Запретный плод сладок, или как правильно родителям запрещать что-либо ребенку.
занимательные факты

Валькова Наталья Викторовна

Как часто мы слышим от взрослых требования к детям : "Не бегай, не крутись, не шуми и тд." Дети же, в свою очередь, как по взмаху волшебной палочки начинают делать именно то, что мы им запрещаем. Как правильно взослым формулировать запреты и стоит ли их делать? Данная статья предлагает порассуждать на эту тему...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zapretnyy_plod.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                      Ψ Страничка психолога

В психологии давно установлено, что перед тем, как осуществить какое-либо действие, человек обязательно сначала мысленно "проигрывает" его, хотя сам может этого и не замечать. Наверняка, с Вами не раз происходили ситуации, когда Вы брали какой-либо предмет, а он оказывался намного легче, чем Вы ожидали. Замечали, как взмывала вверх Ваша рука? 

Почему так происходило? Потому что в мысленной "репетиции" предстоящего действия участвует весь организм. Достаточно представить себе как Вы сейчас встанете, или обернетесь, - и в состояние боеготовности приводятся все соответствующие мышцы, они уже мобилизованы и способны произвести то, что Вы себе представили. Вот и в описанной выше ситуации, Ваш мозг оценил предмет как тяжелый, организм, мышцы заранее настроились на подъем "тяжести", и в случае ошибки, когда предмет оказался значительно легче, рука по инерции взмывает вверх. Насколько такая репетиция видна со стороны, зависит от степени сложности задачи и от умения человека владеть собой.

В ситуации же, когда нам запрещают что-либо делать, нам необходимо все равно мысленно "прокрутить" в уме запретное действие, чтобы понять, что вот ЭТО делать нельзя. В психологии есть такой эксперимент-шутка, который как раз демонстрирует тот факт, что когда человеку что-то запрещают, то он сначала должен мысленно отчетливо представить, что же ему нельзя делать.

Если  Вас сейчас попросить не думать о белой обезьяне с зеленым хвостом, то со 100% уверенностью можно гарантировать, что ближайшую минуту Вы только ее и будете представлять.
Или другой пример. Что будет, если человеку сказать: "Смотри в эту точку, а вон в ту смотреть нельзя " и особым прибором фиксировать движение глаз? Испытуемый, сам того не осознавая, будет постоянно поглядывать в запрещенную точку.

Но мы, взрослые, если хотим, конечно, можем противостоять этому искушению. А вот дети не могут. Скажите ребенку до трех-четырех лет: не бросай мячик - и он его тут же бросит. Вы его накажете, и совершенно напрасно. Он ведь не из вредности его бросил - просто мысленно представил себе это действие, а так как мысленный и действительный план для ребенка еще слишком слиты, то не повторить его в реальности он пока не может. Справедливости ради стоит заметить, что и для некоторых слабовольных взрослых запрет - прямое побуждение к действию. Не зря ведь говорят, что запретный плод - сладок.

Вы можете сами побыть в роли исследователя и провести следующий эксперимент. К Вашему ребенку в гости пришили друзья (например, на день рождения). Дети бегают по комнате, играют. Вы можете взять и стульями, или ленточкой, обгородить в центре комнаты замкнутое пространство - и сказать: играйте в любом месте комнаты, а на отгороженное пространство не заходите - нельзя! Догадываетесь, что тогда произойдет? Если дети совсем маленькие, то они тут же, как по команде, ринуться в запрещенный круг. Те кто постарше, а значит и похитрее, будут искать любой повод, чтобы нарушить установленные границы.
Ребенку, чтобы освоить запрет, нужно совершить запретное действие в реальности. И только после многократных проб, он сможет представить себе это действие в уме - и не сделать его.
Поэтому родителям, если они хотят, чтобы ребенок чего-то не делал, лучше либо сразу предложить альтернативное запрещаемому действие или  сформулировать запрет в утвердительной форме.

 Например, вместо того, чтобы говорить: "Не дергай кошку за хвост!", лучше сформулировать свой запрет так: "Кошка - живое существо, так же как и ты, и ее надо любить! Ты можешь ее погладить, если хочешь ". 
Учитесь договариваться с детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Легко ли научить ребенка правильно вести себ на дороге "

«Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?»На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.На самом деле очень т...

Консультация для родителей "Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения"

Воспитание правильного звукопроизношения - важная задача для родителей и педагогов необходимо, чтобы и в семье и в дошкольном учереждении все участники обучения ребенка произносили звуки правиль...

Консультация для родителей "Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения"

Воспитание правильного звукопроизношения - важная задача для родителей и педагогов необходимо, чтобы и в семье и в дошкольном учереждении все участники обучения ребенка произносили звуки правиль...

Искусство запрещать: как сказать ребенку "нет"

Искусство запрещать: как сказать ребенку "нет"...

Как запрещать что-то ребенку? Предлагать альтернативу?

Как запрещать что-то ребенку? Предлагать альтернативу? Конечно, есть ситу...

Всех ли детей можно научить петь? У всех ли детей есть талант к музыке? Как правильно выбрать педагога для своего ребенка? Как правильно подготовить ребенка к занятиям и сформировать у него мотивацию к обучению? Если ваш малыш любит музыку как

Не все заканчивали музыкальную школу, не все мы поем и играем на музыкальных инструментах. Но все мы хотим, чтобы наш малыш был музыкально развит. И не случайно. Музыкальные способности связаны с эсте...