#Осенняя пора. Рекомендации для родителей по теме "Осень"
консультация (старшая группа)

Разумова Ирина Николаевна

Уважаемые родители!

Поздравляем вас с началом учебного года!

Осень это плавный переход от теплого солнечного лета к холодной продолжительной зиме.

Как удивительно прекрасен мир природы осенью.

Вашему вниманию предлагается материал

как провести  осенние прогулки с детьми на природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рекомендации для родителей.696.24 КБ

Предварительный просмотр:

      Рекомендации для родителей

           по теме «Осень».

Цель: обобщить знания детей об осеннем времени года.

Задачи. 

Развивающие:

-развивать знания о приметах осени, изменениях в природе;

-развивать эмоциональность, отзывчивость;

-обогащать и активировать словарь детей;

-развивать умение наблюдать, видеть красоту природы, замечать маленькие детали из жизни животных и птиц;

-развивать умение внимательно слушать взрослого;

- развивать речь, эстетический вкус, творчество.

Образовательные:

- формировать познавательный интерес и познавательные действия воспитанников;

-закрепить и уточнить знания детей об осенних изменениях в природе;

-закреплять названия растений ближайшего окружения (трав, кустарников, деревьев) и умение соотносить их с листьями, плодами, цветами.

-способствовать проявлению познавательной активности и любознательности.

Воспитательные:

- воспитывать дружелюбие, доброту;

- любовь к природе,

- трудолюбие, усидчивость.

Осень, наверное, самое очаровательное и таинственное с особыми красками время года. У осени есть три месяца- ласковый бархатный сентябрь, дождливый и ненастный октябрь и пронзительно холодный ноябрь.

   Дни становятся все короче, а ночи длиннее и холоднее.

  Люди меняют одежду на более теплую, достают из шкафов резиновые сапоги и зонтики.

Природа осенью готовится к длительному зимнему отдыху.

Листья деревьев и кустов меняют свою окраску, а потом и вовсе опадают на землю, оголяя ветки и покрывая землю разноцветным покрывалом. Улетают в теплые края птицы.

Готовятся к зиме животные и насекомые. Кто-то ложится в спячку- (ежи, бурые медведи, барсуки, змеи и другие),  кто-то меняет свою шубку на более теплую (линяет, тем самым приспосабливается к зимним холодам) это зайцы, лисы, волки, белки и другие животные.

В неживой природе мы наблюдаем изменения, солнце если и светит, то уже не греет, не так как летом. И все чаще небо затягивается серыми дождливыми тучами, идет дождь. Дневная температура воздуха понижается к концу осени до нулевой отметки и даже ниже. Выпадает первый снег.

Все это можно пронаблюдать на прогулке в парке или в лесу за городом.

Гуляя с ребенком в парке пронаблюдайте за приметами осени. Выясните, знает ли ваш ребенок какое время года наступило.

  1. Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ.

Например:

— Какое сейчас время года?

— Сейчас осень. 

— Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов «на улице».

— На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду.

2.Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выделить два периода: ранняя осень(золотая осень) и поздняя осень. Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.

  •  Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.
  • Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава и цветы. Заканчивается отлет птиц.

3. Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы — организуйте беседу.

 — Какое сегодня небо?

— Небо чистое и голубое.

  — А каким чаще бывает небо поздней осенью?

— Поздней осенью чаще небо затянуто тучами.

— Какие листья ты видишь на деревьях?

  — Листья красные, желтые, оранжевые.

— А какими бывают деревья поздней осенью?

  — Поздней осенью деревья голые.

  — Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она?

— Трава еще зеленая, в ней цветут цветы.

  — Что произойдет с травой поздней осенью?

— Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет.

— Подойди к муравейнику. Расскажи, что ты видишь.

— Муравьи тащат в муравейник травинки, веточки, готовятся к зиме.

— Что происходит с насекомыми поздней осенью?

— Поздней осенью насекомые засыпают, прячутся в щели и под кору деревьев.

  — Посмотри на небо. Кого ты видишь?

  — Перелетные птицы летят в теплые края.

4. Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени.

Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождем и листопадом.

И птицы улетают,

И детям в школу надо.

5. Предложите ребенку разделить названия осенних месяцев на слоги: сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь. Напомните: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Поупражняйте ребенка в узнавании деревьев клена, дуба, березы, рябины, тополя, осины, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, багряные, пунцовые. Например: алые листья клена, золотые листья березы, пунцовые листья осины, багряные листья рябины.

7. Поиграйте с ребенком в игру «Осенние листья». Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; ребенок возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными. Например: береза — желтые березовые листья. Клен — алые кленовые листья. Осина — пунцовые осиновые листья. Рябина — оранжевые рябиновые листья.

8. Поиграйте с ребенком в игру «Подскажи словечко».
Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад —

Это просто… (листопад)
Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это…» (осень)

Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный…(дождь)

 9. Выучите с ребенком следующие тексты и проведите пальчиковую гимнастику. Она способствует развитию тонкой моторики пальцев рук, поможет легко запомнить относительные прилагательные «дубовый», «кленовый», «рябиновый».

Ветер по лесу летал,                                 Плавные, волнообразные движения ладонями.

Ветер листики считал: Вот дубовый,

Вот кленовый, Вот рябиновый резной,   Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Вот с березки — золотой,                                  

Вот последний лист с осинки,

Ветер бросил на тропинку.               Спокойно укладывают ладони на стол.


Раз, два, три, четыре, пять,  Загибаем пальчики, начиная с большого.

Будем листья собирать.  Сжимаем и разжимаем кулачки.

Листья березы,  Загибаем пальчики, начиная с большого.

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем  Пальчики «шагают» по столу.

Осень, осень,  Трем ладошки друг о друга.

Приходи!  По очереди сжимаем кулачки.

Осень, осень,  Трем ладошки друг о друга.

Погляди!  Положить ладошки на щеки.

Листья желтые кружатся,  Движение ладонями сверху вниз.

Тихо на землю ложатся. Поглаживаем коленки.

Солнце нас уже не греет,  По очереди сжимаем кулачки.

Ветер дует все сильнее,  Разводим одновременно ручки в разные стороны.

К югу полетели птицы,  Скрестить ручки и пошевелить пальчиками.

Дождик к нам в окно стучится.  Стучим пальчиками по ладошкам.

Шапки, куртки надеваем  Делаем вид.

И ботинки обуваем  Постучать ногами.

Знаем месяцы:  Похлопать ладошками по коленкам.

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.  Кулак, ребро, ладонь.
10. Соберите гербарий из разноцветных осенних листьев, соберите плоды- шишки ,желуди, каштаны, ягоды рябины и другое. Из этих даров природы можно сделать красочные осенние аппликации и поделки. Соберите урожай- яблоки, морковку и др. Сходите в лес за грибами. Можно поиграть с лужами, попускать кораблики, побросать камушки, измерить глубину палкой и др.

11.Покажите детям как изменилась природа. Можно взять на прогулку мяч. Любые игры с мячом не позволят ребенку замерзнуть в прохладную погоду.

Игра: «Кто больше знает» мама называет слово любой тематики (это могут быть темы: цветы, деревья, животные, насекомые, ягоды, грибы, овощи, фрукты и др.) кидает мяч ребенку, ребенок, подобрав вариант ответа, бросает мяч маме, выигрывает тот, кто больше назовет предметов на заданную тему.

12. Старайтесь на прогулке как можно больше двигаться. Чередовать умственную познавательную нагрузку с двигательной активностью. Это могут быть обычные игры прятки, догонялки, классики, катание с горки.

13.Поиграйте с ребенком в речевые игры:

Игра «1,2,5»

 Например: один дуб, два дуба, три дуба, четыре дуба, пять дубов.

(липа, сосна, осина, клен и т.д.)

Игра «Подбери признак»

Например: осень(какая?)- солнечная, золотая, дождливая, пасмурная, холодная, урожайная и т.д.

Листья (какие?) разноцветные, багряные, кружевные, большие, маленькие, желтые и т.д.
Игра «Подбери слова, обозначающие действия»

Например: листья (что делают?) летят, кружатся, опадают, зеленеют, желтеют и т.д.

Тучи (что делают?) плывут, темнеют, собираются, поливают и т.д.

14. Поговорите о труде людей осенью на селе, если есть возможность понаблюдать, то понаблюдайте и поучаствуйте в сборе урожая.

В полях и огородах убирают урожай овощей, в садах идет уборка фруктов. Хлеба в поле убирают специальными машинами комбайнами. Спросите, какие овощи и фрукты убирают люди на селе. Знает ли ваш ребенок как растет Хлеб. Какие злаковые культуры он знает (пшеница, рожь, овес, ячмень, просо и др.). Как называется профессия людей выращивающих хлеб (хлебороб). Куда везут зерно с полей (на зерноток,  где его просушивают, отсортировывают хорошие зерна от плохих и от разного мусора), затем зерно везут на мукомольный завод.

Вспомните стихотворение С. Погореловского «Вот он хлебушко душистый». Воспитывайте детей на личном примере, никогда не выбрасывайте хлеб, сделайте сухарики, покормите птиц- если хлеб уже не свежий, всегда доедайте и берите столько хлеба, сколько съедите. Берегите Хлеб, ведь не зажили еще те раны блокадного Ленинграда.

15.Развивайте мыслительные операции и речевой слух ребенка. Поиграйте с ним в игру «Четвертый лишний». Вы произносите цепочку слов, ребенок внимательно слушает, определяет какое слово лишнее, объясняет, почему.

Примерные цепочки слов для игры и примерные ответы ребенка:

Листопад, сугроб, туча, дождь

(лишнее слово сугроб, потому что слова листопад, туча, дождь имеют отношение к осени, а сугробов,  как правило, осенью не бывает).

Желтый, красный, синий, оранжевый

(лишнее слово синий, потому что  синий цвет – холодный, а  желтый, красный, оранжевый – теплые).

Рисовать, раскрашивать, подбрасывать, штриховать

(лишнее слово подбрасывать, потому что подбрасывать можно мяч на физкультурном занятии, а рисовать, раскрашивать, штриховать можно на занятии рисованием.

16. Выясните, понимает ли ребенок почему осенью начинается массовый отлет птиц. Стало холодно, исчезли, попрятались насекомые, осыпались семена трав, ягоды  кустарников которыми питались птицы. Понаблюдайте за стаями птиц над вашим населенным пунктом. Расскажите, что из наших краев улетают скворцы, гуси, трясогузки, чайки, некоторые утки, журавли и другие перелетные птицы.

17. Обратите внимание ребенка на то, как готовятся осенью к зиме некоторые животные, чтобы пережить зимние холода. Прогуляйтесь  и понаблюдайте за белками в осеннем парке. Белки заняты  сейчас не только заготовками еды на зиму, но и утеплением жилья. Можно увидеть белочку, которая тащит в свое дупло увядшую траву или мох.

18. Месяц ноябрь – это пора поздней осени. Редко стало появляться солнце. На небе тусклые серые облака. Тепла совсем уже почти не осталось. Все чаще можно наблюдать заморозки, иней. Знают ли ваши дети эти природные явления?  На водоемах образуется тонкий ледок. Деревья уже полностью освобождаются от листьев. На зиму кора деревьев твердеет, защищая от ледяного ветра, льда и снега. Лес заснул. Лесные звери уже полностью готовы к зиме, одеты в зимние шубки. Снижается температура воды. К концу месяца пруды замерзают, затягиваясь полностью ровным льдом. Внешне ноябрь серый грустный месяц, только последняя неделя может окраситься в белый свежевыпавший снег. Зима приходит не спеша и заточает в ледяные кандалы природу.

Можно прочитать стихотворение об этом времени года.

Мерзнет ветер в ноябре,

Холодом простужен.

Он на утренней заре

Встретился со стужей.

Тучей неба синева

От земли закрыта,

И осенняя трава

 инеем покрыта.

Лёд на лужице блестит

Лужа замерзает.

Это к нам зима спешит

Осень провожает.

(Г.Соренкова).

19.В холодную ноябрьскую погоду любоваться осенними пейзажами куда приятней из окна, сидя в теплом и уютном доме. Чем же занять детей когда на улице сыро и холодно и на прогулку особо не выйдешь.

  1. Можно сделать бусы из желудей, ягод рябины и калины.
  2. Сделать букет из разноцветной листвы и украсить им дом.
  3. Изготовить поделки из заранее собранных шишек, желудей, листьев, каштанов и др.
  4. Наблюдать за капельками дождя на стекле.
  5. Наблюдать, как ездят под окном легковые машины и спецтранспорт.
  6. Рисовать на запотевшем окне рисунки (солнышко, цветы, сердечки или разнообразные узоры).
  7. Испечь всей семьей вкусный пирог, где ваш ребенок будет принимать самое активное участие.
  8. Сделать кормушки для птиц.
  9. Нарисовать осеннюю картину цветными мелками, карандашами, красками с элементами аппликации из сухих листьев.

10.Совместно приготовить суп с овощами борщ, щи.

    11.Почитать интересную книжку.

    12. Рассмотреть папины инструменты.

    13. Навести порядок в шкафах, убраться в квартире, чтоб ваш     ребенок выполнял посильную безопасную работу.

     14.Провести спортивный вечер.

     15. Слепить из пластилина куклу или то, что хочется.

     16.Поиграть в настольные развивающие игры.

     17.Повырезать ножницами из бумаги или ткани.

     18. Заняться плетением из бисера.

     19. Поиграть в игру «Посчитай-ка» (от 1 до 100 и обратно), пересчитать какие-то предметы в доме.

    20.Послушать классическую спокойную музыку.

    21.Посмотреть поучительный детский фильм.

    22.Снять видеофильм «Моя любимая Семья».

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Осень пора золотая,осень пора урожая!!"

Обобщающее занятие о ХЛЕБЕ!!Развитие речи,окружающий мир,лепка-мукосоль......

«Осенняя пора - пора очарованья»

Экологическое воспитание» ребенка раннего дошкольного возраста означает содействие взрослых развитию доброго и любознательного малыша, открытого миру природы. Мы должны научить малышей смотреть и виде...

Семейная игралочка "Осенний выпуск" (рекомендации для родителей)

Комплекс артикуляционной, пальчиковой , дыхательной гимнастики по осенней тематике...

Календарно-тематическое плнирование на тему "Осень - пора золотая, осень - пора урожая"

Календарно-тематическое плнирование на тему "Осень - пора золотая, осень - пора урожая"...

"Осенние забавы" рекомендация для родителей и не только

Наступила осень и принесла с собой дожди, сырость и грязь. Дома сидеть совсем не хочется, ведь  свежий воздух необходим, и гулять нужно в любую погоду и в любое время года!  Для таких случае...

Долгосрочный проект "Осенняя пора- весёлая пора!" для подготовительной группы.

Актуальность темы: в условиях образовательного процесса в ДОУукрепляем и расширяем связь с природой, воспитываем бережноеотношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместнойдеятельности детей и...

"Как мы следы осени искали" (рекомендации для родителей)

Предлагаю вашему вниманию рекомендации для родителей по теме недели "Как мы следы осени искали". Надеюсь, что данный материал будет полезен не только родителям дошкольников 4-5 лет, но ...