренатальное развитие несет в своей основе мысль о необходимости предоставления ребенку самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей. Исследователи отмечают, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывают значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. Самый опасный и уязвимый возраст – от 6 до 12 месяцев. В это время ребенка ни в коем случае нельзя лишать общения с матерью. Ребенок постепенно развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться. В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако самые лучшие детские передачи не могут заменить общения родителей со своими детьми. Процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит в несколько этапов.  Довербальный этап. На этом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речи в последующем. Этап возникновения речи. На этом этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносить свои первые активные слова. Этап развития потребности в общении. Этот этап охватывает все последующее время вплоть до семи лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка с взрослыми:

- потребность во внимании и доброжелательности взрослого (условия благополучия ребенка в первом полугодии жизни);

- нужда в сотрудничестве или соучастии взрослого;

- нужда в уважительном отношении взрослого;

- потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого (возникает в связи с интересом детей у миру человеческих отношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений);

Таким образом – средством общения становится речь, в начале пассивная (понимание), а затем активная (инициативное высказывание самого ребенка).

Роль взрослого в общении младших дошкольников

Для развития полноценного общения детей, становление гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Сам по себе опыт посещения детского сада или яслей не дает существенной прибавки к социальному развитию ребенка. У детей из детского дома, имеющих, казалось бы, неограниченные возможности общения друг с другом, но воспитывающихся в дефиците общения со взрослыми, контакты со сверстниками бедны, примитивны и однообразны. Эти дети не способны к сопереживанию, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательного общения. Для возникновения этих важнейших способностей необходима правильная, целенаправленная организация детского общения, которую может осуществлять только взрослый. Какое именно влияние должен оказывать взрослый для того, чтобы взаимодействие детей складывалось успешно?  Здесь возможны два пути: - организация совместной предметной деятельности детей; - формирование их субъективного взаимодействия. Исследования показывают, что для младших дошкольников совместная предметная деятельность оказывается мало эффективной. Играя с игрушками, ребенок сосредотачивается на них и занимается в основном индивидуальной игрой. Их инициативное обращение друг к другу сводится к попыткам отобрать привлекательные предметы у сверстника. Интерес к игрушкам, свойственный детям младшего возраста, мешает ребенку «увидеть» сверстника. Игрушка как бы «закрывает» человеческие качества другого ребенка. Значительно более эффективным является второй путь, при котором взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к субъективным качествам друг друга: демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера, предлагает повторить его действия. При таких воздействиях взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику, возрастает эмоционально – практическое взаимодействие, основные особенности которого описаны выше. Таким образом, переход детей к субъективному, собственно коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени благодаря взрослому. Именно взрослый помогает ребенку «открыть» сверстника и увидеть в нем такое же существо, как он сам. Для маленького ребенка его общение с взрослым – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития. Лишение детей необходимого общения с близкими людьми, когда они по тем или иным причинам лишаются родительской заботы, приводит порой к трагическим последствиям: в 3 – 5 лет дети не владеют простейшими навыками самообслуживания, не говорят, не ходят, проявляют поразительную пассивность. Даже если дети не лишаются человеческого общения совсем, но не имеют должной его полноты и качества, последствия бывают весьма печальными – дети существенно отстают в своем психическом развитии и имеют серьезные проблемы в развитии личности. Порою нам, взрослым, кажется, что психическое развитие ребенка происходит как бы само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому, чтобы создавать необходимые условия для их защиты и безопасности: охранять от вредных воздействий, кормить, одевать, согревать их и прочее. Но это не так. Общение с взрослым – это не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, это главный источник, двигатель психического развития. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение среди людей и самочувствие. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы хорошо его не одевали и не кормили. Многочисленные психологические исследования показывают, что общение  ребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, воображения и другое. И так, жизнь каждого нормального человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении - одно из самых важных человеческих потребностей. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может понять и почувствовать самого себя, найти свое место в мире. Общение – это всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров. Взрослым иногда кажется, что психическое развитие ребенка происходит как бы само собой, но это не так. Взрослые являются не только условием для создания детям нормальной жизни, но и источником, двигателем психического развития. Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка. Именно взрослый открывает ребенку все разнообразие эмоций, речи, восприятия и так далее. Обладать коммуникативными навыками – это, прежде всего, обладать навыками общения. Любой коммуникативный навык подразумевает, прежде всего, распознавание ситуации, после чего в голове выплывает меню со способами реакции на эту ситуацию, а затем мы выбираем из списка наиболее подходящий и удобный способ и применяем его. Именно в дошкольном возрасте наиболее активно усваиваются и развиваются коммуникативные умения и навыки, дети в этом возрасте учатся строить взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.  Предлагаемые групповые игры строятся на отношениях игрового партнерства, при добровольном участии каждого ребенка в том, что принято всеми. Соперничество друг с другом не допустимо. Содержание и правила игр исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания, способствуют освоению детьми таких навыков общения, как установление контакта друг с другом, умение взаимодействовать со сверстниками, уступать и сдерживать свои непосредственные побуждения, выбирать партнера по игре или совместной деятельности. Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и свертниками. Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению. Одна из главных функций эмоций заключается в том, что они помогают  ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности. Предлагаем ряд игр на формирование эмоционально – волевой сферы детей.   Ценность игр на развитие речи заключается в том, что они помогают детям овладеть наиболее сложным программным материалом.  Эти игры направлены  на развитие речевых функций, а также  на предупреждение возможных ошибок, которые могут возникнуть во время школьного обучения: дисграфия и дислексия. Эти игры способствуют выработке правильного произношения звуков в словах, отчетливого и чистого произношения слов, пониманию и употреблению терминов «слова» и «звук», выделению слов из общего речевого потока, самостоятельному установлению последовательности звуков в слове, осознанию звуков и слогов как отдельных элементов слова.    

Список литературы.

1. «Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками» / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская. – С-Пб., 1998.                    

2.  «»Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логвиновой, П.Т. Саморуковой. - М.,1983

3.  «Особенности общения с дошкольниками»: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений.   Смирнова Е.О.. -- М.: Издательский центр «Академия», 2000.160с.                                                                                                                                                                                                                                                                                   4.  «»Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2005.                              

5.  «Ступени общения: от года до семи лет» / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М.,19822.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Особенности развития общения со взрослыми у детей с задержкой психического развития»

1.Введение.Человек общается на протяжении всей жизни. Благодаря общению маленький человек познает мир, развивает, выстраивает свой жизненный путь. Общение позволяет ему набираться опыта, получать инфо...

Статья Воспитателя, Кононовой Любови Николаевны, Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад № 10 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга. «Особенности развития общения с взрослыми у дошкольников».

В настоящее время все большее количество детей дошкольного возраста испытывают трудности в общении со взрослыми, что пагубным образом отражается на их развитии. Актуальность изучения проблемы формиров...

Статья на тему «Особенности формирования общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте»

В статье представлены особенности формирования общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте...

Статья на тему "Особенности развития речи в младшем до школьном возрасте".

Статья освещает особенности развития речи детей в младшем возрасте....

Статья на тему: «Особенности развития навыков ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения».

В данной работе под термином «нарушение зрения» мы будем понимать преимущественно функциональные нарушения зрительной системы, такие как: гиперметропия (дальнозоркость); миопия (близорукос...

Методические рекомендации «Особенности развития общения со взрослыми у детей семи лет с задержкой психического развития».

Для детей с задержкой психического развития общение со взрослым является одним из важнейших факторов, необходимых для достижения соответствующего возрасту уровня развития. Общение для детей с ЗПР еще ...

Статья на тему: Особенности развития познавательной деятельности дошкольников.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углуб...