Консультация для родителей "О развитии восприятия у детей младшего дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)

Гусева Виктория Романовна

С 1 года до 3 лет – период раннего детства – приносит ребенку новые большие достижения. Действительно, трехлетний ребенок уже многое умеет: способен к самообслуживанию, выполняет элементарные правила поведения. В возрасте 2-4 лет у ребенка активно развивается восприятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О развитии восприятия у детей младшего дошкольного возраста.

С 1 года до 3 лет – период раннего детства – приносит ребенку новые большие достижения. Действительно, трехлетний ребенок уже многое умеет: способен к самообслуживанию, выполняет элементарные правила поведения. Основными достижениями раннего детства являются: овладение прямой походкой, развитие предметной деятельности и овладение речью.

В возрасте 2-4 лет у ребенка активно развивается восприятие. Этот процесс идет под влиянием продуктивной, конструктивной и художественной деятельности.

Восприятие ребенка тесно связано с выполняемыми предметными действиями. Малыш может определить форму, величину, цвет предметов, их положение в пространстве тогда, когда это необходимо для выполнения доступного ему действия.

В других же случаях восприятие маленького ребенка может оказаться расплывчатым, неточным. Знакомясь со свойствами предметов, разнообразными формами, цветами, отношениями величин, пространственными отношениями, ребенок накапливает запас представлений об этих свойствах, что очень важно для его дальнейшего умственного развития.

Однако, если предметы просто находятся перед глазами ребенка, рассматриваются, но ему не надо специально выяснять их форму, цвет и другие свойства, это не сформирует у ребенка четкие представления.  Такие представления образуются только в результате многократного выполнения действий с предметами, обладающими теми или иными свойствами.

Таким образом, для обогащения ребенка раннего возраста представлениями о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с как можно большим количеством разнообразных вещей.  Не нужно ограничивать материал, с которым действует малыш, 2-3 формами и 3-4 цветами –ребенок третьего года жизни вполне может усвоить  представление о 5-6 формах ( круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник)

В возрасте 3-4 лет дети учатся узнавать все цвета, запоминать их названия, различать их оттенки.

Развитие восприятия происходит в процессе обучения. Вначале ребенок просто играет, производит какие-то действия с незнакомыми предметами, получает первые представления о них.

Затем знакомится со свойствами предметов с помощью ориентировочных исследовательских движений рук и глаз.

Когда ребенок становится старше, процесс восприятия, оставаясь по-прежнему активным, начинает протекать внутренне, только в сознании ребенка. В результате, превращаясь в умственное действие.

Если ребенка не обучать специально, восприятие долго остается поверхностным, отрывочным, и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности. (рисования, конструирования)

На первых порах, решая даже самую простую задачу, ребенок не учитывает свойств предметов. Если взрослый показывает ребенку, как поставить красный кубик на желтый, малыш, подражая действиям взрослого, не обращает внимания на цвет. Это происходит не потому, что дети плохо различают свойства, а в силу непонимания их значения, отсутствия постоянной ориентировки на них.

Как же связано развитие восприятия и образования представления о свойствах предметов в раннем возрасте с развитием речи ребенка?

Наряду со зрительным восприятием в раннем детстве интенсивно развивается и слуховое восприятие.

Основная деятельность детей в раннем возрасте, связанная с восприятием звуков – речевое общение. Как правило, к 3м годам дети уже воспринимают все звуки родного языка.

С детьми 3-4 лет можно проводить следующие игры- занятия, развивающие восприятие величины, формы, цвета.

1.Игра «Большие и маленькие»

Цель: научить ребенка чередовать предметы по величине.

2. «Какой мяч больше?»

3. «Какой это формы?»

Цель: научить ребенка чередовать предметы по форме.

4. «Елочки и грибочки».

Цель: научить чередовать предметы по цвету.

5. «Гуси с гусятами»

Цель: научить ребенка чередовать предметы по цвету, делая выбор элементов 3 заданных цветов из 5 предложенных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие активного словаря детей младшего дошкольного возраста посредством иллюстраций"

Данный материал будет интересен воспитателям дошкольных образовательных учреждений по развитию активного словаря дошкольников. Раскрываются методы и приемы, позволяющие эффективно осуществлять совмест...

Консультация для родителей "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"

Очень важно с самого раннего возраста развивать не только интеллектуальные, но и творческие способности малыша. В данной консультации предлагаются рекомендации для родителей как развивать творческие с...

Консультация для родителей «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста».В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи вз...

Консультация для родителей: "Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста"

Важное значение для своевременного развития речи имеет отношение взрослого к развитию ребенка. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребенком, сколько времени уделяют речевому о...

Консультация для родителей " Развитие восприятия цвета детьми младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей " Развитие восприятия цвета детьми младшего дошкольного  возраста"...