Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа литературного клуба «Солнышко»
рабочая программа по развитию речи
Книги содержат в себе опыт прошлых поколений, накопленные человечеством знания. Велика роль книги в воспитании человека, в формировании его нравственного и морального облика. Она учит и как поступать в том, или ином случае. Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
познавательно-речевому направлению развития детей № 43
«Журавушка» г. Лесосибирска»
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета протокол №1 от 30.08.2023г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующая МАДОУ «Детский сад №43 «Журавушка» _______________ А.А.Серебрякова приказ № ________от 30.08.2023г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
литературного клуба «Солнышко»
Возраст обучающихся: 5-7
Срок реализации: 1 год
Авторы-составители:
Казаченко Любовь Анатольевна,
воспитатели.
г.Лесосибирск, 2023г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа литературного клуба «Солнышко» МАДОУ «Детский сад №43 «Журавушка» разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей
(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Устав МАДОУ «Детский сад №43 «Журавушка»;
- Правила внутреннего распорядка МАДОУ «Детский сад №43 «Журавушка».
Пояснительная записка
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Книги содержат в себе опыт прошлых поколений, накопленные человечеством знания. Велика роль книги в воспитании человека, в формировании его нравственного и морального облика. Она учит и как поступать в том, или ином случае. Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.
Актуальность
Сегодня в стране ведется серьезная работа по привлечению внимания к проблемам чтения. «Национальная программа поддержки и развития чтения», подготовленная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом, отмечает снижение интереса к чтению у населения. Как известно, дети любят выдумывать различные игры, сочинять сказки, небылицы, создавать ситуации, которые мы, взрослые, иногда считаем баловством. А ведь это не что иное, как стихийное проявление творчества. Побуждать к нему – значит обращать внимание дошкольников на внутренний, духовный мир человека
Актуальность данной программы определяется с одной стороны целями и задачами дополнительного образования, с другой - необходимостью формирования у детей понятия, что книга – источник знания.
Цель: развитие литературного интереса и творческого мышления детей 5-7 лет, через деятельность литературного клуба «Солнышко»
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
- воспитывать интерес и любовь детей к книге;
- способствовать формированию умений детей слушать, слышать и воспринимать художественные тексты, эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям;
- познакомить родителей с методами и приёмами приобщения детей к высокохудожественной литературе, с разными видами домашнего чтения;
- воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.
Программа составлена на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
Сроки реализации программы
Программа литературного клуба «Солнышко» рассчитана на один год обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
Формы и режим
Курс занятий по программе рассчитан на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся во второй половине дня. Продолжительность занятий 20 минут. Общее количество занятий в год составляет: 36 занятий. Также организуются литературные вечера совместно с родителями 1 раз в месяц.
Формы работы литературного клуба «Солнышко»:
- литературная гостиная
- литературные вечера
- тематические недели
- викторины
- беседы
- книжные выставки и тематические выставки рисунков и поделок
- конкурсы чтецов
- литературные игры и праздники
- экскурсии
- просмотр диафильмов, мультфильмов, презентаций
- акции
Основные методы работы
Методы | Приемы |
Наглядный | Показ иллюстраций, картинок, игрушек Элементы инсценировки Движение пальцами, руками Схемы Алгоритмы Просмотр видеофильмов, диафильмов, видеоматериалов Оформление выставки |
Словесный | Чтение произведений по книге или наизусть Чтение с продолжением Рассказывание Словесное рисование Вопросы к детям по содержанию произведений Пересказ произведения Заучивание наизусть Выразительное чтение Беседа по произведению, о книге, после чтения Прослушивание аудиозаписей |
Практический | Графическое рисование Составление картинного плана текста Составление модельного плана Рассказывание по ролям Рассказывание от лица героя Инсценирование Игры-драматизации Дидактические игры Театрализованные игры Использование разных видов театра Игровая деятельность |
Примерная структура занятий
1. Знакомство с творчеством писателей и поэтов
1.1. Обзорные беседы о творчестве и жизненном пути некоторых детских писателей и поэтов.
1.2. Чтение и обсуждение избранных произведений определённых авторов.
1.3. Интерпретация стихотворных текстов, знакомство с историей создания произведения.
1.4. Обзор произведений русского фольклора.
2. Творческие мастерские
2.1. Изобразительные и выразительные средства художественной речи, использование их в собственных творческих работах.
2.2. Жанры художественной литературы, их практическое осмысление.
3. Занятия по художественному чтению
3.1. Работа над артикуляцией и постановка дыхания при декламации. Приёмы владения голосом для передачи настроения и смысла стихотворения.
3.3 Изучение способов быстрого и твёрдого запоминания стихотворных текстов.
3.4 Декламация в музыкальном оформлении.
3.5 Художественное чтение
4. Литературные беседы и вечера
1.1. Отбор материала и составление сценария литературного вечера.
1.2. Составление презентации к литературному вечеру по материалам сценария
1.3 Проведение литературного вечера в музыкальном зале ДОУ.
План литературных вечеров
мероприятия | сроки | ответственные | участники |
«Доброму – добрая память» Э.Успенский | сентябрь | воспитатель | Дети, родители |
«Человек без книги, что птица без крыльев» Моя семья | октябрь | Воспитатель, родители | Дети, родители |
«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» По мотивам русской сказки «Колобок» | ноябрь | Воспитатель, родители | Дети, родители |
«Это что за остановка – Бологое иль Поповка?» По произведениям С. Маршака. | декабрь | воспитатель | Дети, родители, старшие и младшие братья и сестры. |
«Лесосибирск – родной наш город» | январь | Воспитатель, музыкальный руководитель | Дети, родители, библиотекарь, работник музея, музыкальный руководитель |
«У природы нет плохой погоды» Времена года | февраль | Воспитатель, музыкальный руководитель | Дети, родители, музыкальный руководитель |
«Сила птицы в крыльях, а человека в дружбе» Культура разных национальностей | март | Воспитатель, родители | Дети, родители |
«Первое апреля – никому не веря» День смеха | апрель | Воспитатель. | Дети, родители |
«Дом под крышей голубой» День Земли | май | Воспитатель | Дети, родители |
Сотрудничество | |||
Театр «Поиск» | 2 раза в год | ||
Библиотека им. А. Гайдара | Один раз в квартал | ||
Библиотека в рамках проекта «Книжкин сундучок» | ежемесячно | ||
Музей леса | Один раз в квартал |
Материально-техническое обеспечение
№ | Наименование | Количество |
1. | Доска | 1 шт. |
2. | Стол письменный | 1 шт. |
3. | Столы детские | 5 шт. |
4. | Стулья детские | 10 шт. |
5. | Стул взрослый | 1 шт. |
6. | Шкаф для материала | 1 шт. |
7. | Часы | 1 шт. |
8. | Умывальник | 1 шт. |
9. | Урна | 1 шт. |
10. | Ноутбук, проектор | 1 шт. 1 шт. |
Материалы и инструменты | Количество |
Ширмы | 3 шт. |
Разные виды кукольного театра | |
Пальчиковый Ложковый магнитный | 3 1 2 |
Набор портретов детских писателей и поэтов | 1 |
Центр ряженья (костюмерная) | 1 |
Книги, журналы, энциклопедии | |
Для создания атрибутики: | 10 |
Восковые мелки | 10 |
Цветная бумага | 10 |
Цветной картон | 10 |
Клей | 10 |
Ножницы | 10 |
Кадровое обеспечение: программу будут осуществлять Супруненко Ольга Михайловна, Казаченко Любовь Анатольевна, воспитатели.
Планируемые результаты освоения программы.
Ребенок проявляет эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать.
Познавательный интерес детей проявляется в желании выполнить творческое задание, прослушать книгу, побывать на экскурсии, посетить библиотеку.
Формирование ценностного отношения к книге у детей проявляется в следующем:
−в словесном выражение собственного впечатления от объекта (Какой? Какая? Какое?);
−в форме и содержании выполненного по желанию творческого задания (рисунка, стихотворения, сказки, рассказа, поделке);
−в объяснении необходимости бережного отношения к книгам.
-повышение уровня восприятия литературных произведений;
- появление начальных осознаний основ жанра, способности замечать отдельные выразительные средства языка;
- сформированность представлений о книжной графике, её особенностях (связь с текстом).
- повышение интереса к книге как к источнику знаний.
Должны знать:
-детских русских писателей и их произведения;
- правила обращения с книгой;
- литературные жанры (сказка, стихотворение, рассказ, быль).
Должны уметь:
- слушать и воспринимать литературное произведение;
- читать стихи наизусть;
- рассказывать сказки;
- участвовать в инсценировке произведений;
- ориентироваться в книге.
Применять на практике:
1. Проявлять желание слушать большие по объему литературные тексты, активно принимать участие в анализе происходящих событий.
2. Называть любимые сказки и рассказы. Знать несколько стихотворений.
3. Знать и уметь соблюдать правила культурного обращения с книгой.
Итогом реализации программы являются выставки детских работ в детском саду; участие детей в литературных конкурсах различного уровня; дни презентации детских работ родителям, сотрудникам, детям; составление альбома лучших работ.
Список используемой литературы.
- ФГОС ДО
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 2001
- Ушакова О. С. "Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. ФГОС ДО" Издательство: Сфера, 2019 г
- Тимофеева И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. СПб.: Детство-Пресс, 2000.
- Белобрыкина, О. А. Речь и общение : популярное пособие для родителей и 20 педагогов - Ярославль : Академия развития : Академия К, 2008.
- Интернет - ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.
Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/23/picture-1096227-1545536382.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/23/picture-834800-1479908504.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/08/picture-846859-1478631559.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....