Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа семейного клуба «Мамина школа»
рабочая программа (младшая группа)

Жбанова Алена Валерьевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа семейного клуба «Мамина школа»

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Алёна\Desktop\новая, аттестация\CCI17082020.jpg

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы

3

2.

Пояснительная записка

5

3.

Учебно-тематический план

8

4.

Содержание изучаемого курса

10

5.

Календарно-тематический план

11

5.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

16

6.

Список использованных источников

17


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа семейного клуба «Мамина школа»

Руководитель программы

Баринова Алена Валерьевна, воспитатель первой младшей группы

Организация-исполнитель

МДОУ «Детский сад №98 комбинированного вида»

Адрес организации

исполнителя

430034, г. Саранск, проспект 60 лет Октября, д.24

Цель программы

Способствовать психофизическому, личностному и интеллектуальному развитию детей от двух до трех лет через объединение усилий семьи и педагогов 

Направленность программы

Разработанная программа семейного клуба «Мамина школа» направлена на формирование знаний родителей об особенностях развития детей в раннем возрасте (2-3 лет); умений найти правильный подход к ребенку, учитывая индивидуальные личностные особенности; навыков сотрудничества с ребенком, признание за ребенком право на собственный выбор, на собственную позицию, обеспечивающее понимание и лучшее взаимодействие в семье

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

дошкольное образование

Система реализации контроля за исполнением программы

Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

Практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

В результате освоения программы слушатели будут иметь представления: об особенностях развития детей раннего возраста (физическом, речевом, психиче-

ском, познавательной и предметной деятельности и др.);

Знать: как поддержать здоровье ребенка, привить любовь к труду и физическим упражнениям как основам здорового развития малыша; как избежать заболеваний ребенка и как с ними бороться;

Уметь: максимально плавно адаптировать ребенка к детскому саду, вызвать интерес к общению со сверстниками, приучить к режиму дня; правильно организовать игровую деятельность;

Владеть: навыками использования комплексных упражнений по развитию речи, мышления, сенсорного развития и мелкой моторики у детей раннего возраста.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Направленность программы

Семейный клуб «Мамина школа» осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования, уставом ДОУ, настоящим положением.

Разработанная программа семейного клуба «Мамина школа» направлена на формирование знаний родителей об особенностях развития детей в раннем возрасте (1,5-3 лет); умений найти правильный подход к ребенку, учитывая индивидуальные личностные особенности; навыков сотрудничества с ребенком, признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию, обеспечивающее понимание и лучшее взаимодействие в семье.

Она предназначена для педагогов дошкольных учреждений, психологов, родителей с детьми раннего дошкольного возраста от двух до трех лет, а также для использования в домашних условиях.

Участниками Семейного клуба являются родители детей раннего возраста, педагоги, медицинские работники.

Основными принципами работы Семейного клуба являются добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.

Работу по этой программе рекомендуется проводить с сентября по май.

 Занятия проводятся для родителей детей, посещающих первую младшую группу, поэтому при составлении программы было особенно важно подобрать темы бесед, упражнений, семинарских и практических заданий в строгом соответствии развитию детей раннего дошкольного возраста (от двух до трех лет).

  1.  Новизна программы

Семья, где появился и растет маленький ребенок, особенно, если ребенок первый, часто нуждается в поддержке специалистов, которые помогут утвердиться семье в родительской компетентности, выработать правильную стратегию воспитания. Совместная слаженная деятельность педагогов и родителей позволит создать благоприятные условия для быстрой адаптации малыша в учебном учреждении и получить первый положительный опыт социализации, что является весьма важным для дальнейшего развития ребенка как социальной личности.

  1. Актуальность программы

Актуальность разработки программы семейного клуба «Мамина школа» заключается в следующем:

1) забота о раннем развитии детей, система поддержки детей раннего возраста и их родителей;

2) малая сеть образовательных услуг для детей раннего возраста;

3) смена традиционной системы обучения на новое образование, которое сохраняет некоторые ценности традиционного, и стремится к индивидуализации траектории обучения, адекватных возрасту (1,5-3 лет);

4) увеличение запроса родителей на использование в ДОУ образовательных технологий, сохраняющих самоценность детства и имеющих гуманистическую направленность.

  1. Отличительные особенности программы

Работа по программе семейного клуба «Мамина школа» позволяет воспитателям ДОУ напрямую взаимодействовать с родителями ребенка, разрабатывать и координировать совместные действия по воспитанию детей, предупреждать возникновение проблем, связанных с особенностями воспитания и здоровьем ребенка; программа предназначена для создания в детском саду необходимых условий для развития ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, повышение компетентности родителей в области воспитания ребенка раннего возраста, обеспечение целостного развития личности дошкольника.

  1. Педагогическая целесообразность программы

Развитие психических процессов и свойств личности наиболее интенсивно происходит именно в раннем возрасте. По некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. Очень важно так построить жизнь ребенка, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Компетентный педагог и родитель могут способствовать успешному психическому развитию ребенка, эффективно решать возникающие трудности в воспитании и общении с детьми, способствуя гармоничному развитию каждого ребенка в целом. Тренинговые упражнения, семинарские занятия, практикумы предполагает максимальную активность родителей, что является гарантом дальнейшего использования приобретенных знаний и навыков в повседневной жизни.

  1. Цель программы

Способствовать психофизическому, личностному и интеллектуальному развитию детей с двух до трех лет, через объединение усилий семьи и педагогов.

  1. Задачи программы
  1. Образовательные (обучающие)

а) установить доверительные отношения между педагогами и родителями с целью создания благоприятных условий для успешной социализации ребенка;

б) провести психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников с учетом потребностей и особенностей семей;

в) обучить родителей способам применения различных видов игровых средств обучения (организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми);

  1. Развивающие

г) провести комплексную профилактику различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей, посещающих детский сад;

  1. Воспитательные

 д) обеспечить эффективное взаимодействие детского сада и семей воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития детей в условиях детского учреждения и семьи.

  1. Возраст детей

2-3 года

  1. Срок реализации

1 год (сентябрь-май)

  1. Формы и режим занятий

Беседы, лекции, консультации, обсуждения, тренинги, семинары, практикумы, презентации, дискуссии, мастер-классы, опрос

  1. Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате освоения программы слушатели будут иметь представления: об особенностях развития детей раннего возраста (физическом, речевом, психическом, познавательной и предметной деятельности и др.);

знать: как поддержать здоровье ребенка, привить любовь к труду и физическим упражнениям как основам здорового развития малыша; как избежать заболеваний ребенка и как с ними бороться;

уметь: максимально плавно адаптировать ребенка к детскому саду, вызвать интерес к общению со сверстниками, приучить к режиму дня; правильно организовать игровую деятельность;

владеть: навыками использования комплексных упражнений по развитию речи, мышления, сенсорного развития и мелкой моторики у детей раннего возраста.

Форма подведения итогов

Проведение «Круглого стола».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование

разделов и тем

Количество часов

всего

теории

практики

кол-во

занятий

час.

1.

Круглый стол «Давайте познакомимся»

1

0,5

0,25

0,25

I. Адаптация ребенка в детском саду

2.

Как помочь малышу привыкнуть к детскому саду

2

1

0,5

0,5

3.

Ребенок не хочет ходить в детский сад. Что делать?

2

1

0,5

0,5

4.

 Комплексные адаптационные развивающие занятия

2

1

0,25

0,75

II. Особенности развития детей от двух до трех лет

5.

Физическое развитие

1

0,5

0,25

0,25

6.

Особенности психического развития и познавательной деятельности

2

1

0,5

0,5

7.

Общение со взрослыми и сверстниками. Кризис 3-х лет

2

1

0,5

0,5

III. Здоровье ребенка в детском саду

8.

Детские заболевания и их профилактика

2

1

0,5

0,5

9.

Комплексы утренних гимнастик для детей 2-3 лет

2

1

0,25

0,75

10.

Физическая культура и спорт как основа развития здорового ребенка

2

1

0,25

0,25

IV. Развиваем мышление, речь, сенсорику и мелкую моторику

11.

Речевое развитие

2

1

0,25

0,75

12.

Развитие продуктивной деятельности

2

1

0,25

0,75

13.

Сенсорное развитие и мелкая моторика

2

1

0,25

0,75

14.

Знакомство с художественной литературой

2

1

0,5

0,5

V. Игровая деятельность

15.

Игра-ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста

2

1

0,5

0,5

16.

Игрушка в жизни ребенка раннего возраста

2

1

0,25

0,75

17.

Игры на свежем воздухе. Сюжетно-ролевые игры

1

0,5

-

0,5

18.

Круглый стол «Подведение итогов»

1

0,5

0,25

0,25

Итого:

32

16

6

10

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Формы занятий, планируемых по каждой теме или разделу

Номер раздела

Наименование раздела

Формы занятий

I

Адаптация ребенка в детском саду

Лекции, беседы, обсуждения, консультации, практикумы, тренинги

II

Особенности развития детей от двух до трех лет

Практикумы, мини-лекции, консультации, тренинги

III

Здоровье ребенка в детском саду

Лекции, беседы, тренинги, консультации, обмен опытом

IV

Развиваем мышление, речь, сенсорику и мелкую моторику

Консультации, беседы, тренинги, мастер-классы

V

Игровая деятельность

Беседы, дискуссии, мастер-классы, тренинги

  1. Приемы и методы организации

Словесные методы: устное изложение, объяснение, беседа, комментирование;

Практические методы: работа с книгой, текстом, выполнение творческих заданий (поделки из бумаги, пластилина, рисование, конструирование), сочинение сказок, загадок, рассказов, выполнение физических упражнений;

Игровые методы: фантазирование, театральная импровизация, живая наглядность;

Наглядные методы: показ видеоматериалов, иллюстраций, презентаций, прослушивание аудиоматериалов.

Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга.

  1. Дидактический материал

Таблицы различного содержания, включая тестовые, схемы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, сборники упражнений, методические указания, поделочный материал, видеозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства

  1. Техническое оснащение занятий

Аудиомагнитофон, ноутбук, мультимедийный проектор

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Список источников для педагогов

  1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Изд-во «Учитель», 2005. – 270 с.
  2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: Мозаика-синтез, 2015. – 112 с.
  3. Детско-родительский клуб «Веселая семейка»: Практические материалы. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
  4. Затулина Г. Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа. Методическое пособие. – М.: Центр пед. Образования, 2015. – 160 с.
  5. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста / авт. и сост. Е. В. Полозова : учебное пособие для воспитателей и метоистов. - Воронеж, 2007. – 138 с.
  6. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методич. пособие / сост. Е. С. Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 192 с.
  7. Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов / сост. Т. В. Цветкова. – М.: Сфера, 2013. – 128 с.
  8.  Стефанко А. В. Организация воспитательно-познавательного процесса в группе для детей раннего возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 256 с.

Список источников для слушателей

  1. Литвинова О. Э. Конструирование с детьми раннего школьного возраста: учеб.-метод. пособие – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 256 с.
  2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007. – 144 с.
  3. Соколова Л. А. Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 80 с.
  4. Хомякова Е. Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб.: Детство-пресс, 2013. – 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Школа мяча»

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа мяча»Направленность: физкультурно-спортивнаяУровень: базовыйВозраст обучающихся: 5-7 летСрок реализации: 1 г...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Школа будущего первоклассника». Методическая разработка

данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учет индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приемов обучения по...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "По дороге в школу"

Актуальность программы Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы. Готовность к обучению в школе принято рассматривать как физиологическую, психологич...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Школа медвежонка"

Программа направлена на развитие познавательных способностей детей, психических процессов (памяти, внимания, мышления, коммуникативных способностей ребенка, расширение знаний об окружающем мире, ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа литературного клуба «Солнышко»

Книги содержат в себе опыт прошлых поколений, накопленные человечеством знания. Велика роль книги в воспитании человека, в формировании его нравственного и морального облика. Она учит и как поступать ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа светофора» стартовый уровень Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года

Данная программа рассчитана на 2 года обучения, предназначена для проведения педагогической работы с детьми от 5 о 7 лет. Целью данной программы является формирование навыков безопасного поведения на ...