Консультация для родителей "Опыт общения с природой"
консультация

Пырьева Юлия Николаевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад №22 № «Журавлик» г. Сафоново

Консультация для родителей

«Опыт общения с природой»

C:\Users\User\Desktop\кое-что для деревни\1 (1).jpg

Подготовила

Воспитатель 1 кв.катеории

Ю.Н.Пырьева

   

Г.Сафоново

Опыт общения с детьми убеждает: слово «природа» для них  - очень скучное слово, не более, чем пустой звук. Причем не только для дошколят, но даже и для младших школьников. А как можно охранять пустой звук? Тем более любить? Поэтому прежде всего требуется наполнить содержанием само это слово – «природа».

     Если не вдаваться в тонкости научной классификации, то природа – это ЖИВОЕ: не только звери и птицы, но и деревья, трава, цветы, бабочки. Мы понимаем живое исходя из опыта собственных ощущений. И в этом  -  залог «родства» со всем, что существует на земле.

     Поэтому, когда мы хотим объяснить малышу, что стоит за словами «беречь, охранять природу», мы должны обращаться к его опыту. А что он действительно понимает? Охранять – это значит ходить с ружьем вокруг чего-то и отгонять от этого охраняемого злодеев. Наверное, в это можно играть. Но лично его, ребенка, это ни к чему не обязывает. Зато малышу понятно, что значит «обижать». И что значит «делать больно». Живое (природа), как и ребенок, чувствует боль. Живому нельзя делать больно.

     С этого и начинается бережное к ней отношение.

     Маленькие дети в силу возрастных особенностей – «деструкторы». Они склонны выяснять, «что внутри». Они экспериментаторы: им интересно, что получится, «если». Если оторвать мухе крылышки. Если сломать веточку, наступить в муравейник, раздавить птичье яйцо. Возникают новые звуки, новые формы… но всего этого как раз нельзя делать. На подобные «эксперименты» должен быть наложен запрет. Просто потому, что муха – живая. Ей больно, когда отрывают крылья. Дерево – живое. Ему больно, когда ломают ветки. В птичьем яйце уже живет маленький птенчик. И ему больно, когда яйцо давят. И это взрослые могут и должны объяснять детям.

     Не стоит алчно обрывать только что распустившиеся цветки мать- и мачехи ради бессмысленных букетов. Это первый привет наступающей весны. Радостно, когда они распускаются вот на этих самых «неподходящих» для жизни пустырях. Радостно, когда они – живые и для всех. А не когда они через десять минут бессильно обвисают и уже могут вызвать только брезгливое отношение как к «мусору». Когда ребенок бессмысленно рвет цветы, он эгоистично присваивает себе то, что ему не принадлежит. Он неправильно радуется живому – невинно уничтожая его. Конечно, это сильно сказано по отношению к каким-то дикорастущим «сорнякам». Но чувство бережного отношения к природе начинается со слова «не»: «Не хватай!», «Не ломай!», «Не дави!»

     Слово «нельзя» надо произносить твердо, но аргументировано: цветы мать-и-мачехи – это же маленькие солнышки. В городе еще так мало цветов и травы. Не стоит делать так, чтобы их становилось еще меньше. Бабочки очень красивы. Летающие цветы. Но только когда они действительно летают, а не когда их накалывают на булавки. Обратите внимание, как редки стали действительно  красивые бабочки: махаон, павлиний глаз, траурница – чудеса нашего детва. Куда они делись? Их всех переловили.

     Конечно, мы сами несовершенны. Что такое личное совершенство по отношению к природе? Вот один пример. В Голландии, после какой-то экологической конференции, участники гуляли после дождя. Один из участников, голландец, шел впереди всех. Но как-то странно. Шагнет – нагнется, сделает рукой такое «бросательное» движение и идет дальше. Все удивились, а потом поняли: он собирал с асфальта размокших, после дождя червей и нежно так бросал их на траву – туда, где они смогли бы «вернуться домой», под землю. На асфальте червяки конечно же погибли. Все были потрясены поведением этого человека. Это высший пилотаж. Это, что называется, «любовь к природе».

     Но это было в Голландии. Голландия – маленькая страна. Там каждый червь, как представитель фауны, на вес золота. У нас, в России, другая ситуация. У нас лесов много, воды много. И поэтому мы не можем относиться к ним «по-человечески». Мы не можем этого требовать. Никто не в состоянии вынудить кого-то собирать вместе с детьми червей после дождя, если им это противно. А ведь «любовь к природе» вообще-то не терпит брезгливости. Начинать надо с  малого – хотя бы с того, чтобы бросаться вязать веники из цветов.

     И нужно настойчиво и последовательно пресекать попытки маленьких детей давить то, что оказывается у них под ногами. Взрослые часто сами виноваты. Увидела мама, что ребенок взял в руки червя, и кричит: «Брось эту гадость!» в ребенке чувство брезгливости еще не сформировано. И это очень хорошо. Но если червяк – гадость, с ним нужно поступать соответственно: бросить и раздавить. Мама, может быть, этого и не хотела. Просто не справилась с «естественными» эмоциями. Но последствия очень неприятные.

     Взрослые очень много способны передать детям – и хорошее, и плохое. Дети учатся бережно охранять природу, подражая поведению взрослых, а не в результате словесных внушений. Уметь наблюдать – это важное искусство. Если научить ребенка не хватать живое руками, а наблюдать, что происходит, это важнейший шаг к развитию экологической культуры. Не говоря уже о том, что это открытие целого фантастического мира.

     Найти золотую середину довольно сложно. Но важно, потому что тогда только и можно правильно воспитывать детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РАДОСТЬ ОБЩЕНИЯ С ПРИРОДОЙ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РАДОСТЬ ОБЩЕНИЯ С ПРИРОДОЙ»...

Консультация для родителей детей 5-7 лет "Радость общения с природой"

Поход выходного дня может стать основой воспитания осознанного отношения к своему здоровью, экологической культуры ребёнка. Идея узнать и полюбить свой родной крвй будет способствовать формированию бе...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию на тему: "Воспитание у детей потребности в общении с природой через исследовательскую и игровую деятельность"(2017г.)

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию на тему: "Воспитание у детей потребности в общении с природой через исследовательскую и игровую деятельность"...

Консультация для родителей на тему:"Опыт общения с природой"

воспитание бережного отношения к природе...

Консультация "Значение общения с природой для развития личности ребенка"

Формирование педагогической компетентности родителей...

Консультация для родителей «Общение с природой»

Консультация для родителей «Общение с природой»...

Консультация для родителей " Общение с природой - это важно"

Знакомство с природой будит любознательность ребенка. Оно помогает ребенку понять многие явления, приучает видеть интересное там, где еще вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и ...