мастер класс для родителей "Играем вместе с детьми"
учебно-методический материал

петрова наталья владимировна

мастер класс для родителей о необоходимости играть с детьми. для этого можно использовать время прогулок, дорогу домой или  поездку в транспорте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

В.А. Сухомлинский.  

Большинство из вас знают, что у детей раннего и дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая. Поэтому многие  ожидают, что дети будут занимать игрой себя сами. И искренне недоумевают, когда этого не происходит. На нетерпеливый возглас: «Не мешай! Иди, поиграй!» – маленький ребенок продолжает вертеться около, отвлекать родителей от дела и капризничать.

Очень часто это происходит потому, что дети просто не умеют играть. Действительно, именно через игру малыши познают мир, осваивают простейшие бытовые навыки, проигрывают житейские ситуации, пробуют себя в новых ролях. Игра не только обучает, но и позволяет маленькому ребенку в доступной форме разобраться со многими психологическими и житейскими проблемами, которые постоянно встают у него на пути. Поэтому вы - родители в ненавязчивой форме можете использовать игру, как обучающее или коррекционное средство.

Однако многие дети в силу возраста или индивидуальных особенностей не способны самостоятельно перенести действие или событие в игру. Им требуется помощь. И главным помощником, конечно, будут мама и папа.

Особенно важна совместная игра для детей младшего дошкольного возраста, то есть малышей 2–3 лет. Они пока не отличаются необходимой наблюдательностью, достаточным запасом знаний, умений и навыков, не обладают необходимым самоконтролем для самостоятельной организации игры. Зато именно в играх дети набирают новые слова, учатся думать и использовать накопленный житейский опыт, по-настоящему чувствуют и проживают эмоции: смеются, боятся, злятся, радуются – и с удовольствием используют разные игрушки или предметы, развивая манипулятивные навыки, говоря научным языком.

Поэтому, дорогие родители, очень важно, чтобы вы играли вместе со своими детьми. Игра детей не возникает стихийно, она складывается под руководством взрослого и в совместной деятельности с ним.

Предвижу ваши возражения: в круговерти многочисленных ежедневных дел порой так сложно найти время для того, чтобы даже спокойно посидеть с ребенком на диване, а уж тем более затеять игру с ним. Но в действительности причина кроется совсем в другом. Нам просто скучно играть в бесконечные «дочки-матери», катать с утробным урчанием машинки по полу и строить очередные башни из кубиков. Значит, надо найти такую игру, которая была бы интересна для всех членов семьи! Включая папу, бабушку и дочь-подростка. Думаете, это невозможно?

ВОЗМОЖНО. Но главное, вечера, проведенные вместе, и вы, и ваши дети будут вспоминать всю жизнь. Ощущение сплоченной семьи, членам которой так хорошо друг с другом, обеспечивает самый надежный тыл в трудных жизненных ситуациях. Одним словом, «не хлебом единым»…

В будущем, когда дети  усвоят навык игры, то смогут играть сами. Во что же можно поиграть. Это совсем не сложно. Переносите в игру все, что окружает маленького ребенка. Можно поиграть в магазин, парикмахерскую, освоить профессию повара или сходить понарошку в гости. Можно поиграть в настольные игры: лото, детское домино, различные игры – «ходилки» и т.д.

Среди невероятного множества детских игр, есть удивительная категория, которая не требует специальной подготовки для их проведения – это словесные игры по развитию речи. В них можно играть везде и всюду, если занять малыша чем-то другим невозможно. Например, в какой-нибудь поездке или же просто на обычной прогулке, тем самым, не упустив еще один шанс поработать над развитием речи, а также мышлением и образным представлением.

В словесные забавы можно играть с любыми детьми, разграничивая при этом задания-игры по уровню сложности и учитывая их речевые возможности. Взрослый даже сам может придумывать задания либо же использовать те, которые есть в специальной методической литературе или интернете.

Сейчас мы с вами поиграем в несколько таких игр.

Съедобное – не съедобное. Взрослый перечисляет разные (известные ребенку) предметы. Как только назван предмет, который можно есть, ребенок говорит «Ам!» или хлопает в ладоши.

Угадай, кто это?  

Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.

Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.

Например:

Серый, злой, зубастый, голодный (волк)

Маленький, серенький, трусливый, длинноухий (заяц)

Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий (ежик)

Длинная, безногая, ядовитая (змея)

Пушистая, рыжая, проворная, хитрая (лиса)

Большой, неуклюжий, бурый, косолапый (медведь)

Один - много…

Взрослый для примера дает несколько законченных заданий, потом делает паузу там, где ждет ответа от ребенка.

«Стол - столы, сковородка - сковородки, кот - коты, сын - сыновья, дом - …., рот - … и так далее».

Вариант: «Стол - много столов, нос - много носов, дочь - много дочерей, …»

Сначала не старайтесь запутывать ребенка - давайте слова, которые изменяются по числам довольно похоже. Когда натренируетесь, усложняйте задания. Выдавайте слова в быстром темпе.

Вариант для детей, хорошо знающих порядковый счет:

«Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов…» (до пяти, или до десяти, или пока не собьется)

Можно и наоборот:

«Двадцать пять столов, двадцать четыре стола, двадцать три стола, двадцать два стола, двадцать один стол…» и так далее до одного или пока не собьется.

Слова для этих игр могут быть подобраны совершенно произвольно, то есть, что вам в голову взбредет, то и называйте. Но можно ориентироваться на какую-либо тему. Заранее скажите ребенку, что вы с ним находитесь в лесу, или на кухне, или в магазине одежды. И если вы назовете предмет, которого здесь (в лесу, на кухне, в магазине) быть не может, малыш не должен поддерживать игру. Поэтому надо быть внимательным.

Назови, одним словом

Взрослый:

«Я буду описывать что-то, а ты назови, то, о чем я рассказываю одним словом:

часы, которые помогают проснуться,

большая ложка, с помощью которой наливают суп,

утренняя еда,

человек, который направляется в дальние страны и т.д.»

Ребенок называет слово. Потом играющие меняются ролями. Эта роль будет совсем непростой для ребенка, помогайте ему составить нужное описание, если у него не получается. Только тогда будет неинтересно вам отгадывать получившуюся задачку. Пусть малыш загадает ее папе или бабушке.

Опиши, одним словом

Задача, которая стоит перед ребенка похожа на предыдущую только назвать нужно не существительное, а прилагательное. Употреблять этих терминов в разговоре с ребенком, конечно, не надо. Просто, дайте ему несколько примеров, чтобы он смог выполнять такие задания.

чашка для чая? (чайная),

машина для гонок? (гоночная),

щетка для чистки зубов? (зубная),

котлета из мяса? (мясная) из моркови? (морковная),

лапа собаки? (собачья) и так далее.

Четвертый лишний

Правила игры, наверняка, известны всем. Из четырех слов, названных взрослым, ребенок выбирает одно – «лишнее» - слово, которое по значению не вписывается в данный ряд. У него нет признака, общего для остальных трех слов. В подобную игру можно играть, используя картинки - это гораздо проще. Без картинок, на слух, не всякий ребенок сразу разберется, как решить задачку. Нет возможности рассмотреть ряд, поразмыслить. Нужно, во-первых, хорошо запомнить все слова и быстро понять, что именно не вписывается в общий ряд.

Поэтому, для начала можно давать упрощенные задания. А потом уже переходить на более сложные.

1 вариант упрощенной игры.

Сначала взрослый называет ребенку признак, по которому следует сортировать слова. Например, предметы, которые нужны на кухне: сковородка, холодильник, кровать, ложка. Ребенок сразу улавливает, что именно не вполне уместно на кухне и дает правильный ответ.

Проводя такие тренировочные игры, старайтесь давать как можно более разнообразные признаки для объединений слов (не только традиционное - назначение предмета). Пусть это будут и цвета, и размеры, и материал, из которого предмет изготовлен, и мягкость- жесткость, и прозрачность-непрозрачность, и многое другое. Можете называть животных, объединяя их в группы по месту обитания, способу передвижения, видовой принадлежности и т.д. называйте не только существительные, но и прилагательные, объединенные общим признаком. Например, горячий, теплый, жесткий, холодный (лишнее слово - жесткий, общий признак - температура, по-детски – «нагретость»).

2 вариант упрощенной игры.

Называйте не четыре, а только три слова, из которых надо выбрать лишнее. Но уже не называйте общий признак. Пусть ребенок сам догадывается.

Скажи  по- другому (синонимы) и наоборот (антонимы)

Игра опять строится на вашем примере. Скажите ребенку примерно следующее:

Есть слова, которые означают одно и то же. Например:

жесткий - твердый,

печальный - грустный,

смелый - храбрый,

блестеть - сиять,

сердиться - злится,

враг - противник, и так далее.

Я буду называть одно из таких слов, а ты подумай, как его можно сказать «по - другому»

А есть слова, которые означают противоположное понятие. Например:

жара - холод

добро - зло

друг - враг

здоровый - больной

горький - сладкий

белый - черный

говорить - молчать

смеяться - плакать

ложиться - вставать

закрывать - открывать и т.д.

Пусть ребенок подбирает антонимы к словам.

Попробуйте меняться ролями - пусть ребенок придумывает задание для вас.

Недооценка родителей значения игры отрицательно сказывается на развитии детей не только на этапе дошкольного детства, но и на последующем становлении их личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для педагогов "Вместе весело играть и здоровье укреплять"

Мастер-класс для педагогов«Вместе весело играть и здоровье укреплять» Цель мастер-класса - создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его ...

Буклет к мастер-классу из цикла "Вместе с мамой" на тему "Биоэнергопластика"

Материал предназначен как вспомогательной наглядное пособие к проведению мастер-класса....

Мастер класс для родителей вместе с детьми в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет «Ладушки» на тему: «Развитие мелкой моторики рук»

Познакомить и научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики рук детей....

Мастер – класс «Учимся рисовать вместе с детьми»

Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет соб...

Мастер – класс для родителей вместе с детьми логопедической группы.

Мастер – класс для родителей вместе с детьми логопедической группы.«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях».Цель: познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой. Научить...