Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа литературного клуба «Солнышко»
рабочая программа по развитию речи

Казаченко Любовь Анатольевна

Книги содержат в себе опыт прошлых поколений, накопленные человечеством знания. Велика роль книги в воспитании человека, в формировании его нравственного и морального облика. Она учит и как поступать в том, или ином случае. Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_literat_klub_solnyshko.docx36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по

 познавательно-речевому направлению развития детей № 43

 «Журавушка» г. Лесосибирска»

ПРИНЯТА

на заседании

педагогического совета протокол №1 от 30.08.2023г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующая МАДОУ

«Детский сад №43 «Журавушка»

_______________ А.А.Серебрякова

приказ № ________от 30.08.2023г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

литературного клуба  «Солнышко»

Возраст обучающихся: 5-7

Срок реализации: 1 год

Авторы-составители:

Казаченко Любовь Анатольевна,

воспитатели.

г.Лесосибирск, 2023г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа литературного клуба «Солнышко» МАДОУ «Детский сад №43 «Журавушка» разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Концепция  развития  дополнительного  образования  детей

(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к  устройству,  содержанию  и  организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
  • Письмо  Минобрнауки  России  от  11.12.2006  г.  №  06-1844  «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
  • Приказ  Министерства  образования  и  науки  Российской Федерации  (Минобрнауки  России)  от  29  августа  2013  г.  №  1008  г.  Москва «Об  утверждении  Порядка  организации  и  осуществления  образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Устав МАДОУ «Детский сад №43 «Журавушка»;
  • Правила внутреннего распорядка МАДОУ «Детский сад №43 «Журавушка».

                                                     

           Пояснительная записка

 

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Книги содержат в себе опыт прошлых поколений, накопленные человечеством знания. Велика роль книги в воспитании человека, в формировании его нравственного и морального облика. Она учит и как поступать в том, или ином случае. Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.

Актуальность

Сегодня в стране ведется серьезная работа по привлечению внимания к проблемам чтения. «Национальная программа поддержки и развития чтения», подготовленная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом, отмечает снижение интереса к чтению у населения. Как известно, дети любят выдумывать различные игры, сочинять сказки, небылицы, создавать ситуации, которые мы, взрослые, иногда считаем баловством. А ведь это не что иное, как стихийное проявление творчества. Побуждать к нему – значит обращать внимание дошкольников на внутренний, духовный мир человека

Актуальность данной программы определяется с одной стороны целями и задачами дополнительного образования, с другой - необходимостью формирования у детей понятия, что книга – источник знания.

Цель: развитие литературного интереса и творческого мышления детей 5-7 лет, через деятельность литературного клуба «Солнышко»

Настоящая программа способствует решению следующих задач:

- воспитывать интерес и любовь детей к книге;

- способствовать формированию умений детей слушать, слышать и воспринимать художественные тексты, эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям;

- познакомить родителей с методами и приёмами приобщения детей к высокохудожественной литературе, с разными видами домашнего чтения;

- воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.

Программа составлена на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

Сроки реализации программы

Программа литературного клуба  «Солнышко» рассчитана на один год обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.

Формы и режим

Курс занятий по программе рассчитан на 1 занятие  в  неделю. Занятия проводятся во второй половине дня. Продолжительность занятий 20 минут. Общее количество занятий в год составляет: 36 занятий. Также организуются литературные вечера совместно  с родителями 1 раз в месяц.

Формы работы литературного клуба «Солнышко»:

  • литературная гостиная
  • литературные вечера
  • тематические недели
  • викторины
  • беседы
  • книжные выставки и тематические выставки рисунков и поделок
  • конкурсы чтецов
  • литературные игры и праздники
  • экскурсии
  • просмотр диафильмов, мультфильмов, презентаций
  • акции        

Основные методы работы

Методы

Приемы

Наглядный

Показ иллюстраций, картинок, игрушек

Элементы инсценировки

Движение пальцами, руками

Схемы

Алгоритмы

Просмотр видеофильмов, диафильмов, видеоматериалов

Оформление выставки

Словесный

Чтение произведений по книге или наизусть

Чтение с продолжением

Рассказывание

Словесное рисование

Вопросы к детям по содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть

Выразительное чтение

Беседа по произведению, о книге, после чтения

Прослушивание аудиозаписей

Практический

Графическое рисование

Составление картинного плана текста Составление модельного плана Рассказывание по ролям

Рассказывание от лица героя Инсценирование

Игры-драматизации

Дидактические игры

Театрализованные игры

Использование разных видов театра Игровая деятельность

Примерная структура занятий

 

1.  Знакомство с творчеством писателей и поэтов

1.1. Обзорные беседы о творчестве и жизненном пути некоторых  детских писателей и поэтов.

1.2. Чтение и обсуждение избранных произведений определённых авторов.

1.3. Интерпретация стихотворных текстов, знакомство с историей создания произведения.

1.4. Обзор произведений русского фольклора. 

2.  Творческие мастерские

2.1. Изобразительные и выразительные средства художественной речи, использование их в собственных  творческих работах.

2.2. Жанры художественной литературы, их практическое осмысление.

3.    Занятия по художественному чтению

3.1. Работа над артикуляцией и постановка дыхания при декламации. Приёмы владения голосом для передачи настроения и смысла стихотворения.

3.3 Изучение способов быстрого и твёрдого запоминания стихотворных текстов.

3.4 Декламация в музыкальном оформлении.

3.5 Художественное чтение

4.   Литературные беседы и вечера

1.1. Отбор материала и составление сценария литературного вечера.

1.2. Составление презентации к литературному вечеру по материалам сценария

1.3  Проведение литературного вечера в музыкальном зале ДОУ.

План литературных вечеров

мероприятия

сроки

ответственные

участники

«Доброму – добрая память»

Э.Успенский

сентябрь

воспитатель

Дети, родители

«Человек без книги, что птица без крыльев»

Моя семья

октябрь

Воспитатель, родители

Дети, родители

«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

По мотивам русской сказки «Колобок»

ноябрь

Воспитатель, родители

Дети, родители

«Это что за остановка – Бологое иль Поповка?»

По произведениям С. Маршака.

декабрь

воспитатель

Дети, родители, старшие и младшие братья и сестры.

«Лесосибирск – родной наш город»

январь

Воспитатель, музыкальный руководитель

Дети, родители, библиотекарь, работник музея, музыкальный руководитель

«У природы нет плохой погоды»

Времена года

февраль

Воспитатель, музыкальный руководитель

Дети, родители, музыкальный руководитель

«Сила птицы в крыльях, а человека в дружбе»

Культура разных национальностей

март

Воспитатель, родители

Дети, родители

«Первое апреля – никому не веря»

День смеха

апрель

Воспитатель.

Дети, родители

«Дом под крышей голубой»

День Земли

май

Воспитатель

Дети, родители

Сотрудничество

Театр «Поиск»

2 раза в год

Библиотека им. А. Гайдара

Один раз в квартал

Библиотека в рамках проекта «Книжкин сундучок»

ежемесячно

Музей леса

Один раз в квартал

Материально-техническое обеспечение

Наименование

Количество

1.

Доска

1 шт.

2.

Стол  письменный

1 шт.

3.

Столы  детские

5 шт.

4.

Стулья детские

10 шт.

5.

Стул  взрослый

1  шт.

6.

Шкаф для материала

1 шт.

7.

Часы

1 шт.

8.

Умывальник

1 шт.

9.

Урна

1 шт.

10.

Ноутбук, проектор

1 шт. 1 шт.

Материалы и инструменты

Количество

Ширмы

3 шт.

Разные виды  кукольного театра

Пальчиковый

Ложковый

магнитный

3

1

2

Набор портретов детских писателей и поэтов

1

Центр ряженья (костюмерная)

1

Книги, журналы, энциклопедии

Для создания атрибутики:

10

Восковые мелки

10

Цветная бумага

10

Цветной картон

10

Клей

10

Ножницы

10

Кадровое обеспечение: программу будут осуществлять Супруненко Ольга Михайловна, Казаченко Любовь Анатольевна, воспитатели.

Планируемые результаты освоения программы.

Ребенок проявляет эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать.

Познавательный интерес детей проявляется в желании выполнить творческое задание, прослушать книгу, побывать на экскурсии, посетить библиотеку.

Формирование ценностного отношения к книге у детей проявляется в следующем:

в словесном выражение собственного впечатления от объекта (Какой? Какая? Какое?);

в форме и содержании выполненного по желанию творческого задания (рисунка, стихотворения, сказки, рассказа, поделке);

в объяснении необходимости бережного отношения к книгам.

-повышение уровня восприятия литературных произведений;

- появление начальных осознаний основ жанра, способности замечать отдельные выразительные средства языка;

- сформированность представлений о книжной графике, её особенностях (связь с текстом).

- повышение интереса к книге как к источнику знаний.

Должны знать:

-детских русских писателей и их произведения;

- правила обращения с книгой;

- литературные жанры (сказка, стихотворение, рассказ, быль).

Должны уметь:

- слушать и воспринимать литературное произведение;

- читать стихи наизусть;

- рассказывать сказки;

- участвовать в инсценировке произведений;

 - ориентироваться в книге.

Применять на практике:

 1. Проявлять желание слушать большие по объему литературные тексты, активно принимать участие в анализе происходящих событий.

2. Называть любимые сказки и рассказы. Знать несколько стихотворений.

3. Знать и уметь соблюдать правила культурного обращения с книгой.

Итогом   реализации программы являются выставки детских работ в детском саду; участие детей в литературных конкурсах различного уровня; дни презентации детских работ родителям, сотрудникам, детям; составление альбома лучших работ.

Список используемой литературы.

  1. ФГОС ДО
  2. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 2001
  3. Ушакова О. С. "Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. ФГОС ДО" Издательство: Сфера, 2019 г
  4. Тимофеева И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. СПб.: Детство-Пресс, 2000.
  5. Белобрыкина, О. А. Речь и общение : популярное пособие для родителей и 20 педагогов - Ярославль : Академия развития : Академия К, 2008.
  6. Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.

Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....