Консультация для родителей «Общение с природой»
материал (старшая группа)

Имамберлинов Александр Александрович

Консультация для родителей «Общение с природой»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie_s_prirodoy.docx877.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 комбинированного вида «Земляничка»

Консультация для родителей

«Опыт общения с природой»

C:\Users\User\Desktop\кое-что для деревни\1 (1).jpg

   Опыт общения с детьми убеждает: слово «природа» для них - очень скучное слово, не более, чем пустой звук. Причем не только для дошколят, но даже и для младших школьников. А как можно охранять пустой звук? Тем более любить? Поэтому прежде всего требуется наполнить содержанием само это слово – «природа».

     Если не вдаваться в тонкости научной классификации, то природа – это ЖИВОЕ: не только звери и птицы, но и деревья, трава, цветы, бабочки. Мы понимаем живое исходя из опыта собственных ощущений. И в этом  -  залог «родства» со всем, что существует на земле.

     Поэтому, когда мы хотим объяснить малышу, что стоит за словами «беречь, охранять природу», мы должны обращаться к его опыту. А что он действительно понимает? Охранять – это значит ходить с ружьем вокруг чего-то и отгонять от этого охраняемого злодеев. Наверное, в это можно играть. Но лично его, ребенка, это ни к чему не обязывает. Зато малышу понятно, что значит «обижать». И что значит «делать больно». Живое (природа), как и ребенок, чувствует боль. Живому нельзя делать больно.

     С этого и начинается бережное к ней отношение.

C:\Users\User\Desktop\кое-что для деревни\img68.jpg

     Маленькие дети в силу возрастных особенностей – «деструкторы». Они склонны выяснять, «что внутри». Они экспериментаторы: им интересно, что получится, «если». Если оторвать мухе крылышки. Если сломать веточку, наступить в муравейник, раздавить птичье яйцо. Возникают новые звуки, новые формы… но всего этого как раз нельзя делать. На подобные «эксперименты» должен быть наложен запрет. Просто потому, что муха – живая. Ей больно, когда отрывают крылья. Дерево – живое. Ему больно, когда ломают ветки. В птичьем яйце уже живет маленький птенчик. И ему больно, когда яйцо давят. И это взрослые могут и должны объяснять детям.

     Не стоит алчно обрывать только что распустившиеся цветки мать- и мачехи ради бессмысленных букетов. Это первый привет наступающей весны. Радостно, когда они распускаются вот на этих самых «неподходящих» для жизни пустырях. Радостно, когда они – живые и для всех. А не когда они через десять минут бессильно обвисают и уже могут вызвать только брезгливое отношение как к «мусору». Когда ребенок бессмысленно рвет цветы, он эгоистично присваивает себе то, что ему не принадлежит. Он неправильно радуется живому – невинно уничтожая его. Конечно, это сильно сказано по отношению к каким-то дикорастущим «сорнякам». Но чувство бережного отношения к природе начинается со слова «не»: «Не хватай!», «Не ломай!», «Не дави!»

C:\Users\User\Desktop\кое-что для деревни\anh-dep-hoa-huong-duong-de-thuong.jpg

     Слово «нельзя» надо произносить твердо, но аргументировано: цветы мать-и-мачехи – это же маленькие солнышки. В городе еще так мало цветов и травы. Не стоит делать так, чтобы их становилось еще меньше. Бабочки очень красивы. Летающие цветы. Но только когда они действительно летают, а не когда их накалывают на булавки. Обратите внимание, как редки стали действительно красивые бабочки: махаон, павлиний глаз, траурница – чудеса нашего детва. Куда они делись? Их всех переловили.

C:\Users\User\Desktop\кое-что для деревни\20237945.3kz2zjjoj2.W665 (1).jpg

     Конечно, мы сами несовершенны. Что такое личное совершенство по отношению к природе? Вот один пример. В Голландии, после какой-то экологической конференции, участники гуляли после дождя. Один из участников, голландец, шел впереди всех. Но как-то странно. Шагнет – нагнется, сделает рукой такое «бросательное» движение и идет дальше. Все удивились, а потом поняли: он собирал с асфальта размокших, после дождя червей и нежно так бросал их на траву – туда, где они смогли бы «вернуться домой», под землю. На асфальте червяки конечно же погибли. Все были потрясены поведением этого человека. Это высший пилотаж. Это, что называется, «любовь к природе».

     Но это было в Голландии. Голландия – маленькая страна. Там каждый червь, как представитель фауны, на вес золота. У нас, в России, другая ситуация. У нас лесов много, воды много. И поэтому мы не можем относиться к ним «по-человечески». Мы не можем этого требовать. Никто не в состоянии вынудить кого-то собирать вместе с детьми червей после дождя, если им это противно. А ведь «любовь к природе» вообще-то не терпит брезгливости. Начинать надо с  малого – хотя бы с того, чтобы бросаться вязать веники из цветов.

C:\Users\User\Desktop\кое-что для деревни\free-wallpaper-29.jpg

     И нужно настойчиво и последовательно пресекать попытки маленьких детей давить то, что оказывается у них под ногами. Взрослые часто сами виноваты. Увидела мама, что ребенок взял в руки червя, и кричит: «Брось эту гадость!» в ребенке чувство брезгливости еще не сформировано. И это очень хорошо. Но если червяк – гадость, с ним нужно поступать соответственно: бросить и раздавить. Мама, может быть, этого и не хотела. Просто не справилась с «естественными» эмоциями. Но последствия очень неприятные.

     Взрослые очень много способны передать детям – и хорошее, и плохое. Дети учатся бережно охранять природу, подражая поведению взрослых, а не в результате словесных внушений. Уметь наблюдать – это важное искусство. Если научить ребенка не хватать живое руками, а наблюдать, что происходит, это важнейший шаг к развитию экологической культуры. Не говоря уже о том, что это открытие целого фантастического мира.

     Найти золотую середину довольно сложно. Но важно, потому что тогда только и можно правильно воспитывать детей.

C:\Users\User\Desktop\кое-что для деревни\5.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Мы часть природы, научить ребенка любить природу"

Научить ребенка любить природу, сохранить ее чистой для будущего поколения....

Консультация для родителей "Общение родителей и детей»

Общение имеет большое значение для формирования психик, и развития, и становления человека как личности. Особенности поведения и самочувствия ребенка зависит от стиля воздействия на него родителе...

Консультация для родителей "Общение родителей с детьми"

В консультации говорится о том, как важно общение в семье, особенно для детей. Тем более,что из за развития технологий и загруженности родителей, дети все чаще, предоставлены сами себе......

Консультация для родителей «Общение родителей и детей»

Консультация для родителей «Общение родителей и детей»...

Консультация для родителей " Общение с природой - это важно"

Знакомство с природой будит любознательность ребенка. Оно помогает ребенку понять многие явления, приучает видеть интересное там, где еще вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и ...

.Консультация для родителей "Общение педагога с родителями воспитанников".

Консультация о том, как создать дружественную среду для особого ребенка и его родителей, что  делать педагогу, когда в группу поступил особый ребенок....