Роль музыкального воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста
статья

Гуськова Мария Владимировна

Статья (консультация для родителей) о значимости музыкального воспитания для гармоничного развития ребенка дошкольного возраста.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль музыкального воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста

Трудно переоценить значение музыки для общего и музыкального развития детей в любом возрасте. Издревле ей отводилось значимое место в жизни народа — матери, напевая колыбельные своим малышам, укладывали их спать, воины перед битвой воодушевляли себя песней, а в случае смерти близкого человека, в песне-плаче выражали свое горе. Музыка, как и человеческое общество, стремительно развивалась и продолжает развиваться в настоящее время, отражая чувства и мысли людей, выражая их отношение к окружающей действительности. Для младенца музыка — неотъемлемая часть его только начавшейся жизни, один из способов познания большого и необъятного мира. Для взрослого – способ отдохнуть от повседневных забот и проблем.

В последние годы в периодической печати и научно-методических изданиях все чаще и чаще появляются статьи о музыкальном воспитании детей раннего и дошкольного возраста, что свидетельствует о возрастающем интересе к данной теме. Наряду с этим активно развивается современное дошкольное образование. Появляется множество современных систем и программ, направленных на музыкальное воспитание детей указанного возраста.

Приобщение детей раннего и дошкольного возраста к миру музыки оказывает положительное воздействие на формирование ценностного отношения к искусству и окружающей действительности, способствует личностному развитию ребёнка. Наряду с этим, одним из важнейших компонентов человеческой культуры является воспитание, а музыка обладает широким диапазоном воспитательного воздействия на детскую личность. Музыкальные впечатления ребёнка способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что очень важно для интеллектуального развития дошкольника.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации индивидуальных творческих проявлений в музыкальной деятельности. Большое значение имеет окружение, в котором растет ребенок, особенно в первые годы жизни. Поэтому, в учебно-воспитательном процессе особая роль принадлежит семье. Она имеет решающее значение в формировании личности ребенка. Отсутствие разнообразных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в первые годы жизни рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, рассказать малышу какие чувства и эмоции она передает. Семья является первой и наиболее значимой ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки.

Все дети разные, и, поэтому, музыкальные способности у них проявляются по-разному, у кого-то раньше, у кого-то позже. Более 150 лет изучается психологами данный вопрос. Однако до сих пор нет единой точки зрения на природу, структуру, содержание основных понятий музыкальных способностей, при помощи которых они описываются психологами[1]. Но музыканты и педагоги сошлись на мнении о том, что задатки музыкальных способностей имеются у каждого. Более того, музыкальные способности, согласно Б. М. Теплову, являются групповым явлением, и их формирование происходит стихийно в раннем детстве на основе задатков и при наличии определенных возможностей в условиях жизни и воспитания[2]. Раннее проявление музыкальных способностей, как правило, наблюдается у детей, получающих достаточно разнообразные и богатые музыкальные впечатления.

Огромную роль играет музыкальное искусство в процессе воспитания духовности, культуры, чувств, развитие эмоциональной и познавательной сторон личности человека.

«Только развивая эмоции, интересы, вкус ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления» [3].

Музыкальные занятия являются важным этапом в музыкальном воспитании детей, так как в результате ребенок приобретает огромный, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений, развивается музыкальное восприятие и мышление. Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразием музыки: классической, народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами специально для детей, развивает у дошкольника интерес и любовь к ней, и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей.

Список использованной литературы:

  1. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б. М. Теплов. — М. ; Л. : Изд-во АПН РСФСР, 1947. — 355 с.
  2. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестн. Московского университета. Сер. 14, Психология. 1991. N 4.
  3. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] : учеб. пособие / О. П. Радынова. — М. : Издательский центр «Академия», 1998. — 240с.
  4. Кирнарская, Д. К. Музыкальное восприятие: Проблема адекватности [Текст] : дис. … д-ра искусствоведения : 17.00.02 / Д. К. Кирнарская ; Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского.  — М., 1997. — 266 с.
  5. Общая психология [Текст] : учебник / под ред. Р. Х. Тугушева и Е. И. Гарбера. — М. : Изд-во Эксмо, 2006. — 560 с.

[1] Кирнарская, Д. К. Музыкальное восприятие: Проблема адекватности: дис.... д-ра искусствоведения / Д. К. Кирнарская. М., 1997. С. 135.

[2] Общая психология : учебник / под ред. Р. Х. Тугушева и Е. И. Гарбера. М. : Изд-во Эксмо, 2006. С. 402.

[3] Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестн. Московского университета. Сер. 14, Психология. 1991. N 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста

Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возроста...

«Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста»

«Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста»...

"Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста"

Родительское собрание на тему: "Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста"...

Роль музыкального воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста

Роль музыкального воспитанияв развитии ребенка дошкольного возраста...

Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста

Игра – одна из форм проявления активности личности, один из видов деятельности....

Роль музыкального воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста

Приобщение детей дошкольного возраста к миру музыки оказывает воздействие на формирование ценностного отношения к искусству, способствует личностному развитию....

Роль музыкального воспитания в развитии ребенка раннего возраста

В данной статье идет утверждение о том, что музыка помогает детям осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Положительные эмоции влияют на все физиологические процессы, происходящие в ор...